Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Categories:

Race to Nowhere

 Я буду в основном пересказывать содержание фильма и последовавшей за ним панели, поскольку у не-американских читателей вряд ли будет возможность его посмотреть. Постараюсь, по возможности, не растекаться. 

Итак, фильм обращается к проблеме стресса у старшеклассников, к проблеме overachievers, к тому, что у детей не остается детства, а все оно превращается в гонку за поступлением в колледж. Больше половины фильма - монологи. Учителей, родителей, детей разного возраста, психологов, профессоров университетов. Все они очень искренни, говорят не по бумажке, не боятся показаться смешными или непоследовательными. И в этом ценность. 

Фильм начинается с рассказа о том, что многие дети уже в пятом классе перегружены и учебой, и всякими дополнительными занятиями, показывают семью с тремя детьми, у которой только 20 минут вечером получается побыть вместе - остальное время или развозят детей по разным спортам - музыкам, или следят за тем, чтобы они уроки делали.  Говорится об исчезновении свободного времени, даже у совсем маленьких детей. Времени, когда можно просто ничего не делать, а посидеть - подумать. 

Всю первую половину 20 века детям постепенно возвращали детство - были приняты законы об ограничении детского труда, дети смогли вернуться в школы, и после школы заниматься всякими интересными делами, играть, рисовать. Но после запуска спутника, и после "Нации в опасности" школьные нагрузки стали систематически возрастать. Особенно резко этот процесс пошел после принятия Акта "Ни одного отстающего".

Школы готовят учеников к успешной сдаче тестов. Работа учителя оценивается по тому, насколько хорошо его ученики успевают. Хорошие учителя в слезах (буквально!) - я не учу тому, чему считаю важным учить. Родители, которым направо и налево объясняют, как важно не упустить чего-то в раннем возрасте, стараются "не упускать". Родители старшеклассников волнуются о том, чтобы ребенок поступил в престижный университет. А для этого, как мы знаем, мало просто отлично учиться. Нужно, чтобы ребенок занимался спортом, и показывал в нем хорошие результаты, чтобы занимался каким-нибудь искусством, чтобы участвовал в работе клубов, и т.п.

Дети говорят: я ненавижу вопрос: и?... Я рассказываю маме: я получила отлично за контрольную.. - и? - я провела отличную игру в футбол.... - и? - у меня три клуба... - Знаешь, а я тут видела прекрасную возможность для community service - ты же знаешь, как колледжи это любят, почему бы тебе не попробовать и это?

Ребята, занимающиеся спортом, говорят: я в школе с 8 утра до половины четвертого, и в школе говорят - это твое основное дело. Потом у меня тренировка - до половины восьмого, каждый день, и тренер говорит - это твое главное дело. И после этого мне еще нужно потратить несколько часов на домашнее задание.  Это все, кстати, чистая правда, я готова засвидетельствовать, как мама спортсменов; я не знаю, как им вообще удавалось делать то, что они делали.  Про сон, то, что говорится в фильме - тоже чистая правда. Я помню, как Аннушка перед началом девятого класса говорила с горящими глазами, что она хочет в школе делать. Т.к. это происходило на театральном пикнике, я тут же поймала одну старшеклассницу, которая имела сходный "послужной список" и попросила ее: скажи вот честно, Анне, а не мне - сколько часов в день ты спишь по будням? На что был дан честный ответ - четыре с половиной. Так оно и есть.

Каждый AP класс требует примерно часа домашней работы. Есть дети, у которых по 6 AP - классов. Учителя говорят: есть дети, которые действительно хотят заниматься данным предметов углубленно - флаг в руки. Но есть дети, которые берут AP, "потому что так положено".  Учитель биологии говорит: учебники по AP- биологии - на 1300 страниц. Такой материал невозможно изучить. Надо ставить конечное количество тем, и их изучить углубленно.  Тот же учитель говорит: я в качестве первого шага сократил объем домашней работы вдвое. И результаты тестов - улучшились! О чем это говорит?

Ученые говорят: исследования показали, что в США задают на дом гораздо больше, чем в тех странах, в которых результаты PISA выше. Установлено, что в начальной школе вообще нет корреляции между домашней работой и успеваемостью; в средней школе чем больше домашней работы, тем лучше успеваемость - верно, когда общая продолжительность домашней работы не превышает час. Дальше корреляции нет. В старшей школе - два часа.

Дети говорят: мы списываем. Потому что все выучить невозможно. От меня ждут только отличных оценок. Как можно учиться, если тебе не разрешают сделать ошибку?

Преподаватели и кураторы в Гарваде и Стэнфорде говорят - до половины учеников, которые приходят с высшим средним баллом, должны повторно брать курсы по базовым предметам. Почему так происходит? Потому что он не успевают "учить, чтобы выучить", они учат, "чтоб сдать тест", а после этого все забывают. Или списывают.

Дети говорят: я все время повторяю себе, что мне нужно сейчас учиться и не спать ночей, чтобы поступить в хороший колледж. Потому что тогда я смогу получить хорошей диплом, и, как следствие, хорошую работу, и буду счастлива. Но потом я думаю: если я сейчас разрушу свое здоровье, буду ли я счастлива? Родители говорят: мы всегда думали, что стараемся обеспечить прочное будущее для своих детей. Но теперь мы начинаем думать, то ли мы делаем, не разрушаем ли мы это будущее. Почему успех неразрывно связан с высокой зарплатой и шикарным домом? Почему иначе мы считаем, что с человеком "что-то не так"?

... фильм посвящен памяти 14-летней девочки, которая покончила с собой, потому что стала плохо успевать в "продвинутом" классе по математике, в который очень стремилась попасть...

***
Про панель все же вынесу в отдельный пост, чтобы было хоть как-то читабельно.

Tags: образование, школа
Subscribe

  • Семейное

    Мама съездила в Петербург, и главное - благополучно вернулась, так что я выдохнула:). Эта поездка была "потому что надо" - были…

  • Велосчастье

    Аватарка с моим велосипедом, но я про Аннин. Аннушка некоторое время назад стала владелицей грузового велосипеда, в котором можно перевозить детей…

  • Еще про семейные дела

    Кроме самого важного семейного события прошлой недели, происходило еще много всякого. В этот приезд девочек мы, наконец, смогли провернуть очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 112 comments

  • Семейное

    Мама съездила в Петербург, и главное - благополучно вернулась, так что я выдохнула:). Эта поездка была "потому что надо" - были…

  • Велосчастье

    Аватарка с моим велосипедом, но я про Аннин. Аннушка некоторое время назад стала владелицей грузового велосипеда, в котором можно перевозить детей…

  • Еще про семейные дела

    Кроме самого важного семейного события прошлой недели, происходило еще много всякого. В этот приезд девочек мы, наконец, смогли провернуть очень…