Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Categories:

Whatever it takes... Обучение чтению и "конвейер".

Продолжение. Предыдущая часть - здесь.

Специалисты исследующие развитие чтения у детей, уже давно обнаружили явление, которые они назвали "эффектом Матфея", по аналогии с библейским "имущему дастся, а у неимущего отымется" из Нагорной проповеди. Имеется в виду такой эффект, что уже в подготовительный класс дети приходят с разным уровнем подготовки по чтению: кто-то уже умеет определять начальный звук слова, кто-то уже знает все буквы... И не для кого не будет неожиданностей, что и в этом навыке дети из обеспеченных семей далеко вырываются вперед по сравнению с бедными детьми.

Те дети, которые первыми осваивают искусство превращения непонятных значков в звуки речи, так и остаются самыми лучшими читателями. "Позднее раскрытие" в плане чтения - чрезвычайная редкость. Дальше все происходит по спирали: те, кто уже читает легко, получает от чтения удовольствие, и читает все больше и больше. А те, кто так и не освоил магию превращения букв в звуки, так и остаются отстающими. Они не могу прочитать новое, незнакомое слово, а значит, не могут полчить новые знания из прочитанного; чтение не доставляет им удовольствия, так что они читают, только когда их заставляют, и их уровень чтения почти не поднимается.

К пятому классу различие между "читателями" и "не-читателями" совершенно разительное. Ученые фиксировали, сколько времени в среднем в день школьники читают "по своей воле", не то, что задано, а для удовольствие. Так вот, оказалось, что дети, входящие в 10% лучших учеников своего класса, читают в среднем 21 минуту в день, что за год суммируется в 1,8 миллионов прочитанных слов. Если же взять учеников "с другого края шкалы", 10% худших учеников, то они читают "для себя" в среднем шесть СЕКУНД в день, что в год дает всего 8 тысяч слов....

Исследователь Торгенсен из Флориды задался вопросом, можно ли что-то сделать с этой спиралью, и изучил все известные методики подтягивания уровня чтения 9-12 летних школьников. Результаты анализа были достаточно обескураживающие.

С помощью передовых методик и больших вложений времени можно было улучшить такие показатели, как понимание детьми прочитанного, правильность чтения, но почти невозможно было продвинуться в плане беглости чтения, даже в тех случаях, когда дети получали по сто часов дополнительных индивидуальных занятий.

Выводы были неутешительные: если к концу начальной школы "инвалидность по чтению" у ребенка достигла достаточно серьезного уровня, нагнать свой уровень может оказаться попросту невозможно. С другой стороны, если на чтение обращали внимание раньше - в первом - втором классах, то почти всегда удавалось получить совешенно замечательные результаты. По подсчетам Торгенсена, если вовремя "выловить" детей с проблемами чтения и начать с ними интенсивно заниматься в начальной школе, то четыре пятых из них вообще не будут иметь никаких проблем.

Можно ли "полносью и окончательно" решить проблему плохой успеваемости бедных детей, если начать ею заниматься с самого раннего возраста? Казалось бы, все упомянутые исследования однозначно утверждают: Да. Всего за год дети, поступившие в программу интенсивной подготовки с IQ гораздо ниже среднего по их возрасту, оказывались в группе лучших, причем не только в своей социоэкномической группе, а и в среднем по стране. Но что происходит через год после окончания программы? Преимущества этих детей начинают постепенно ослабевать, они по-прежнему показываю результаты лучше своих сверстников, не обучавшихся в программе, но разрыв сокращается. И, наконец, к третьему классу все преимущества "ранней интервенции" сходят на нет.

А что, если бы эта программа никогда не кончалась? Именно в этом была идея "конвейра" Канады. Если так и продолжать заниматься с детьми по интенсивной программе, с трех лет, в подготовительном классе, и так далее,смогут ли они, несмотря на неблагополучную семейную обстановку, показать результаты выше среднего по Гарлему, близкие к результатам по стране?

На этот вопрос предстояло получить ответ в 2007 году, когда в 3 класс пришли первые ученики, прошедшие через все звенья "конвейера".



Следующая часть.
Tags: social issues, образование, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments