Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Categories:

Whatever it takes... Школы. Часть VI

Предыдущая часть - здесь

Итак - не поздно ли? Вернемся в самое начало книги, к исследованиям, которые изучали вопрос, что же мешает.

Нобелевский лауреат по экономике Хекман в свое время стал изучать вопрос, помогает ли черной молодежи специальная государственная программа, которя содействовала их трудоустройству. В свое время эти программы были очень популярны, т.к. казалось, что они как раз могут дать "удочку вместо рыбы", научить молодых безработных устраиваться на работу и зарабатывать. Однако, когда сравнили результаты тех, кто проходил этот тренинг, и тех, кто не проходил, то выяснилось, что он был, как минимум, бесполезен: непрошедшие тренинг молодые люди заработывали БОЛЬШЕ, чем прошедшие. А ведь эти программы рассматривались как альтернативы велфаре, как возможность дать удочку, а не рыбу.

С остальными похожими программами, такими, как реабилитация бывших заключенных, наблюдались сходные результаты. Почему же так происходило? Казалось бы, было безошибочно установлено, что успех в жизни зависит от наличия определенных навыков, и программы были призваны этим навыкам обучить, а между тем они давали абсодтно никако эффекта. Начав изучать этот вопрос, Хекман установил следующее.

1. Да, успех определяется имеющимися навыками

2. Да, имеется пропасть в овладении этими навыками в зависимости от расы, социального положения, уровня образованности матери, и чем старше ребенок, тем шире разрастается эта пропасть, уже к двум годам она достаточно велика. Про это, как мы помним, писали и другие исследователи.

3. Имеют значение не только когнитивные навыки. Хекман изучал результаты тестов GED, для тех, кто в свое время не закончил школу и сдавал на эквивалент аттестата экстерном. И выяснилось, что результаты тестов у них были сравнимы с результатами тех, кто бросил школу, и так в нее и не вернулся, даже если они показывали более высокие показатели интеллектуального развития. Хекман считал, что все дело было в том, что у этих молодых людей отсутствовали те не-когнитивные навыки, которые вырабатывает обучение в школе: терпение, упорство, уверенность в себе, умение точно следовать инструкциями, умение "откладывать удовольствие". А все эти навыки очень важны не только в школе, но и на рынке труда.

4. Всем этим навыкам, и когнитивным и некогнитивным, можно человека обучить, но чем он старше, тем сложнее это сделать. Именно поэтому не приносила никакого эффекта программа для безработной молодежи: обучить этим навыкам 16-17 летних было уже практически нереально. В то же время более раннее вмешательство, в 3-5 летнем возрасте, как доказали многочисленные программы для дошкольников из неблагополучных семей, приносят совершенно удивительные результаты.

Хекман утверждал, что его подход не имеет ничего общего с жаждой социальной справедливости, а что он основан на практическом расчете: помогая бедным детям, мы не столько совершаем акт социальной справедливости, но и делаем общество богаче, экономим средства на выплату пособий по безработице, на содержание полиции и тюрем, и т.п. Предлагаему политику он назвал "политикой равных возможностей по доступу к домашней обстановке или тому, что ее заменяет. То есть, он, как и Канада, говорил, что лучше всего обеспечить развивающую обстановку в семье в самые ранние годы, но если этого не получилось, то нужно как можно раньше предоставить ребенку развивающую и обогащающую среду.

***
Вернемся в Гарлем. Как мы помним, Канада был озабочен устройством "конвейерной" системы, чтобы дети из Baby Cоllege попадали в программу Harlem Gems для дошкольников, а оттуда - в подготовительный класс Promise Academy. Но, как мы помним, условием работы чартерных школ было и есть то, что учеников в них набирают по результатам открытой лотереи. И вот на второй год получилось так, что из 40 выпускников программы Harlem Gems только 14 попали в подготовительный класс Promise Academy. Канада воспринимал это так, что он только что потратил по 13 тысяч долларов на каждого из 26 четырехлеток, которые теперь должны были вернуться в массовую школу, и неизвестно, как сложится дальше их судьба.

Канада решил изменить правила лотереи, и стал ее проводить для родителей 2-3 х летних детей, которым нужно было в школу только через два года. И всех, кто выигрывал в эту лотерею, он автоматически зачислял в Harlem Gems. Кроме того, он организовал еще одну программу - для родителей трехлеток, в которую тоже принимали тех родителей, чьи дети выиграли лотерею в Promise Academy, и, таким образом, первая часть конвейера - до подготовительного класса - была постороена.

***
Что же тепе делать со средней школой? С одной стороны, все те проблемы, с которыми пришлось столкнуться Канаде и его сотрудникам, подтверждали мысль, что чем позже начать вмешательство, тем сложнее получить результат.

Вот что говорил Канада Полу Тафу:

Наша главная проблема вот в чем. Все мы решили, что мы будем работать там, где детям хуже всего, где они больше всего отстают, что мы будем супергероями и спасем их. Метод супергероя дает огромное моральное удовлетворение; хотя мы и выматываемся до невозможности, осуществляя его. Мы идем в самые безнадежные районы, пытаемся учить детей, от которых отказалась образовательная система, и если все складывается удачно, мы совершаем чудеса. Но беда в том, что таким образом наша работа никогда не будет закончена, всегда останется больше детей, которым нужна помощь, а мы ее не оказали. И хотя мы делаем и будем продолжать дальше это делать, но все же нам нужно разработать принципиально иной подход.

Канада надеялся, что если запустить его конвейер достаточно рано, то к тому времени, как дети пойдут в среднюю и старшую школу, уже не будет неожодимости прилагать суперменские усилия. Для Пола Тафа это выглядело, как противоречие в позиции Канады - ведь от Терри Грей и Пиндера он предполагал именно супергеройские усилия. Но сам Канада считал, что это - необходимая, но временная мера, до тех пор, пока его конвейер не заработает в полную силу. Он считал невозможным бросить на произвол судьбы этих 250 школьников, которые к шестому классу уже так безнадежно отстали, и он понимал, что "вытянуть" их - задача сверхсложная, на грани невозможного - но все же возможная. Однако он не считал, что эти стратегии должны использоваться в режиме "нормального функционирования". В этом было еще одно его принципиальное расхождение с лидерами KIPP - он считал, что концентрируясь на средних и старших школах, никуда дальше героического спасения отдельных детей, не уйдешь.




Следующая часть.
Tags: social issues, образование, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments