?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 
... Так вот, в тот день Аннушка прислала мне две цитаты. Про первую я уже написала. А вот вторая, она, скажем так, более неоднозначная. Вот она:

"Human nature will not flourish, any more than a potato, if it be planted and replanted, for too long a series of generations, in the same worn-out soil. My children have had other birthplaces, and, so far as their fortunes may be within my control, shall strike their roots into unaccustomed earth."
Nathanial Hawthorne

Если не очень близко к тексту, то смысл в том, что человеческая натура, как и картошка, расцветает пышнее, будучи пересаженной в новую почву, и что родители, вместо того, чтобы держать детей при себе, должны заботиться о том, чтобы у них была возможность пустить корни на новом месте.

Неоднозначно. Почти жестоко. Или, по крайней мере, жестко.  И хочется сказать: а как же вся народная мудрость по поводу "силы от родной земли"?!  А как же русская интеллигенция в изгнании?! И все же, все же...
 И все же я не могу не видеть в ней разумное зерно. Или жестокую правду. Или...

... Действительно - расцветают. Новая обстановка - это стресс. Это - залп новых впечатлений. Это - почти против воли , почти насильственно, овладение массой новых навыков. В наш первый американский год мне казалось, что я просто могу протянуть руку и  пощупать этот концентрат в окружающем пространстве. Пространство было густым и вязким. Нужно было прилагать силы, чтобы двигаться. Я все время мысленно сравнивала это время с первыми днями после прихода с новорожденным из роддома: непрерывное колесо дел, и тихий ужас: и это теперь всегда так?!  Но это - для меня. Для них - продолжение освоение мира. В темпе новорожденного:-).

Нам было очень трудно. Денег не  было ни на что, в том числе ни на какие "развивалки".  И это после нашего детского сада, музыкальной школы, танцевальной студии, еженедельных походов в театры и музеи. Но у меня было совершенно определенное ощущение, что - не обделяю. Что сейчас они "учатся жить здесь", и что к этой работе ничего добавлять и не надо, ее и так выше крыши.

Некоторые не очень умные русские эмигранты считают, что поскольку русские и китайские дети отхватывают первые места на разных олимпиадах, завоевывают призы и медали, то они все по определению умнее американцев. Многие не очень умные не-эмигранты искренне считают, что американцы "все тупые", и поэтому не могли бы прожить без иммиграции.

Да, наверно, это правда. Не то, что "не прожили бы", а то, что богатство Америки - в этом постоянном притоке свежих сил. Они, эти свежие силы,  часто умнее и предприимчивее не потому, что они - "не местные", что они русские, китайцы или индусы, а потому, что они получили "забесплатно" это богатство второй культуры. Потому что сам переезд пробудил в них все их потенциальные возможности. Дал по мозгам :-).
 
Я думаю, что Петр посылал юношей в Амстердам не только за практическими знаниями :-). Но и затем, чтобы они посмотрели, как люди живут. Думаю, что он сам, проехав по разным странам с Московским посольством, интуитивно понял важность этого опыта. И наверно, не зря в последующие века дворянские дети уезжали "посмотреть мир". И молодые художники, рвавшиеся "в Италию", тоже стремились туда не только потому, что в те времена невозможно было посмотреть художественные коллекции по интернету. И наверно, не случайно расцвел в Петербурге архитектурный гений великих итальянцев, приезжавших просто за заработком, и нашедших новый источник вдохновения.
 
Я недавно писала о своих соображениях на тему о том, почему верен штамп - "Америка - страна неограниченных возможностей". Сколько бы раз ни повторять, что "все зависит от самого человека", неважно, где он живет, но от фактов не уйдешь. Ни в какой другой стране, кроме "страны иммигрантов" не готовы до такой степени снять все барьеры на их пути. Естственно, я не говорю о бюрократии :-). Да, получение вида на жительство может занимать десятки (!) лет, да, бюрократия в этом вопросе не поддается описанию. Но с самого первого дня все готово для того, чтобы человек мог встроиться в экономическое, социальное и духовное пространство. Если он туда стремится, пространство его не отторгает. 

***
 
... На выпускном в Junior High (восьмой класс) Аннушка получила награду Американского Легиона, ту самую, про которую я всегда говорила, что это единственная награда, которую я бы не хотела, чтобы она получила :-). Поскольку уж больно патриотичная. Но смех не в этом, а в том, что среди четверых человек, получивших награду, двое были не-граждане США, а остальные двое - граждане не по рождению :-).


 

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
koshka_2004
Apr. 16th, 2008 09:15 am (UTC)
О! Спасибо! Я это всегда понимала, и родители всегда понимали.
Но так сформулировать я бы не смогла - даже не задумывалась над этим.
hettie_lz
Apr. 16th, 2008 10:21 am (UTC)
:-).
sib_koshik
Oct. 31st, 2008 06:50 am (UTC)
Спасибо за ссылку на пост, очень интересно. Новая обстановка - это действительно стресс, который, с одной стороны, не так уж и просто пережить. Зато он дает очень, очень хороший толчок в развитии. Мы все (наша семья) тоже это почувствовали, хотя, конечно, наш переезд был не столь значителен. Пока еще неизвестно, что из всего этого выйдет, но уж жалеть о том, что оно было я точно не собираюсь.
hettie_lz
Oct. 31st, 2008 09:45 am (UTC)
Жалеть вообще неправильно (кажется, я на днях у Марины на эту тему Влада цитировала).
sib_koshik
Oct. 31st, 2008 11:13 pm (UTC)
Можно почитать? (В смысле, дайте ссылку.) Умные у вас дети. Я серьезно, до меня только к тридцати это дошло, да и то не совсем самостоятельно.
hettie_lz
Nov. 1st, 2008 01:08 am (UTC)
Ссылка вот: http://malinteso.livejournal.com/434133.html?thread=4592597#t4592597

А дети да... как правило :-)).... умные... иногда мне кажется, что им что-то из моего жизненного опыта передалось на генетическом уровне, потому что они как-то сразу знаю некоторые вещи, до которых я долго доходила. Правда, опять же, ежели цитировать Влада, у меня не было такой loving and understanding mother... (это вот отсюда: http://hettie-lz.livejournal.com/126729.html)
tari_bird
Sep. 21st, 2010 12:10 pm (UTC)
Очень верное наблюдение :) Нечто подобное (с поправкой на язык конечно)я испытала, приехав после школы учиться в Москву из центрального Казахстана.

Этот эффект сродни принудительному стимулированию иммунитета путем, скажем, криотерапии.

Вспоминается один мой знакомый тех лет, который сказал по поводу упускаемых карьерных возможностей: "Тяжело нам, мальчикам из хороших московских семей - все уже есть"
hettie_lz
Sep. 21st, 2010 05:21 pm (UTC)
Да, да, да....
tari_bird
Nov. 14th, 2014 10:07 am (UTC)
О!!! надо же я когда-то у Вас уже была! :)))
hettie_lz
Nov. 14th, 2014 01:50 pm (UTC)
Да, и я даже помню, что Вы тогда не "отметились", а сообщение о зафренде мне не пришло, после чего Вы в негодованием меня покинули :))))
tari_bird
Nov. 14th, 2014 03:46 pm (UTC)
Вот это память!!!
Только про негодование - это вряд ли, иначе бы я тоже запомнила! ;)))
hettie_lz
Nov. 14th, 2014 04:30 pm (UTC)
Я помню только потому, что как только Вы меня покинули, я ойкнула, что я никогда не знала, что Вы добавили меня в друзья! И это было все очень досадно.
aregalo
Jul. 4th, 2011 11:32 am (UTC)
О да, взгляд с другой стороны. Знаете, я по своим студентам практически безошибочно определяю - кто жил заграницей, пусть даже пару недель в летней школе или самостоятельной турпоездке. Они отличаются по мышлению, как шоры какие-то сняты, от тех, кто был там организованной толпой или вовсе не был. Главное увидеть другое мышление, понять, принять, откинуть - не важно, главное знать, что оно есть. И знать не умозрительно, а эмпирически прочувствовать.
alien3
Oct. 1st, 2012 05:33 am (UTC)
Я согласен с тобой. Мне 3 месяца жизни в Хьюстоне (командировка в космический центр Джонсона - ЦУП-Х) помогли поменяться внутренне. И хотя мы несколько были изолированы от среды, точек соприкосновения было много.
bublik_ru
Jan. 27th, 2014 06:19 pm (UTC)
О да. Подпишусь пятнадцать раз.
hettie_lz
Jan. 27th, 2014 06:21 pm (UTC)
:))
tari_bird
Nov. 14th, 2014 10:06 am (UTC)
Вот, продолжаю нашу дискуссию про иммиграционные барьеры здесь, как Вы предложили.

Оттолкнусь от фразы: "Естственно, я не говорю о бюрократии :-). Да, получение вида на жительство может занимать десятки (!) лет, да, бюрократия в этом вопросе не поддается описанию. Но с самого первого дня все готово для того, чтобы человек мог встроиться в экономическое, социальное и духовное пространство. Если он туда стремится, пространство его не отторгает."

В этом и был вопрос. Как я Вам говорила, в кругу моего дружеского общения есть несколько человек, которые постоянно живут в ощущениях, что "пора валить"
И на мой вопрос: "так когда же?" - получаю, как правило, залп недружелюбных эмоций на тему "кому я там нужен/нужна". Возраст - в интервале от 35 до 45. Профессии - офисные работники, сотрудники масс-медиа, продавцы компьютерной техники и книг. Женатые и одиночки, с детьми и без. Разные люди, но все умные, толковые, с хорошим советским образованием.

Все утверждают, что иммиграционное законодательство в Америке настолько жесткое, что они не имеют ни малейшего шанса туда уехать. Видимо, придирчиво изучали этот вопрос.

Тогда где пробоина в их (или моей) картине мира? Вы ведь утверждаете, что это не так...
hettie_lz
Nov. 14th, 2014 02:02 pm (UTC)
Да. Если вопрос стоит так: с моим нынешним образованием, не прикладывая никаких дополнительных усилий и не вкладывая денег, найти такое рабочее предложение, чтобы сделали рабочую визу и зарплата была не ниже нынешней моей московской, то да, они правы. Такого не будет. Меня немножко (сильно) напрягает конструкция "уехать любой ценой", потому что это почти гарантия того, что человек тут не приживется, если только он, человек, до того тут не жил хотя бы год.

Но если абстрагироваться от этого моего напряга, то давайте порассуждаем. "Офисный работник" - это не профессия и не образование. Я не понимаю, что это такое. Какой у человека диплом? Есть ли готовность учиться? Я уже говорила, что сейчас совершенно обалденные возможности для тех, кто приезжает учиться на любую техническую специальность. Так что простое и очевидное постараться поступить на мастерскую программу в место, в котором достаточно разумное сочетание цены образования, цены жилья, условий для жизни детей, если дети есть, выяснить заранее, какие возможности для подработки будут (у мастера есть всегда), скопить некоторую подъемную сумму - жизнь в Америке, кроме отдельных мест, дешевле, чем в Москве, и как правило, сдавая свою квартиру в Москве на время отсутствия, можно в существенной степени обеспечить свое существование в Америке, и поехать. Хорошо учиться, внимательно смотреть по сторонам, искать работу. Специальности в IT получают не только в 35, но в и 55. Было бы желание. Наличие семьи - детей ничему не мешает, если только человек понимает, что возить на столько кружков, на сколько он привык возить - не нужно :)
tari_bird
Nov. 14th, 2014 03:51 pm (UTC)
Интересно, но где тогда начинает вступать в бой бюрократия?

Вы писали, что знаете людей которые по десять лет ждут.... что? Где пролегает граница между приехал, огляделся и гражданство. И что дает гражданство кроме права участвовать в выборах?
hettie_lz
Nov. 14th, 2014 04:39 pm (UTC)
Люди ждут грин карты. Находятся легально по рабочей визе, но не имеют возможности свободно выбирать работу, которую хотят.

Гражданство абсолютно необязательно. У Игоря, например, американского гражданства нет. Я знаю людей, кто живет в Америке по 20+ лет только с грин картой, потому что их государство не допускает двойного гражданства. Это никак не мешает. Мешает ее отсутствие:)
tari_bird
Nov. 14th, 2014 03:53 pm (UTC)
И еще. А если человек гуманитарий и не в силах работать в STEM?
hettie_lz
Nov. 14th, 2014 04:44 pm (UTC)
Надо быть хорошим гуманитарием :). Например, я знаю человека, который учится на учителя. Но у человека было достаточно средств. Юристов знаю. Практически любая учеба в Америке дает возможность после этого найти работу, если человек хорошо учится и может показать, что он ценный работник. Знаю несколько project managers на рабочей визе. Просто на STEM условия сейчас вообще-совсем комфортные.
agniyabaldina
Apr. 28th, 2016 07:30 am (UTC)
Да, с Вами трудно не согласиться. Эмиграция - толчок к развитию. Прочувствовала это на себе, хотя у меня не было такой вязкости в пространстве как у Вас. Всего то с Урала на Украину переехала. И все же прогресс в своем развитии я ощущаю довольно остро.
hettie_lz
Apr. 28th, 2016 01:23 pm (UTC)
Спасибо! Я часто думала, что переезды даже внутри страны - это такие же точки. И даже видела "на людях":)
lana_sv12
Feb. 27th, 2017 08:20 pm (UTC)
Потому что мы в первую очередь граждане Мира и не должны ограничиваться стереотипами и менталитетом нашей национальности, уверена мир гораздо ярче, чем мы себе только можем представить, в процессе эволюции, люди адаптировались не то, что к другому месторасположению, а к местам абсолютно безо всяких условий. Это не просто новая почва, это шанс познать всю глубину своего человеческого сознания)
hettie_lz
Feb. 28th, 2017 02:57 am (UTC)
Да, все именно так!
lana_sv12
Feb. 28th, 2017 07:16 am (UTC)
рада встретить единомышленников))
dr_lamer
Apr. 4th, 2018 01:23 pm (UTC)
У меня к вам вопрос - по поводу вот этого: "Но с самого первого дня все готово для того, чтобы человек мог встроиться в экономическое, социальное и духовное пространство. Если он туда стремится, пространство его не отторгает."
Что вы определяете под социальным пространством? А то я кроме органицазии на которую я волунтирю здесь его не вижу. И да - я живу в небольшом городе и большие города от нас в 4 часах езды. Тут социальное пространство получается или для студентов 20-летних, или для пенсионеров. Тусовки и тех и других я знаю. Но как то хочется больше общения с людьми своего возраста, а такого нету.
hettie_lz
Apr. 5th, 2018 04:31 am (UTC)
Я как-то совсем не классифицирую это дело по возрасту. В этом посте имелось в виду, что я "делаю все то же, что и другие", что я принята во всякие мелкие сообщества, у меня друзья, меня приглашают в гости, и т.п.

Мои нынешние тусовки очень разнородны по возрасту, в смысле, в какой есть все возможные возраста:)
( 29 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow