Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Category:

Whatever it takes... Школы. Часть III

В последние дни перед тестированием детей "оставили в покое", дали им расслабиться, успокоиться. С утра все съели в кафетерии горячий завтрак, директор и учителя сказали напутственные слова - и народ разошелся по классам сдавать тесты.

Когда в начале июня пришли результаты, Канада был в полном отчаянии. Promise Academy показала ужасные результаты. Cреди шестиклассников только 21 человек из ста показали результаты по английскому в группе 3 и 4 (на уровне своего класса или выше). По математике еще хуже - только девять учеников были на уровне своего класса, остальные - в группах 1 и 2. Из всех шестиклассников только пятеро оказались на уровне своего класса и по английскому, и по математике.

А тем временем все газеты Нью-Йорка писали о том, насколько улучшились результаты во всех школах города, а особенно - в чартерных школах. Например, в школе Harlem Village, ученики которой, как и ученики Promise Academy, были в основном чернокожие и латинос, практически все из бедных семей, и тоже выбранные в результате лотереи - результат на уровне своего класса показали свыше 70-ти процентов учеников. Школа Канады упоминалась, как печальное исключение, и Канада был сражен этими известиями... Самым ужасным было то, что хотя 12 и 11 процентов учеников улучшили свои результаты по английскому и математике по сравнению с пятым классом , но при этом 13% оказались НИЖЕ на один или больше уровней по чтению, и 21% опустился на уровень ниже по математике. Конечно, как мы помним, учителя еще в начале года скептически отнеслись к результатам тестов за пятый класс, но как бы они к ним не относились, как бы ни считали их "вздутыми", факт состоял в том, что эти результаты сравнили, и сравнение показало, что после года самого лучшего обучения больше учеников опустилось на уровень, чем поднялось...

***
Каникулы были очень короткими - три недели вместо двух месяцев, и никто из учителей не чувствовал себя в сентябре отдохнувшим. А Канада, кроме всего прочего, ощущал растущее разочарование, в том числе со стороны спонсоров, вложивших деньги в его проект... Надо сказать, что в Нью-Йорке его проект был далеко не единственным подобного рода, еще с начала 90-х годов существовало большое количество чартерных школ, созданных педагогами - идеалистами, и спонсируемые миллиардерами из списка Форбса :-), и все они были направлены на борьбу с "дырой" между академическими достижениями белых и черных, богатых и бедных ...

В начале учебного года основной спонсор проекта Канады, Друкенмиллер, посетил другую чартерную школу, которая, по общему мнению, достигла больших успехов, и попросил двух ее основателей проанализировать, что происходит в Promise Academy и дать оценку того, что можно сделать, как можно улучшить результаты.. Разговор по результатам этого визита оказался очень неприятным для Канады, потому что, хотя прямо эти слова не были сказаны, но по существу из разговора следовало вот что: HCZ не в состоянии заниматься школами, и самое умное, что можно сделать - это отдать Promise Academy какой-нибудь уже зарекомендовавшей себя организации, например KIPP. Они сказали, что ошибка Канады в том, что он пытается одновременно иметь и школу, и сеть социальной поддержки, и поэтому он всегда будет проигрывать специалистам, которые занимаются школой и только школой. Но это означало, что под сомнение ставится сам основной принцип, проводимый в жизнь Канадой.

Спонсоры говорили: то, что делают KIPP и другие чартерные школы, уже проверено временем, хорошо себя зарекомендовало, и всегда приносит результат. Кроме увеличения времени, которое дети проводили в школе, кроме индивидуализированных программ для каждого ребенка и постоянного тренинга учителей, во всех этих школах повышенное внимание уделялось дисциплине и формированию характера.

Характерными элементами всех "удачных" чартерных школ были системы простых правил, лозунги, девизы и"речевки", поощрение различными методами упорной работы и правильного поведения, наказания за нарушения правил. Детей обучали таким простым вещам, как тому, как сидеть в классе, как слушать, куда направлять взгляд. И все эти стратегии, судя по результатам тестов, работали. Казалось бы - чего проще применять такие же правила и в Promise Academy.

Но Канада понимал, что при всей кажущейся простоте все не так просто и очевидно. Да, чартерные школы "по определению" должны принимать учеников на основе лотереи. Но достаточно было проанализировать результаты KIPP "на входе", чтобы понять, что в эти школы попадали не совсем случайные дети. Их тестовые резульататы были выше среднего по их районам, а то и по городу в целом, они приходили в школу уже мотивированными, уже  хотящими изменить свою жизнь.

Кроме того, процесс обучения в KIPP включал в себя элемент противопоставления. Детям постоянно объясняли, что то, что они проводят в школе на час больше времени, чем ученики "обычных" школ, делает их лучше других, что они выгодно отличаются от "массы" своим приличным поведением, аккуратным видом, умением себя держать. Такой подход, при котором детям давали почувствовать себя "элитой", безусловно, способствовал более упорной работе, более интенсивным занятиям. Но одновременно он приводил к тому, что дети становились изолированными от своего сообщества, то есть, получалось, что школе удавалось внутри неблагополучного сообщества вырастить группу успешных детей. Но именно такого расклада Канада и пытался избежать - он хотел изменить не жизнь отдельных детей, а жизнь всего Гарлема. Он говорил, что уже устал от программ, которые помогают отдельным талантливым детям "пробиться вопреки обстоятельствам". Он хотел изменить сами обстоятельства.


Следующая часть.
Tags: social issues, образование, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments