Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Categories:

Борьба с бедностью (Whatever it takes....) - часть VI

Те занятия, на которых обсуждают дисциплину, всегда оказываются самыми сложными. И одновременно самыми важными. Инструктор начинает с того, что спрашивает всех участников, готовы ли они откровенно говорить о своей семье, о своем детстве. Потому что этот учебный день начинается с того, что их просят рассказать, как их самих наказывали родители, и как "дисциплинировали".

Инструкторы хотят донести до родителей мысль, что"наказания" - имя в виду физические наказания - неприемлемый способ воспитания. Поэтому они хотят, чтобы "ученики" разделили "наказание" и "дисциплинирование"

И вот слушатели начинают рассказывать: мама меня лупила, чем попало. Если была серьезная провинность, мама била ремнем. Мне попадало не за что, просто всегда находилось что-то, что я сделал "не так". Мне было лучше, меня мама ремнем не порола, но шлепала очень больно.

- А как вы сейчас оцениваете все это? - спрашивает инструктор. И аудитория отвечает: да правильно все мама делала, она же мне добра желала. Как же ей было еще со мной справиться? Она же меня одна, без отца растила...

Вообще, настоящие и будущие папы, которые приходят в Baby College, как правило, полны решимость доказать себе и всему миру, что они могут быть лучшими отцами, чем их собственные отцы, многие из которых просто бросили их матерей. Но они считают, что роль отца именно в том, чтобы "употребить власть", когда ребенок себя плохо ведет. Инструктор объясняет: то, как вас воспитывали ваши родители, будет накладывать влияние на ваши собственные методы воспитания. И вы обязательно будете совершать ошибки. Но не бросайте воспитание. Помните, что вы, в отличие от ваших родителей, можете получить поддержку.

Труднее всего эти разговоры происходят в классе для несовершеннолетних родителей. В других классах всегда вместе с беднейшими родителями оказывается какая-то доля работающих, людей с более упорядоченной домашней жизнью. Но в классе для несовершеннолетних родителей практически все живут на пособия, у всех были проблемы в семьи, у многих нет отцов, у некоторых родители торгуют наркотиками, у некоторых - в тюрьме, кто-то живет в приюте для бездомных. Но уже сам факт, что они "добрались" до Baby College, обнадеживает.

Практически все молодые родители вынесли из своей жизни убеждение, что физическое наказание, или, по крайней мере, маячащая на горизонте угроза такого наказания, совершенно необходима для того, чтобы эффективно воспитывать ребенка и уберечь его о всех ужасов окружающего мира. Большинство родителей Гарлема убеждены, что те родители, которые не
бьют своих детей, посылают им "сообщение", что для них не существует никаких правил и ограничений, и что эти дети станут "легкой добычей" для всех опасностей и соблазнов улицы.

Джеффри Канада говорит: традиции воспитания - это наиболее консервативная область поведения человека, и все эти конкретные практики исторически обусловлены. Многие родители считают, что хорошие дети - это тихие дети, которые не перечат родителям. Если ты хороший родитель, ребенок тебя слушается, а если ребенок не слушается, то значит, ты что-то делаешь неправильно. Но для двухлетки нормально не слушаться родителей. Отец бъет своего двухлетку по рукам: сказано тебе было - не делать этого?!

Но он не слушается не потому, продолжает Канада, что он плохой, непослушный мальчик. Он не слушается, потому что это типичное поведение двухлетнего мальчика. И для многих молодых родителей это облегчение - знать, что когда твоя мама говорит, что твой двухлека испорченный мальчишка, она неправа. Они начинают понимать, как многое из воспитательной практики делается просто "по традиции". 

Когда инструкторы объясняют своим слушателям, почему нельзя бить детей, и что вместо этого можно применять систему поощрений и наказаний, установиление правил, лишение привилегий и т.п., они прибегают к двум аргументам.

Во-первых, они объясняют, что если родители будут шлепать детей, то их может отобрать агенство по защите прав ребенка: им показывают видео и выдают брошюру с описанием того, какие действия родителей могут служить основанием для отъема детей, и родители оказываются поражены тем, насколько несущественные, с их точки зрения, действия, могут привести к таким серьезным последствиям. Но этот путь - это "тактика запугивания", годная только на самый крайний случай, и персонал Baby College предпочитает приводить другие аргументы . Они говорят родителям, что когда они, родители, устанавливают какие-то правила для детей, объясняют, почем нельзя делать то-то и то-то, и почему именно, когда они договариваются о возможных последствиях, то это все - вербальные коммуникации, и такое дисциплинирование развивает ребенка, а битье - наоборот.

В книге приводятся отрывки из дискуссий в классе. Например, некоторые молодые родители считают, что если просто"ущипнуть" ребенка или "слегка подшлепнуть", то это - ничего страшного. Инструктор объясняет им, что любое физическое воздействие - противозаконно. Спрашивает: как вы думаете, ребенок, которого били - вырастет ли из него из-за этого другой человек, не такой, как был бы без битья? Большинство слушателей считает, что нет, человек не изменится. Одна девушка говорит: нет, битье имеет значение. Ребенок, которого били, уже не пойдет к родителям за советом и утешением. Он будет бояться еще раз получить... Молодые отцы снова возражают: если ты только говоришь ребенку: не делай этого! а он все равно продолжает делать, и знает, что ты его не ударишь и ничего ему не сделаешь - то он превращается в неуправляемого... И даже если инструктору не удается изменить мнение слушателей, то, по крайней мере, они задумываются...

С уже аннонсированного сайта проекта HCZ очень рекомендую посмотреть 5-минутное видео вот с этой странички и прочитать вот эту вот брошюру

И еще - я нашла на их сайте отрывок из той передачи NPR, который меня, собственно и побудил узнать поподробнее об этом проекте. Спикающие - послушайте! Оно того стоит. 




Следующая часть.
Tags: economics, politics, воспитание, родители
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments