Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Categories:

Борьба с бедностью (Whatever it takes....) - часть IV

Предыдущая часть - здесь.


Те исследования Марты Фарах, о которых я рассказывала в предыдущей части, были сконцентрированы, если так можно выразиться, на "химии" воспитания, на тех биохимических процессах, которые происходят в мозгу ребенка . Тем временем другие ученые сосредоточились на исследовании другой стороны этого вопроса  -на социологической. Ведь мы наследуем от родителей не только гены, язык, экономические ресурсы, но и, пожалуй, самое важное  - культуру

Каким образом культура - система ценностей, обычаев, верований - влияет на будущие академические успехи ребенка? Этим вопросом задалась социолог Аннет Леро, и ее команда на протяжении почти десяти лет исследовала самые разные семьи - городские, пригородные, бедные и богатые, черные и белые.... Исследователи работали с отобранными семьями примерно также, как антропологи работают с затерянным в джунглях племенем пигмеев: каждая семья в течение трех недель подвергалась совершенно беззастенчивому вторжению - ученые наблюдали за тем, как происходят приемы пищи, как родители отвозять детей на спортивные тренировки и к врачу, как они ссорятся, как мирятся. И все детали взаимодействия детей и родителей были самым тщательным образом законспектированы. 

Первая вещь, которую отметила Леро: все семьи очень четко разделялись на три группы, те же самые, которые выделила Фарах: средний класс, рабочие и беднота. И она увидела не постепенный переход между этими группами, а наоборот, ярко выраженную границу - в том, какие приемы и методы применяли родители каждой группы для воспитания. 

Для среднего класса характерны стратегии, которые Леро назвала "интенсивным выращиванием".  При этом родители считают развитие ребенка своей обязанностью, отправляют их на занятия плаваньем, пианино, возят их в музеи и т.п. Они разговаривают с детьми, как с равными, и смотрят на них, как на "будущих взрослых", поощряют вопросы и дискуссии, учат их, как себя вести в "настоящем мире", например, как разговаривать с врачом или с учителем. 

Если же посмотреть на практику, принятую в бедных семьях, то мы увидим совершенно противоположную картину. С одной стороны, у детей гораздо больше свободы после школы: они занимают себя сами, общаются с друзьями, ездят куда глаза глядят, на велосипеде, придумывают новые игры. Но, с другой стороны, им предоставляется гораздо меньше свободы в общении со взрослыми,  они не имеют право им возражать, не могу договариваться о каких-то правилах поведения. Они проводили гораздо больше времени в семье, и меньше - с профессиональными инструкторами, лучше умели занимать себя. Но при этом имелась четкая и нерушимая граница между миром детей и миром взрослых.  Такую стратегию Леро назвала "стратегией естественного роста". 

Леро пишет: стратегия "интенсивного выращивания" отнимает очень много сил и времени как у взрослых, так и у детей, она способствует развитию их индивидуальностей, но очень часто - в ущерб общению с семьей. Дети ругаются с родителями и считают, что их воспитывают неправильно. Дети из бедных семей учатся быть полноправными членами сообщества своих сверстников, учатся распоряжаться своим временем.  

Таким образом, каждый ребенок обучается тем навыкам, которые считаются важными в рамках культуры его семьи.  Но когда этот ребенок выходит в большой мир, оказывается, что для большого мира не все эти навыки одинаково ценны. Требования, которые предъявляет к детям школа, стратегии, которые используют учителя - четко и однозначно согласуются с концепцией "интенсивного выращивания", в то время как для бедных семей "культурная логика" воспитания детей в семье и требований, предъявляемых школой или другим учреждением, оказываются в диссонансе. Леро приводит такой пример: в бедных семьях не принято при ответе на вопрос обращать свой взгляд к собеседнику. Это исходит из культурной традиции, где пристальный взгляд в глаза - признак угрозы. И понятно, что такая привычка сыграет человеку очень плохую службу при приеме на работу, потому что во время интервью зрительный контакт и крепкое рукопожатие дает кандидату дополнительные плюсы. 

Другие преимущества, которые дает "интенсивное воспитание", не так очевидны. Например, большинство родителей среднего класса озабочены тем, чтобы их дети ходили на множество всяких занятий. Родители обычно считают, что важно то, чему именно они там учатся. На самом же деле эффект вот какой. В бедных семьях, где дети занимают себя сами, родители рассматривают их дела как что-то неважное и несущественное. А в семьях среднего класса зантятия детей становятся важным делом и для их родителей. Таким образом, у детей формируется ощущение, что взрослым небезразличны их дела, что они будут серьезно воспринимать их проблемы. Дети среднего класса приучены к тому, что со взрослыми можно договариваться, это дает им преимущество во взрослой жизни, когда они общаются с банковским работником ли врачом в больнице. Они рассматривают своего учителя, как человека, от которого они могут ожидать помощи, участия к своим проблемам, поощрения. Дети же из бедных семей рассматривают учителя исключительно как "власть", которой надо подчиняться в классе, и осуждать, находясь среди сверстников. 

Таким образом, заключала Леро, основное преимущество, которое получают дети в обеспеченных семьях, не выражается в деньгах. Конечно, хорошо, когда у ребенка есть больше книжек и игрушек, и конечно, чем больше денег у родителей, тем проще осущствлять "интенсивное воспитание". Но тем не менее, основное преимущество дети получают не от того, что их учат играть на пианино или возят на тренировки по футболу, а то, как именно при этом родители с ними говорят, какие слова употребляют, какое отношение к жизни они транслируют детям.  Дети из бедных семей могут расти более счастливыми, могут быть более вежливыми, но с самого первого дня жизни они начинают проигрывать детям из более обеспеченных семей, которые получают стимулирование от своих родителей. 

***
Когда Канада ознакомился с этими исследованиями, они, с одной стороны, обескуражили его, потому что он понял, насколько рано образуется "пропасть", с другой стороны, они его вдохновили, потому что он понял, что в жизни бедных детей многое можно изменить, но начинать надо очень рано.... 



Следующая часть.

Tags: economics, воспитание, родители
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 49 comments