Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Category:

Борьба с бедностью (Whatever it takes....) - часть III

Предыдущая часть - здесь.

Джеффри Канада верил в то, что он может, в соответствии с теорией "человеческого капитала" помочь детям из бедных семей преодолеть все "дефициты", что он сможет найти правильные способы "интервенции" в их жизнь на каждом ее этапе, и соединить их в единую цепочку. Понятно, что дети Гарлема по тысяче разных критериев обделены более своих удачливых сверстников среднего класса, вопрос стоял в том, какие именно из этой тысячи недостач наиболее критичны, и на что именно нужно направить усилия.

Тем временем другие исследователи (Харт и Рисли) задавались тем же вопросом - что именно приводит к такой разнице в результатах тестов между черными и белыми детьми? Они приходили к выводу, что уже к первому классу, к моменту прихода в школу, бедные и богатые дети сильно раличаются по своим познавательным способностям. Предстояло выяснить, что же именно такого неправильного происходит в бедных семьях, что к шести годам видна такая существенная разница. Ученые начали приходить к выводу, что самое существенно, что можно сделать для улучшение успеваемости детей - это изменить приемы воспитания в бедных семьях.

В 80-х годах было проведено вот какое интересное исследование. Были отобраны семьи с новорожденным, из разных социо-экономических групп, и дальше волонтеры посещали эти семьи раз в месяц в течение двух лет, и записывали буквально каждое слово, которое слышали в течение этого визита. Затем эти записи расшифорвывали и анализировали, и сравнивали уровень развития детей, их словарный запас и стиль общения детей с родителями. В результате исследователи выделили три большие группы: родители на социальном пособии, представители рабочего класса, и "высококвалифицированные профессионалы".

Выяснилось, что рост словарного запаса детей в этих группах резко различается, и по мере взросления детей разница в словарном запасе резко увеличивается. К трем годам у детей  "профессиональной" группы словарный запас был в среднем 1100 слов, а у детей "безработной" группы - 525 слов. IQ детей четко коррелирует со словарным запасом: 117 в "профессиональной"  группе и 79 в "безработной". Исследователи задались вопросом, что же служит причиной такой существенной разницы, и получили не менее поразивший их результат. Оказалось, что словарный запас ребенка напрямую зависит от одного-единственного фактора:
количества обращения родителей к детям. Под "прямыми обращениями" понималось любое речевое общение: от односложной просьбы: "дай", до сложноподчиненного предложения.

В безработной группе дети слышали какое-то обращение к ним 178 раз в час, а в "профессиональной" - 487. Таким образом, к трем годам "безработные" дети слышали около 10 миллионов обращений к ним, а "профессиональные" - примерно 30 миллионов. Но еще более интересные результаты можно было наблюдать, если мы посмотрим на то, какие именно слова дети слушали: сколько "ругательных" и сколько "поощрительных". Так вот, выяснилось, что что "профессиональный" ребенок к трем годам слышит примерно 500 000 слов одобрения - поощрения, и примерно 80 000 слов порицания. А для "безработных" детей соотношение почти полностью противоположное: они к трем годам слышат примено 80 000 поощрений и примерно 200 000 порицаний - руганий.

Кроме того, это исследование установило по мере увеличения количества слов также и усложняется структура предложений, дети слышат больше сложных языковых конструкций. Любой ребенок, независимо от того, к какой группе он относится, слышит "минимальный" набор слов и фраз, которые возникают из непосредственной потребности взрослого контактировать с ребенком по утилитарным вопросам. Дети из "безработных" семей кроме этого утилитарного-необходимого общения практически ничего не слышат, в то время как дети из "профессиональных" семей слышат в дополнение к этому миллионы других слов, более сложных и разнообразных, разговор может вестись о более абстракнтых вещах, переходить с одного предмета на другой, и такие разговоры стимулируют мозг ребенка так, как слова: "положи на место" или "доедай скорее" никогда не смогут его простимулировать.

Харт и Рисли смогли проследить очень четкую связь между объемом и качеством речи, которую дети слышат в самые первые годы жизни и их IQ, и их способностями в дальнейшем. Они выяснили, что этот ранний языковой опыт значит больше, чем социально-экономический статус, больше, чем раса, больше, чем что-либо другое, что они пытались измерять. Поощрения давали положительный эффект для развития интеллекта, запреты и негативные реакции - отрицательный; таким образом, более обеспеченные родители закладывали своим детям преимущества в будущей жизни буквально каждым своми словом, и с годами разрыв между бедными и богатыми детьми только увеличивался.

Несколько последовавших в 90-ые годы аналогичных исследований подтвердили эти выводы. В ходе более широкомасштабных исследований  производились замеры множества разных характеристик: наличие у ребенка игрушек определенного типа, то, каким образом родители играли с ребенком, как легко они начинали раздражаться и т.п. Все исследование показали одно: существует прямая связь между достатоком в семье, методами воспитания и показателями стандартизированных тестов. Оставалось уточнить, действительно ли дело именно в воспитательных методах, или в более обеспеченных семьях есть еще какие-то факторы, которые оказываются более важными. Настало время более "точечных" исследований.

Здесь Таф рассказывает о работах исследовательницы Марты Фарах, которые были выполнены совсем недавно, в 2006 - 2007 годах. Она сконцентировалась на изучении вопроса, какие именно навыки, обретаемые детьми в благополучных семьях, наиболее важны для будущих успехов ребенка, и какие именно воспитательные действия родителей способствуют возникновению этих навыков.

Фарах выделила четыре наиболее заметные "области отставания" бедных детей: развитие речи, долговременная память, "рабочая память" (умение держать в "оперативной памяти" одновременно большой объем информации, чтобы одновременно ею манипулировать) и "когнитивный контроль" - умение отказываться о решений, кажущихся "очевидными", но по сути являющимися неправильными и поиск нестандартных решений. Это само по себе было новым словом в науке, но Фарах пошла дальше. Она проанализировала результаты предыдущих исследований, разделив "правильные" методики воспитания на две группы:
стимулирование познавательных способностей ребенка (например, обучение ребенка различать цвета или слежение за грамматической правильностью собственной речи) и "эмоциональное стимулирование" - проявление нежности, умение не раздражаться на ребенка и не ругать его. Выяснилось, что когнитивное стимулирование влияет в первую очередь на развитие речи, а эмоциональное стимулирование - на развитие памяти.

<Пауза не логическая, а техническая (уже очень много :-)) - завтра я продолжу рассказывать о дальнейших исследованиях в этой области и о том, как выяснилось, что именно делает родительское воспитание>


Следующая часть.



Tags: economics, politics, воспитание, родители
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 44 comments