Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Category:

Борьба с бедностью (Whatever it takes....) - часть II

Продолжаю пересказывать книгу Whatever it takes, (начало здесь)  с попытками понять, как выводы Джеффа Канады можно интерпретировать в отечественных условиях.

Мы остановились на исследованиях, которые показали, что "бедных" подводит то, что они не обладают нужными компетенциями. И что эти компетенции сильно коррелируют с чем-то, что измеряется стандартизированными тестами.

Далее Таф обращается к еще одному очень интересному исследованию, выполненному в начале 70-х годов.  Вот на что обратили внимания его авторы. 

В 50-х годах чернокожие, в среднем получали зарплату, составляющую 58% от зарплаты белого. При этом, если посмотреть на тех чернокожих, у кого результаты стандартизированных тестов были выше среднего, то они в среднем получали 65% от зарплаты белых. Таким образом, авторы исследования показывают, что до 60-х годов у чернокожих, по сути, не было стимула развивать те качества, которые измеряют стандартизированные тесты - независимо от того, насколько они были умны и образованы, они все равно проигрывали белым на рынке труда. 

Однако аналогичные замеры, произведенные в середине 90-х годов показали, что ситуация в корне изменилась. Если брать в среднем, то черные по-прежнему зарабатывали меньше белых - 68% от среднего. Но если посмотреть на тех, у кого результаты тестов были выше среднего, то окажется, что они получали 96% зарплаты белых, что было громадным достижением. 

С одной стороны, эти исследования не давали повода для оптимизма, поскольку, как мы помним, черные дети все равно имели гораздо худшие результаты тестов, чем белые.  С другой стороны, эти же результаты давали определенную надежду на то, что для того, чтобы решить проблему бедности, не обязательно осуществлять революционные преобразования в экономике - дети из бедных районов смогут жить лучше, если удастся улучших их результаты стандартизированных тестов. 

***

Даже в самый разгар экономического бума 90-х годов, с рекордно низким уровнем безработицы,  в таких районах, как Гарлем, занятость взрослого трудоспособного населения составляла меньше 50%. Из поколения в поколение повторялся цикл: бедные родители растят своих детей, не имея адекватных ресурсов и навыков, дети выходят в жизнь неподготовленными, сами не могут выбиться из бедности, и, в свою очередь воспитывают своих детей так, что они тоже ничего не могут добиться в жизни.

В течение многих лет экономисты считали: для того, чтобы прервать этот цикл, нужно поднять уровень жизни родителей, только тогда они смогут дать что-то своим детям. Но к середине 90-х годов стали раздаваться другие голоса: возможно, мы пытаемся влиять не на ту фазу цикла. Мы знаем, что есть примеры, когда дети из бедных семей "выбивались в люди", вопреки обстоятельствам. Возможно, не стоит столько внимания уделять доходам родителей. Возможно, имеет смысл поддерживать их ровно настолько, чтобы не дать им скатиться в полную нищету, чтобы у детей была еда и крыша над головой, а остальные ресурсы направить на самих детей. Выяснить, что можно сделать, чтобы они не повторили жизненный путь своих родителей, чтобы они получили те же ресурсы, которые получают их сверстники в семьях среднего класса. Каких именно умений и навыков им не хватает? И главное - что именно сделать, чтобы они эти навыки смогли получить. 

Это была очень важная смена фокуса, т.к. она переводила вопрос о преодолении бедности из моральной области в научную. До того общественное мнение колебалось между жалостью к голодному ребенку и желанием его накормить и досадой, когда их родители покупали на свои социальные чеки широкоэкранные телевизоры.  Из плоскости "чувств" вопрос перемещался в конструктивную область: не важно, как и по чьей вине возникли всяческие "недостачи" - денег, умений, самокотроля и самодисциплины, важно, что мы сейчас можем с этим сделать


Следующая часть.
Tags: economics, politics, родители
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 31 comments