?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

So, You Want to Talk About Race

Я оставила название этой книги непереведенным, потому что буквальный перевод убирает из него оттенки. Вообще кажется, что слово "раса" в русском языке не используется так, как слово race в английском. Название хочется перевести как-то так: Стало быть, вы хотите поговорить о расизме? Или - о расовом неравенстве? Но и это тоже будет не точно. В данном случае about race - это о самоощущениях в связи с расовой принадлежностью.

Я в прошлом посте написала, что мне сейчас кажется, что я все время читаю одну книгу, даже когда ничего не читаю. Уже много лет я медленно продвигаюсь в сторону понимания расовых проблем в Америке. И с каждым продвижением с изумлением оглядываешься назад - как же мне это было непонятно. И не понимаешь, как же можно объяснять очевидное.

Книга So, You Want to Talk About Race очень жесткая. Можно было бы сказать "провокационная", если бы за каждой строчкой не было столько боли. На протяжении почти всей книги тебя тыкают носом в то, каким именно образом твое поведение невозможно и оскорбительно. Что слышит и что видит при этом принимающая сторона. В какой-то момент начинает казаться, что это уже чересчур, что это уже поиски обид там, где их нет. Но именно в этот момент слышишь: "и если кто-то вам говорит, что у вас очень милый акцент, то это микроагрессия", и понимаешь, что да, и тебе в тот же момент перестает быть стыдно за то, что ты это именно так каждый раз это воспринимаешь, и уже по-другому смотришь на все предыдущие примеры.

Олуо пишет о том, какой глобальный урон приносят все предвзятости, и отрицательные, и положительные, говорит о том, что фразы "ну что с него взять, все черные опаздывают на работу" и "у него проблем не будет, все азиаты старательны и трудолюбивы" - наносят существенный ущерб и конкретным личностям, и состоянию общества в целом.

У меня сейчас это все одним большим полотном. И эта книга. И пьеса "Sweat". И предыдущая пьеса в Степпенвулф о колонизации Южной Африки. И чернокожая женщина на конференции, которая говорила мне: я не знаю, как все делается. Я не понимаю, чего ожидать. Я не знаю, что какие слова значат. И новый мальчик в приюте, который очень спокойно и по-взрослому говорил со мной в четверг в музее, а в пятницу в приюте орал на одну из сотрудниц: мне не заплатили!! да, я разбил стекло, но почему всем, всем заплатили, и только мне чек не дали?! Я ждал этих денег! И два ручейка зрителей. Моя очень разделенная страна...

Мне недавно сказали, что наши расовые проблемы никогда не будут понятны никому в Европе. Скорее всего, это так. Но мне бы очень хотелось, чтобы в Америке как можно больше людей эту книгу прочитало. И дочитало до конца. Особенно - те, кому очень захочется ее отложить после второй главы...

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
doloras
Apr. 2nd, 2019 02:31 pm (UTC)
Мне кажется какая-то часть этого будет ОЧЕНЬ актуальна для Германии через 10-15 лет, когда уже новое поколение сможет говорить.
А сейчас в стране, я бы назвала это, отрицанием.
hettie_lz
Apr. 2nd, 2019 02:52 pm (UTC)
Основная разница с Европой - факт существовавшего в очень недавнем прошлом рабства, насильственность переселения и отсутствие связей с прошлым. Это добавляет к "обычным" расовым проблемам. Но что-то, безусловно, актуально будет.
doloras
Apr. 2nd, 2019 03:05 pm (UTC)
Да.
И как это не смешно, я смотрю на Брекзит в контексте того, что основной вопрос - миграция. И как Британия уже лет 10-15 пытается эту тему у себя переваривать в культурном контексте, прямо со всех углов сквозит.
А Германии еще до этого расти и расти, чтобы хотя бы этот уровень осознания приобрести.
natasha_kob
Apr. 2nd, 2019 04:32 pm (UTC)
Я только про акцент. Я не воспринимаю "милый акцент" как микроагрессию, правда, мне редко такое говорят. Раньше я реагировала сильнее на всякие замечания, потом перестала, люди ничего плохого не имеют в виду.
hettie_lz
Apr. 2nd, 2019 11:06 pm (UTC)
Правильно. Ты себя "воспитала", также как и я себя. Мы можем не реагировать, потому что мы понимаем, что "человек ничего не имел в виду". Но первая, незащищенная реакция - это дискомфорт.
natasha_kob
Apr. 3rd, 2019 02:51 pm (UTC)
Я всегда считала, что я себя "воспитала" в смысле избавилась от комплекса неполноценности. Дискомфорт от этого был.

То есть, да, новому иммигранту в лице меня было бы легче в этом мире, если бы собеседники это учитывали, но это ТАКОЙ высший пилотаж, что ожидать его бессмысленно, тем более, это а)не имелось в виду ничего негативного и б)фигня по сравнению с другими, реальными микроагрессиями. Вон у тебя в комментариях спрашивают всерьёз, а что не так с "неграми" и "китайцами". Это куда бОльшая проблема.
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 02:55 pm (UTC) - Expand
ta_g
Apr. 3rd, 2019 12:15 am (UTC)
И я не воспринимаю, и не воспитывала себя. И вопрос «откуда вы» тоже не воспринимаю как микроагрессию. И дискомфорта не испытываю. Рассказываю спокойно и не без удовольствия. И про других мне интересно, но все говорят, что этот вопрос задавать не надо, теперь стараюсь не задавать:)
Американцы очень терпимы на предмет акцента. А уж как им приходится терпеть - как никому в мире!

Edited at 2019-04-03 12:17 am (UTC)
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 01:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - bublik_ru - Apr. 3rd, 2019 02:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 02:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - bublik_ru - Apr. 3rd, 2019 02:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 03:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - bublik_ru - Apr. 3rd, 2019 03:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - bublik_ru - Apr. 5th, 2019 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 5th, 2019 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Apr. 3rd, 2019 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Apr. 3rd, 2019 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Apr. 3rd, 2019 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 4th, 2019 03:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Apr. 4th, 2019 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2019 03:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Apr. 10th, 2019 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 10th, 2019 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Apr. 10th, 2019 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 10th, 2019 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Apr. 10th, 2019 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natasha_kob - Apr. 3rd, 2019 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Apr. 3rd, 2019 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natasha_kob - Apr. 4th, 2019 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 4th, 2019 03:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Apr. 4th, 2019 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 4th, 2019 02:09 pm (UTC) - Expand
bublik_ru
Apr. 2nd, 2019 08:34 pm (UTC)
я кажется не согласна. ну точно не полностью согласна. мне наоборот хочется в последнее время, чтобы мир стал немного менее орхидейным. причем не только в расовых вопросах, а почти во всех вопросах. слишком много партийно правильного и слишком много шейминга за любое менее популярное мнение. посмотрим, как дальше будет
hettie_lz
Apr. 2nd, 2019 11:07 pm (UTC)
Это более-менее нормальная реакция, если не знать контекста. Я, пока не знала контекста, примерно также и считала. Я потому и решила про это написать, что знаю, что большинство читающих будет несогласно.
(Deleted comment)
chamaimelon
Apr. 3rd, 2019 07:20 am (UTC)
А зачем упоминать национальность людей в тех случаях, когда она не важна для описания ситуации. Т.е. сказать "Шведам трудно даются носовые гласные" - ок, "Шеф-повар в этом ресторане приехал из Оверни/Пенджаба/Тайваня" - это важно для контекста. Но какая разница, кто сидит в автобусе, перегородившем дорогу? Это просто автобус с туристами. Вы безусловно не принижаете их сознательно, но вы отмечаете их национальность, потому что в голове вы автоматически этикетируете каждого встречного человека: гендер-возраст-раса. Так делают почти все люди, не знаю, можно ли полностью избавиться от таких мысленных штампов. Но разное поведение с разными людьми - это дискриминация; а проговаривание "этикеток" вслух (когда это нерелевантно) может тоже быть обидным, даже если говорящий сознательно не хотел никого оскорбить. Именно потому, что выражает, насколько для говорящего бессознательно важна такая категоризация.
(А вообще-то я Вас очень понимаю и не знаю, насколько сама избавилась от этой привычке. Для меня еще и чаще, чем для многих людей, объективно важно происхождение собеседника/ученика, я преподаватель языка, очень трудно бывает проводить границу).
(Deleted comment)
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 10:29 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 11:02 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jaalexa - Apr. 3rd, 2019 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natasha_kob - Apr. 3rd, 2019 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 4th, 2019 03:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Apr. 4th, 2019 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 4th, 2019 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Apr. 6th, 2019 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Apr. 9th, 2019 05:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Apr. 10th, 2019 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 11th, 2019 02:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - jaalexa - Apr. 4th, 2019 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bublik_ru - Apr. 5th, 2019 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chamaimelon - Apr. 6th, 2019 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chamaimelon - Apr. 3rd, 2019 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - thawing_wind - Apr. 3rd, 2019 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - thawing_wind - Apr. 3rd, 2019 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - chamaimelon - Apr. 3rd, 2019 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - thawing_wind - Apr. 3rd, 2019 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 3rd, 2019 10:27 am (UTC) - Expand
duh_extaza
Apr. 3rd, 2019 12:35 pm (UTC)
да, такие вещи надо понимать. Например, чтобы в реальном общении не обидеть, не задеть человека. При этом нужно иметь в виду, что в реальном мире очень много действующих стереотипов, предрассудков и тп., и довольно сложно среагировать сразу. Как-то всем понятно, что это неправильно, но как вести себя? Например, если тебе сотрудник турфирмы или знакомый (неважно) рекомендует отель и среди его достоинств перечисляет, что там почти нет представителей определенной национальности (ей)? Понятно, что это все временно, и не стоит внимания. Но это ведь реальность? Туристы обращают внимание на какие-то вещи, и с этим ничего не сделаешь. Или сделаешь?

И еще. Мои знакомые из США и Канады, у кого дети пошли в школу, говорят, что вообще сплошное разнообразие, и любой дискриминационный штамп - это позор и чуть ли не вылет из школы. Они в восторге от того, насколько разные дети прекрасно общаются вместе, не замечая расовых, национальных и любых других отличий. Но вы, получается, не считаете, что нет проблемы? Или просто обостренно чувствуете такие вещи? Или у детей нет проблем, а во взрослом обществе есть? Я что-то запуталась. Но очень интересно, спасибо. Вот такие посты я люблю:)
hettie_lz
Apr. 4th, 2019 03:31 am (UTC)
Про первое - мне рассказывали про такие случаи, когда это рекламируют как плюс отеля, и люди говорили явным образом, что в этот отель не поедут. Это как-то, очень постепенно, воспитывает и приводит в чувство представителей турфирм. Я читаю так: всегда кто-то начинает первый, сначала таких единицы, потом больше, а потом уже становится неприлично говорить вещи, которые раньше были в порядке вещей. Меня очень интересует, как работают вот такие механизмы поворота общественного мнения. Ну и я считаю, что в таких ситуациях молчать не надо. Почему я, собственно, и написала этот пост, с полным пониманием, какая может быть реакция (потому что 20 лет назад сама реагировала так же).

Про второе попробую сказать, не впадая в обобщения. Как правило, чаще всего с детьми в хороших школах все в порядке. Их с самого начала так учат, для них - нормально и естественно, и еще и родителей научат! Со взрослыми, увы, все не так просто. Не все взрослые имеют возможность видеть существующие проблемы "во всей красе", потому что для этого нужно сильно выходить за пределы своей среды. Но это все "по большей части", "с высокой вероятностью", а не наверняка.
(no subject) - duh_extaza - Apr. 4th, 2019 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 4th, 2019 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Apr. 6th, 2019 12:18 pm (UTC) - Expand
annutta_12
Apr. 3rd, 2019 08:30 pm (UTC)
Проблемы в Америке, как мне кажется, действительно особенные. Недавно в National Geographic прочитала, что даже доступ к чистой питьевой воде определяется, в каком районе люди живут, и как там было написано - чуть ли не прежде всего тем, какой они расы, т.е. условия жизни в белых районах намного лучше. По моему небольшому опыту это похоже на правду (история с городом Флинт тому подтверждение).

В Европе (континентальной) до сих пор играет роль, какой ты национальности, а тем более религии, существует скрытая дискриминация. Например, моя подруга рассказывала, что в ее присутствии выкинули в корзину резюме женщины - зубного врача, когда увидели на фотографии, что она в платке. Но, конечно, никто никогда не признает, что этот факт имел место. Как бороться - непонятно. Но есть и положительные примеры, конечно.
К сожалению, людям свойственно деление на "свой" - "чужой", и те, кто претендует на первенство, защищает "свою территорию". Уверена, что нужно людей просвещать, обсуждать, так что эта книга, как я понимаю, очень важна для понимания проблемы.

Я выросла с идеей интернационализма гуманизма, что все люди- такие же, как и мы, мне эта идея по-прежнему близка
hettie_lz
Apr. 4th, 2019 03:33 am (UTC)
Эта книга очень хорошо позволяет проверить, насколько каждый человек по факту действует в соответствии с принципом "все люди равны". Стереотипов у нас в головах при ближайшем рассмотрении оказывается гораздо больше, чем изначально кажется.
( 68 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow