?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Некоторое время назад у меня в журнале (не в первый раз) пронеслась мимо дискуссия про Амазон и прочих Уберов, и про неэтичность пользования разными такими акулами.

Я понимаю, что многие мои высказывания выглядят так, как будто я сама себе противоречу, и когда мне надо, я акула, а когда не надо, то не акула:). Давайте сразу договоримся: да, я акула. Мне не очень нравится, когда говорят что-то типа "против вас, Хетти, я ничего не имею, но вообще..." Это мне напоминает то ли черносотенцев, которые были "бей жидов", но вот "мой жидок - он особенный жидок, не такой, его бить не надо", то ли расистов Юга - "мой негр, он особенный", в общем, вы поняли :).

Так вот, я хочу написать поподробнее, почему мне нравится, как в Финляндии, и не нравится, как в Whole Foods. В обоих случаях я имею в виду тот факт, что цены более высокие, потому что работники имеют больше социальных благ. Потому что в Финляндии вся система в целом такая. Да, практически все стоит существенно дороже, чем у нас, и поскольку стоимость товара в магазине на 80% состоит из стоимости оплаты труда работников, в самом магазине, на складе, грузчиков, водителей траков и т.п., то это именно разница в стоимости рабочего места. И когда я плачу в Хельсинки за свой стописятый свитер в полтора раза больше, чем мне представляется разумным, я плачу и за месячный отпуск работников, и за их практически бесплатную медицину, и всякое подобное. А когда я плачу всего доллар за коробку клубники в Еврофреш посреди зимы, эта цена отражает весьма скромную зарплату кассиров, и их отсутствие отпусков и больничных.

Так вот, в Финляндии такое ценообразование - часть системы, и я никаких отрицательных эмоций на эту тему не испытываю. Для тех, кто там живет, все уравновешивается. У нас система не такая, и мне это не нравится. Потому что государственная сеть поддержки почти отсутствует, так что либо ты безжалостная акула, либо входишь в положение людей в ущерб бизнесу. Последнее тоже иногда правильно, но не всегда.

Я считаю, что каждая акула должна иметь возможность нанимать тех работников, которые ей нужны и увольнять тех, которые не нужны. И мне кажется, что не дело акулы вместо интересов бизнеса руководствоваться личной ситуацией каждого работника. Потому что тогда это уже не совсем бизнес (со всеми оговорками, и до определенных пределов). Но при этом мне кажется правильным, чтобы каждая акула платила достаточно налогов, чтобы на государственном уровне могли бы быть созданы подушки безопасности, в том числе вменяемые пособия по безработице и помощь в трудоустройстве.

И тут важно, чтобы условия были одинаковыми для всех. Что меня сейчас возмущает - когда какая-то компания говорит: мы такие хорошие, мы своим работникам даем месяц отпуска и бесплатную страховку, поэтому цены на нашу продукцию на 80% выше, чем у соседа, но если вы за социальную справедливость, то купите у нас, а не у соседа. Тогда получается, что все равно платит покупатель или потребитель услуг, а не этот "щедрый" работодатель. Как мне кажется честным, могу рассказать. Мэтт Флемм, который баллотировался в Генеральную Ассамблею Иллинойса, и который по жизни - адвокат, в своем офисе устроил локальную Финляндию. У него работало несколько молодых мам на неполный рабочий день, и он каждой из них делал медицинскую страховку. В Финляндии это бывает сплошь и рядом, потому что работодатель делает отчисления не пропорционально количеству работников, а пропорционально фонду заработной платы. То есть, если два человека на полставки, то предприятию это будет стоить столько же, сколько стоил бы один человек на полную ставку. А у нас работодатель в такой ситуации будет платить за каждого полставочного, как за одну человеческую единицу, так что потеряет на этом достаточно мношл.

Что сделал Мэтт - он своим работающим мамам, кто хотел, оформил неполный рабочий день - и полную медицинскую страховку. То есть, он устроил так, как считал правильным и справедливым, и заплатил за это из своего кармана. За свои принципы понес свой убыток. И пока дела не изменятся на федеральном уровне, так и будет получаться.

Кстати, про федеральный уровень. Сейчас, если посмотреть на кандидатов -демократов, дальнейшее расширение Обамакэр, и Medicare for all есть практически у всех. Да, я видела, сколько денег собрал Берни Сандерс:), но сейчас это не только оню У меня совершенно точно сейчас нет предпочтений по поводу демократического кандидата, я буду смотреть, кто как себя проявит, и вообще я еще толком ничего ни про кого не узнавала, кроме тех, кого я знала раньше. Но, похоже, про здравоохранение есть у всех :).

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
lm644
Feb. 25th, 2019 06:34 pm (UTC)
В отсутствие системы, гарантирующей минимальное медицинское обслуживание каждому человеку, независимо о того, где этот человек работает, я думаю, имеет смысл поддерживать те компании, которые предоставляют своим работникам сносные условия и относительно платы, и относительно страховок и отпусков. Corporate Social Responsibility (CSR) - не пустой звук, и наличие успешных конкурентов, предоставляющих страховку, заставляет и остальных пересматривать условия труда на своих предприятиях.

Вы неправы, когда говорите, что стоимость улучшенных условий перекладывается исключительно на потребителей; как правило, часть этих расходов несет сама компания - за счёт более низкой прибыли для инвесторов и урезания разнообразных административных расходов, начиная с оплаты руководящих должностей. Знаменитый основатель Costco, Jim Sinegal, говорил, что если он, как СЕО, зарабатывает в шесть раз больше рядового кассира или распределителя товара, то это справедливо, а больше - уже нет. При этом Costco прекрасно обходится без отдела public relations, и центральный офис у них крайне скромен; зато больше восьмидесяти процентов работников имеют и страховки, и отпуска, а начальная почасовая оплата выше того, что в Волмарте платят людям, проработавшим много лет. Costco поддерживает своих и платит перспективным сотрудникам за учебу, включая MBAs. Там практически все руководство начинало на sales floor кассирами или складскими рабочими. Их много и часто пинает Wall St за то, что прибыли могли бы быть гораздо выше, если бы они изменили свои правила относительно персонала; пока что руководство стоит твёрдо, а компания, в общем, - одна из самых успешных моделей в этом бизнесе. В ответ Волмарт и Таргет начинают сдвигаться в сторону улучшения условий труда, и я думаю, что это хорошо и правильно. Ждать, пока изменится вся система, - это слишком долго, и если сейчас не поддерживать тех, кто что-то делает для кассиров и грузчиков, мы так и будем продолжать жить в обществе, где люди, работающие на трёх работах, не в состоянии прокормить себя и детей.

Мы как семья давным-давно решили покупать продукты в местной сети супермаркетов, где работники объединились в профсоюз, и не ходить в Сэейфвей, где это запрещено, даже если цены там и пониже. Это наша личная семейная CSR:)))

Edited at 2019-02-25 06:43 pm (UTC)
hettie_lz
Feb. 25th, 2019 07:17 pm (UTC)
Да, когда компания это делает и за свой счет - это правильно! Я согласна.
lm644
Feb. 25th, 2019 07:34 pm (UTC)
WF двадцать лет подряд считался одним из лучших работодателей в стране, и конечно, в ущерб прибыли и стандартным показателям эффективности. Сейчас, после продажи Амазону, который прямая противоположность WF, и качество обслуживания и ассортимента снизилось резко, вместе с ценами... посмотрим, смогут ли они выработать какой-компромисс, чтобы и овцы были целы, и волки (инвесторы) сыты...
(no subject) - ta_g - Feb. 26th, 2019 02:57 am (UTC) - Expand
ta_g
Feb. 26th, 2019 05:16 am (UTC)
Очень согласна. Не всегда могу соответствовать, но согласна. И совсем не раздражаюсь, когда знаю, что компания по человечески относится к работникам, и поэтому цены выше. Если смогу, выберу их.
И совсем не радуюсь, когда в очередной раз вспоминаю, какой ценой для работника склада Амазона или Волмарта достаются низкие потребительские цены. Мне тут недавно защитники системы, зарабатывающие раза в три больше меня, возмущённо сказали - но ты же хочешь, чтобы было дёшево. Но нет, не настолько, чтобы люди так работали, как на складе Амазона. Не хочу настолько, чтобы оправдать «just in time scheduling» и истерическую борьбу за максимальную эффективность.
Но иногда все таки приходится покупать на Амазоне.
lm644
Feb. 26th, 2019 12:02 pm (UTC)
Да я не призываю отказаться от Амазона или бойкотировать Таргет. В конце концов, все мы живём на бегу, и удобство доставки на дом часто перевешивает все остальные соображения. Тем не менее, эти остальные соображения тоже присутствуют.
(no subject) - hettie_lz - Feb. 26th, 2019 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lm644 - Feb. 26th, 2019 11:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 27th, 2019 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lm644 - Feb. 27th, 2019 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Feb. 27th, 2019 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lm644 - Feb. 27th, 2019 10:11 pm (UTC) - Expand
Йу - ta_g - Feb. 28th, 2019 02:56 am (UTC) - Expand
Re: Йу - lm644 - Feb. 28th, 2019 03:32 pm (UTC) - Expand
RE: Re: Йу - ta_g - Feb. 28th, 2019 06:48 pm (UTC) - Expand
RE: Re: Йу - lm644 - Feb. 28th, 2019 11:26 pm (UTC) - Expand
Re: Re: Йу - ta_g - Mar. 1st, 2019 02:40 am (UTC) - Expand
Re: Re: Йу - lm644 - Mar. 1st, 2019 04:05 am (UTC) - Expand
RE: Re: Re: Йу - ta_g - Mar. 1st, 2019 05:16 am (UTC) - Expand
olgau
Feb. 26th, 2019 03:03 am (UTC)
Какая интересная тема. Я из тех недалеких людей, которых не интересует в магазинах ничего кроме соотношения цены и качества.
hettie_lz
Feb. 26th, 2019 05:22 am (UTC)
качеством обслуживания, я думаю, тоже!
olgau
Feb. 26th, 2019 12:36 pm (UTC)
Даже не знаю. Качество обслуживания это уже "роскошь".
Наверное я формировалась в голодные 90-е, потом иммграция добавила "борьбу за каждую копейку".
Я вот сильно задумалась. Ну не чувствую я своей отвеоственности за людей, работающих на складах Амазона. Они не рабы и живут в стране, в которой у них полно возможностей что-то изменить. Может быть это их выбор, может быть просто такой этап в жизни. Если они здоровы, то это их жизнь. Я лучше заплачу налоги, чтобы были программы помогающие желающим что-то изменить.
lm644
Feb. 26th, 2019 01:47 pm (UTC)
Качество обслуживания, кстати, гораздо выше там, где работники чувствуют, что компания не относится к ним, как к винтикам, которых можно заменить в любой момент. TJ даёт даже рядовым работникам право на stock options, так там и кассиры улыбаются и шутят с покупателями. В WF до Амазона каждый магазин был сравнительно независимым и принимал свои решения, в зависимости от местного рынка: так и качество обслуживания было куда лучше нынешнего, когда все работники явно ищут, куда бы сбежать от непрекращающегося давления стандартизации.
(no subject) - hettie_lz - Feb. 27th, 2019 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Feb. 27th, 2019 07:31 pm (UTC) - Expand
ta_g
Feb. 26th, 2019 04:22 am (UTC)
Про акулу - это наверно в частности мне. Ну да, вы акула, но вы ходите в приют, дежурите у клиники, много хорошего делаете, и раньше акулой в моих глазах не были, во всяком случае это было не так очевидно. Мне кажется, это побочный эффект вашей страсти к IT, а не само по себе, что это сильно опосредованно. Надеюсь, вы не воспримете это как наглое влезание не в своё дело, конечно ваши мотивации - не мое дело. Я периодически пытаюсь вас себе объяснить, потому что вы очень интересный человек, и рассказываете интересные вещи. В итоге у меня получается - эта акула - не такая, как другие акулы. Так пожалуй. Потому что лично для меня акула - это плохо. А конкретно вы, в не акульих ипостасях - очень хорошо.
Вы совершенно не должны вникать и даже просто интересоваться моими чувствами и оценками, но я вроде как пытаюсь объяснить.

lm644
Feb. 26th, 2019 03:14 pm (UTC)
Ну и ещё одно, вдогонку (я понимаю, что расписалась, но это такая близкая мне тема, что трудно остановиться). Да, конечно, любой бизнес имеет право нанимать и увольнять, как ему выгодно, это правильно и хорошо. Тем не менее, правильно ли уволить забеременевшую или заболевшую сотрудницу, потому что кому-то придётся ее подменять? Где проходит та граница, которая отделяет нормальные деловые практики от издевательства над людьми? И ведь граница эта все время сдвигается в сторону большей защиты прав работников, и это тоже правильно и хорошо. Баланс между интересами бизнеса и и интересами работников трудно найти; компании, которые реально обеспечивают своим сотрудникам хоть чуть лучшие условия труда, всегда - всегда! - идут на повышенный риск; это никогда не бывает так просто, как покрытие расходов за счёт повышения цены. Но многие идут на это, рассчитывая на поддержку своих клиентов, и все чаще этот расчёт оправдывается. И покупатели, и инвесторы задумываются о репутации компаний, которые они поддерживают своими деньгами, и это так же правильно и хорошо, как и поддержка права компаний принимать собственные решения в отношении условий труда.
hettie_lz
Feb. 26th, 2019 03:31 pm (UTC)
Против увольнения беременных есть законы, и это правильно. Но вообще, я уже написала, что отсутствие адекватных механизмов социальной защиты заставляет бизнесы брать на себя роль, которую они брать не должны. Ну вот только разве что, чтобы работники голосовали ногами за работу с более вменяемыми работодателями. Я знаю, что вы у меня тут не так часто бываете, но вот, например, то, что наша Стеф ввела облегченные условия работы для тех, кто возвращается из отпуска по рождению ребенка - это она сделала, как очень акулистая акула, потому что она хочет, чтобы заведение ребенка не было препятствием для работы у нас. Вообще я хочу сказать, что я ни разу в жизни не встречалась с дискриминацией по беременности, если работник был хороший. Даже в пост-перестроечной России, про Америку уж не говорю. Всегда создавали спец условия, если были заинтересованы в этом человеке.

Про то, можно ли увольнять больных, кажется, была сегодняшняя утренняя дискуссия на NPR :).Я чуть позже выскажусь - сейчас глубоко в работе.
(no subject) - lm644 - Feb. 26th, 2019 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 26th, 2019 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lm644 - Feb. 26th, 2019 10:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 27th, 2019 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 27th, 2019 01:56 pm (UTC) - Expand
marnews
Feb. 27th, 2019 04:36 am (UTC)
я вот понимаю, что бизнес не должен...как вы пишите. Но понимаете мне не нравится как бизнес делает эти свои дела(вижу уже не первый раз). это все игра и манипуляции. вот вы мне сами сказали : а вы не давайте(ну из себя жилы вытягивать). а я разве на работу хожу чтобы бороться и отбиваться? хотелось бы не для этого туда ходить.
вот смотрите что сейчас происходит. мне сейчас положено платить overtime ...закон у нас тут есть и компанию оштрафуют, если узнают, что я работаю больше 40 часов и мне не платят. но моя организация не хочет/не может платить ...а работы у нее для меня больше чем на 40 часов. что они делают? они делают вид что я не работаю больше, что они об этом не знают. вплоть до того, что моя начальница уходит с работы na 15 минут раньше времени, когда нам обеим надо уходить. т.е. она уходит и не знает, когда ухожу я. а я могу уже быть там сколько угодно, она же не в курсе. и меня научили не рассказывать, что я перерабатываю. домой беру работу, об этом никто не знает.
да, я должна бороться...но пока я на новом месте, дорожу этой работой(по нескольким причинам), и не хочу возникать, играю в эту игру.
но это же бред...чистая манипуляция.
hettie_lz
Feb. 27th, 2019 01:50 pm (UTC)
Марина, это все абсолютно никуда не годится, что вы пишите. Да, конечно, на работу приходят, чтобы работать, а не бороться, но вы очень часто, как бы это сказать, сами себя эксплуатируете. Если хотите, давайте поговорим оффлайн про вашу текущую ситуацию, но она мне выглядит очень и очень странной. Начиная с того, что если вы - exempt, как мы все :)), то overtime быть не может, потому что у нас официально ненормированные рабочие дни. Но давайте подробности обсудим в личной переписке.
marnews
Feb. 27th, 2019 06:01 pm (UTC)
Да, конечно что-то в консерватории не так, я не спорю.
Я напишу, я не exempt сейчас
(no subject) - hettie_lz - Feb. 27th, 2019 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Feb. 27th, 2019 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marnews - Feb. 27th, 2019 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Feb. 28th, 2019 04:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - marnews - Feb. 28th, 2019 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 28th, 2019 11:28 am (UTC) - Expand
( 42 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow