?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чем можно гордиться

Напишу чуть более расширенный ответ-комментарий в ответ на вопрос, что именно мне нравится в отношении к жизни у Влада, да и у всех моих детей, на самом деле. Несколько человек спросили меня: разве правильно гордиться тем, что тебе повезло? Разве неправильно гордиться тем, что всего достиг своим трудом?

Дело в том, что я говорила немножко другое, и сейчас я попробую написать, что именно. Несколько лет назад я пересказывала в этом журнале статью о том, что многие люди говорят про себя, что они "всего достигли сами" и "им никто не помогал". Но если копнуть поглубже, то выяснится, что-то вроде "да, я сам заплатил за дом, только родители внесли начальный платеж", или "да, бабушка приезжала сидеть с внучкой, но вообще мы все сами". Люди очень часто недооценивают, насколько обстоятельства были "за них" и недооценивают, насколько это было важно.

Те, кто уже давно со мной, помнят, наверно, что для тех, кто первыми в семье идет в вуз, на пути очень много неизвестностей. Никто не может рассказать и показать, как устраивать свою жизнь, как заниматься и готовиться к экзаменам - и мы помогали в это в программе One Million Degrees. А молодежь, попадающая в приют, часто не умеет вставать по будильнику.

Да, я с гордостью говорю, что Аннушка оплатила свою учебу полностью самостоятельно - у нее было чуть ли не десять разных стипендий, и родительскую ссуду мне она полностью выплатила. А если бы у меня не было возможности взять родительскую ссуду? А если бы у нее не было в школе кураторов, которые ей показали, как искать эти стипендии? А если бы мы жили в другом месте, не с такими школами?

Это один аспект - то, что важно помнить, какие у тебя были стартовые условия. Другой аспект - независимо от того, каким образом ты сейчас оказался там, где оказался, то место в жизни, в котором ты находишься - привилегированное место. Я помню, как Аннушка говорила, что вот не совсем вовремя возникла необходимость покупать новую машину, но она понимает, что они с Джоном в очень хорошем положении, потому что они это могут, и это не наносит им серьезный ущерб.

Понимаете, можно, как некоторые делают, скрупулезно высчитывать, где ты находишься - в верхних 15, 10 или 5 процентах по доходам. Можно, как мне один раз в этом журнале объясняли, считать, что ты живешь в плохой деревне, если средняя стоимость дома меньше полумиллиона долларов. Можно жалеть себя, что зарабатываешь 150 тыс в год, когда некоторые зарабатывают 250 тыс. А можно понимать, что у 70, 80 или 90 процентов населения страны жизнь гораздо тяжелее. И это не значит, что ты "не имеешь права" жаловаться на свои неприятности. Это не значит, что твои поводы для печали - и не поводы вовсе. Но надо понимать, в какой точке графика ты находишься.

Меня очень и очень радует, что все мои дети помнят, что они по разным причинам находятся в достаточно удачных и привилегированных обстоятельствах. И ту фразу, которую сказал Влад, когда мы говорили про их ограбление квартиры, можно сказать очень по-разному. Он сказал: у полиции есть дела поважнее, чем искать наши украденные лаптопы. И он был абсолютно серьезен: мама, мы же в Чикаго! Тут настоящие проблемы, тут людей убивают, в том числе детей убивают!

И да, они все - молодцы, и очень много чего в жизни достигли. Сами. Но очень здорово, что они понимают, что на каждого достигшего - множество не достигших.

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
moj_zz
Jan. 20th, 2019 11:23 pm (UTC)
уфф, прочитал. да! все молодцы!
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 02:17 am (UTC)
:))
3eta
Jan. 21st, 2019 01:04 am (UTC)
Не совсем согласна с Владом по поводу «дела поважнее» - если воров не искать, они продолжат грабить, и украдут у кого-то в менее привелегированном положении, кто не может работу искать без лаптопа, например, и денег на новый нет. Так что долбать бы я полицию «нашли уже?» я бы конечно не стала, но заявила бы обязательно, чтобы была адекватная статистика и по возможности серийный номер ноута у полицейских если однажды выйдут на преступников.
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 01:07 am (UTC)
естественно, они заявили. Я заявляла о своей краже, когда у меня бумажник вытащили. Но искать будут в первую очередь убийц.
caperucita_foka
Jan. 21st, 2019 01:31 am (UTC)
Хетти, как приятно читать такое, созвучное моим мыслям. Я тоже считаю, что мне в жизни очень везло, и я страшно благодарна всем людям, которые встречались у меня на пути. И вообще, мне кажется, что самая большая ценность в жизни - люди. И это не только семья, но и вообще, столько людей вокруг оказывают нам поддержку на нашем пути. Надо только это видеть и чувствовать благодарность. Я в принципе вроде тоже сама всего добилась, но у меня ничего бы не было без потрясающих встреч, которые направляли мою жизнь. И это сильное везение.
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 02:16 am (UTC)
да-да-да!!!
chiterabob
Jan. 21st, 2019 03:28 am (UTC)
люди часто недооценивают силу такого везения.
хотя вот без всякого моего участия Даша недавно сказала, что пусть у нас город не из столичных, но он большой и ей очень повезло. она сравнила себя и подружек из деревни, которые живут в маленьких городах и очень оценила свое везение.
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 11:28 am (UTC)
Да, и это тоже очень правильный пример!
annutta_12
Jan. 21st, 2019 07:57 am (UTC)
Совершенно с вами согласна! Как же часто люди недооценивают ту поддержку, которую получают от семьи и государства.
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 02:24 pm (UTC)
Вообще-то задача государства в том и состоит, чтобы выравнивать стартовые возможности,:)
(no subject) - annutta_12 - Jan. 21st, 2019 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jan. 22nd, 2019 04:19 am (UTC) - Expand
amelia_kamille
Jan. 21st, 2019 09:06 am (UTC)
Я вот тоже понимаю, что да, я очень много училась и ботала, вкалывала, но при этом я вполне понимаю, что мне реально повезло, что во дворе была школа с физическим уклоном (у меня такие родители, что если бы школа была бы отстойной, они бы не заметили этого и не стали бы что-то менять, так что тут реально повезло), или что вот так мозг устроен, что математические концепции туда нормально ложатся (я вижу детей, у которых этого нет. И то, что мне было "раз плюнуть", им нужно очень долго вкладывать в свою голову). Ну и так далее. Да, я работала много, но и да - мне везло. Или например мне при поступлении в институт попались удачные экзаменаторы, которые увидели во мне понимание физики и забили на то, что я не всегда могла это применить к задачам. По их мнению я годилась для учебы на физфаке - и огромное им спасибо. Были бы другие экзаменаторы - пролетела бы я.
(Иногда я очень огребаю за вот эту позицию, что надо помнить, что все-таки тебе повезло, когда ты чего-то добился. Да даже того, что рядом с тобой не оказалось кого-то, кто составил бы тебе конкуренцию и оставил бы за бортом. Или что у тебя не было температуры в день важного экзамена. Да мало ли еще, что могло бы пойти не так.)
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 11:30 am (UTC)
Спасибо большое за такой развёрнутый ответ, мне очень радостно, что вот на таком глубоком уровне то, что я написала, вам созвучно.
(no subject) - ryrma - Jan. 23rd, 2019 01:53 am (UTC) - Expand
mshustric
Jan. 21st, 2019 10:20 am (UTC)
а еще мы любим сравнивать себя с "правильной", удобной нам ситуацией. Да, есть кому хуже, но мы грустим и думаем, что вот кому-то лучше, легче, вместо того чтобы ощущать себя в своей тарелке и вообще ни с кем не сравнивать, просто радоваться жизни!
Согласен с Вами на все 100!

Edited at 2019-01-21 10:21 am (UTC)
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 11:26 am (UTC)
Спасибо!!!
nata_for
Jan. 21st, 2019 11:07 am (UTC)
Да-да, мне тоже кажется важным умение человека увидеть, в чем его везение, и где его поддерживали и поддерживают.
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 11:31 am (UTC)
:)
lolique
Jan. 21st, 2019 11:23 am (UTC)
согласна с вами. многое недооценивается, даже характер и темперамент играют роль в жизненном успехе, достижениях.

я вижу как тяжело дается моему френду то, что мне кажется абсолютным пустяком.

сыну когда то показала с раннего утра работающих в хлопковом поле узбекских сверстников. они же и на базаре пахали вовсю, вместо того, чтобы учиться в школе. он о своих привилегиях знает хорошо :)
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 11:31 am (UTC)
:)))
enjoy_reading
Jan. 21st, 2019 01:19 pm (UTC)
Спасибо! Да, наверное действительно помощь окружающих очень тонко переплетается с общим везением, и важно уметь говорить спасибо, вместе и раздельно, вслух и про себя.
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 02:17 pm (UTC)
да-да-да!
strial
Jan. 21st, 2019 03:39 pm (UTC)
Спасибо! Теперь я поняла о каких привилегиях речь.
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 06:33 pm (UTC)
Хорошо!
kessil
Jan. 21st, 2019 06:28 pm (UTC)
Слушай, ну не дали бы стипендий - училась бы Аннушка и работала. У меня ребенок учился и работал. Сам снимал, работал и учился. И заканчивает без долгов. Приехал иммигрантом, до сих пор с акцентом говорит. У нас не было родственников, нетворка, никто нам ничего не рассказывал, ни про экзамены, ни про то, как жить в этой стране, приехали мы поздно, не знали ничего про подготовку к экзаменам, про выбор колледжей, степенидии, как искать интерншип, как искать работу - ничего, и некому было помочь

Какие привилегии? неговорящая по английски мать-одиночка на малооплачиваемой работе?
hettie_lz
Jan. 21st, 2019 06:32 pm (UTC)
Я знаю, что у тебя про это другое мнение. На которое ты имеешь право.
lm644
Jan. 21st, 2019 10:31 pm (UTC)
Я часто думаю, как сильно нам всегда везло. Заболей один из нас серьезно, где бы мы были, иммигранты без гроша за душой... и сколько я знаю людей, с которыми именно это и случилось, и они так и не выкарабкались из нищеты. Это не то что привилегия, но везение - точно.
hettie_lz
Jan. 22nd, 2019 04:20 am (UTC)
Это везение. А про привилегии - тут разница в значении слова по-русски и по-английски.
ryrma
Jan. 23rd, 2019 12:06 am (UTC)
Да, я давно заметила, что меня частенько удивляет, насколько люди не замечают, когда им везет. Ну, у меня это как-то лежало на полочке "надо же, насколько люди разные психологически". Что поделаешь, хьюманы - нерациональны, всяк нерационален по-своему, ну вот нужен им такой self-affirmation, что "сами добились" - пущай подкармливают свое эго, мне-то что до этого?

К сожалению, этот психологический механизм - блокировать роль обстоятельств/контекста/везения - частенько приводит к тому, что такой человек идет дальше - т.е. интерпретирует многие ситуации как "если они этого не добились, - значит, ленивые, или не хотят, так им и надо". Ну правильно, если считать "я же так смог" - абсолютно своей заслугой, то следующий логический шаг - это как раз "всякий так же может" и "а коль они не смогли, то...".

Особенно как-то в последнее время мне стали попадаться (совершенно вроде бы рациональные и умные люди), которые видят мир через такие вот очки. Ну, может, потому, что я начала чаще читать дискуссии про политику, а в тех дискуссиях - немало людей, которые пытаются подвести как бы "рациональный" и "логический" фундамент под свои взгляды.

P.S. А может, это даже не только психологический механизм, а что-то вроде устойчивого "психотипа", к примеру из Майерсо-Бриггсовской классификации? Тут есть интересная тема "отличаются ли либералы и консерваторы психологически? - но это уж совсем оффтоп, и вообще я на минутку забежала на интернеты...

P.P.S. И да, я очень рада, что наши дети относятся к жизни примерно так же, и вполне осознают (и ценят), что в их жизни было немало везения.
ta_g
Jan. 23rd, 2019 01:26 pm (UTC)
Есть разница и есть исследования на эту тему. Я поищу.
А сейчас вспомнила один из выпуском передачи NPR This American Life, где ведущий, IRA Glass разговаривает с людьми в баре на Wall Street, в передаче есть запись. Эти люди работают в финансах, разговор после кризиса 2008 года, после bailouts. Передача вышла сильно позже. И они ему объясняют, что у них все ещё есть их работы и их огромные деньги, не потому что был bailout, а потому что они самые умные и всего этого заслуживают и сами всего добились. А штрафовать банки и ставить им условия - это государство обнаглело и распоясалось.
(no subject) - ta_g - Jan. 23rd, 2019 01:38 pm (UTC) - Expand
ryrma
Jan. 23rd, 2019 01:31 am (UTC)
Пожалуй, добавлю про "привилегированные обстоятельства". Хотя я не знаю, из какого именно обсуждения пошел изначально этот разговор, - но мне кажется, я понимаю, о чем речь. Длинно получается, но тема вообще непростая.

Я еще помню, как я удивлялась когда-то разговорам на collegeconfidential (сайт про поступление в университеты) - когда родители обсуждали трудности тех, кто - по здешней терминологии - относится к "underprivileged". Это были в основном как раз очень даже "privileged" родители, но (как я позже поняла) хорошо образованные по части social sciences.

Вот они как раз обсуждали, - как это получается, что дети (даже очень способные) из бедных и необразованных семей - испытывают огромные трудности, когда пытаются получить высшее образование. И не только потому что отстают академически, потому как большинство из них ходило в школы, где администрация видела роль школы как "камеру хранения", а сверстники шпыняли (а в некоторых школах - и серьезно избивали) тех, кто пытался всерьез учиться.

Но родители на том сайте обсуждали даже не это, не академическую сторону, а вот именно что в тех семьях просто не знают "как поступать" (и даже "зачем поступать"); и не понимают, что существует финансовая поддержка для бедных, и как ее получить; и что для этих семей - подработка подростка - это не "на булавки", а на молоко для младших братиков, т.е. когда/если он перестанет приносить в семью добавочные деньги - это будет для семьи проблемой, а уж взять неоплачиваемый летний интерншип - это вообще из области синих единорогов... в общем, много чего там обсуждали.

Ну вот - поскольку мы-то жили в тот момент на постдоковскую зарплату впятером, и были ничуть не более "богатыми" - я это все читала, и про себя думала "ну да, ну да, вот мы же как-то разобрались, - и как поступать, и где финансы искать, так что это все надуманные стоны про страдания низших классов, так что если захотеть - все это рашается, а эти тетечки слишком либеральны, а настоящей жизни не знают".

А потом я получила некоторое представление о social sciences (это "социальные науки" по-русски?). И обнаружила, что когда владеешь терминологией - оно очень хорошо помогает осмысливанию положения вещей. Вот да, у нас тоже не было денег, и не было "social capital" (родственники - нетворк - информированность про окружающие реалии). Зато был "intellectual capital" (в частности - умение искать информацию, что хотя бы частично скомпенсировало отсутствие знаний "как это делается"). И было понимание, насколько мир разнообразен и насколько важно образование - т.е. мы понимали "зачем это вообще".

Ну и семейные ценности были такие, что интерес, знания, образование - имели самостоятельную ценность, просто by default. И у нас, и у детей. Даже если б образование не давало никаких материальных и социальных бенефитов. Соответственно, мы вполне готовы были обеспечить ребенку неоплачиваемый летний ресерч, даже если нам в результате даже на палаточный отпуск денег не осталось бы, и на починку отвалившейся выхлопной трубы. И (совершено не заради поступления) обеспечили детям в школьные годы очень даже приличное собразование, в основном - помимо школы и за наш же счет.

О, ну да, вот семейными ценностями, наверное, уже можно гордиться и считать их своей заслугой? Хотя, ммм... я думаю, это все-таки нашим деточкам таки повезло. А вот мы с мужем - будем гордо гордиться. :-))

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 41 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow