?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Написать этот пост меня побудило множество причин. Во-первых, две книги, которые я недавно прочитала. Первая - Factfulness, книга замечательная во многих отношениях. Основная идея в том, что все в мире не так плохо, как мы думаем, и в ней реально такая масса удивительных фактов, что я ее самым горячим образом всем рекомендую. И обязательно дочитайте до самого конца, включая послесловие. Вторая - Дайте людям деньги, посвященная обоснованию полезности UBI - единого базового дохода. На первый взгляд может показаться, что это книги противоположного содержания - в одной говорится, что "все не так плохо", а в другой - что "все очень плохо". Но в этих книгах оказалась масса общих идей. Одна из них - про "дома на долларовой улице", про уровни бедности, определяемые по "долларом на день", и про то, что в разных странах, люди, живущие "на эти доллары", живут примерно одинаково.

Кроме книг, в последнее время вокруг меня было много разговоров про то, зачем и ради чего. Я очень поддерживаю идею UBI, в том числе по причине, заявленной в начале второй книги - я считаю, что прогресс в технологиях должен способствовать тому, чтобы люди работали меньше. Я уже много раз говорила и писала, что право на 8-часовой рабочий день было отвоевано больше ста лет назад, и что совершенно непонятно, почему он так и остается 8-часовым. И нет, не надо на меня так смотреть. Мое рабочее время - это не работа "по найму за деньги", это отдельное безумие. Вот с чем я никогда не связывала идею UBI - это с тем, что материальную помощь всегда лучше выдавать деньгами.

Нет, про "всегда" - это, конечно, преувеличение. Безусловно, есть ситуации, когда помощь правильнее оказывать "натурой". Но не потому, что иначе "деньги употребят не на то", а потому. что некоторые вещи в некоторых обстоятельствах бывает сложно купить за деньги. В книге оказалось огромное множество новых для меня примеров и результатов социальных экспериментов, когда "выдача деньгами" оказывалась гораздо более эффективной и полезной, чем разные целевые выдачи. И да, универсальность позволяет сильно экономить на разных проверяющих и контролирующих органах. И еще - я неожиданно вспомнила высказывание Папы Франциска, его ответ на вопрос, что делать с нищим - дать им денег.

Мне очень печально бывает, когда люди первым же делом начинают высказывать сомнения "а вдруг бедные/бездомные потратят деньги не на то". Это, во-первых, значит, что они себя заведомо считают лучше, "правильнее", разумнее тех, кто оказался в сложном финансовом положении. Во-вторых, если эти люди реально озабочены тем, чтобы научить бедных/бездомных самим строить свою жизнь, то умение распоряжаться своими деньгами тут ключевое. Я помню, когда я читала о том, что в некоторых европейских странах молодым людям дают их первое жилье "просто так", то многие возмущались, что-де "чему это учит". А это учит очень важному - жить самостоятельно. Даже если жилье тебе "дали", обустраивать свое хозяйство, отвечать за свой быт - это очень много. Собственно, когда Игорь начинал жить самостоятельно, я ему дала именно такого рода поддержку, которую потом постепенно убирала. А идея про то, что "ты не знаешь, как тебе лучше, а я это знаю" - она какая-то очень неправильная...

... две недели назад, после того, как я уже приготовила обед в приюте, мы неожиданно разговорились с воспитательницей Шанель. Тогда только-только Рам объявил о предстоящей отставке, и народ бурно обсуждал самовыдвигающихся кандидатов. К тому моменту я уже знала, что чернокожее население города настроено против Тони Преквинкл, и меня это удивляло, и я хотела получить ответ и на этот вопрос. Поняла, что неудачные (или не понятые народом) самые последние ее инициативы успели перечеркнуть в головах людей все Но мы быстро перешли к обсуждению всего того, что Рам за свою бытность мэром сделал плохого. Шанель согласилась со мной, что сначала мы все верили и надеялись, а потом шаг за шагом он этого доверия не оправдывал. Я вспомнила о празднике зажигания городской елки в тот момент, когда черная демонстрация уже приближалась к самой елке по Мичиган Авеню, когда все, что надо было сделать - отменить это самое открытие, перенести его на несколько дней. Говорили и про вывоз мусора, и про чартерные школы. Потом перешли к губернатору :). Шанель сказала: он такой богатый, что не понимает, как живут люди от зарплаты до зарплаты. Что для них важно.

Я с ней согласилась. Я это вижу и у людей, которые совсем не миллионеры. Когда недоумевают, "почему они не готовят еду", она же есть, и дешевле, чем общепит. Я про это вспоминаю каждый раз, когда на кухне приюта я решаю квест, где у нас сегодня тот или иной девайс для готовки :)

Не хуже и не лучше, а другие. Совсем другие. Другие совершенно неожиданным и непредсказуемым образом. Мой срок волонтерства в приюте приближается к двум годам, и я могу только сказать, что я научилась ничему не удивляться, не делать никаких выводов, и не "подразумевать" ничего...

Когда с месяц назад меня интервьюировали для книги волонтеров The Night Ministry, и спрашивали, какой бы я совет дала тем, кто хочет стать волонтером, я сказала - запастись терпением. И еще добавлю: не думать про свои дела, как про благотворительность. И не ждать благодарности. И не отчаиваться и не махать на все это дело рукой, когда ничего не получается. Потому что любое "получается" - не навсегда.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
alien3
Sep. 30th, 2018 12:20 pm (UTC)
Поддерживаю эти мысли.
hettie_lz
Oct. 1st, 2018 02:03 am (UTC)
Спасибо.
fonarik_tut
Sep. 30th, 2018 06:01 pm (UTC)
Хетти, спасибо за этот пост.
hettie_lz
Oct. 1st, 2018 02:06 am (UTC)
Вам спасибо, что прочитали!
very_princess
Sep. 30th, 2018 06:20 pm (UTC)
я следую Вашему совету - не жду благодарности. Да я вообще предпочитаю помогать так, чтоб о моей помощи не знали. Я верю, что добро рождает добро и человек, получивший помощь, когда-то (возможно) поможет другому человеку.

Но в волонтерство я только вхожу.
hettie_lz
Oct. 1st, 2018 02:09 am (UTC)
Да, все так. И про волонтерство - тут у каждого свой путь. Вы все новое, что вам встречается, всегда со всех сторон обдумываете и пробуете. И это здорово :). И тут так же будет.
basilisk_sister
Oct. 1st, 2018 07:42 am (UTC)
У меня созвучные мысли. Кстати, только вчера мы с мужем об этом говорили. У его дальних родственников была непростая ситуация и нужны были деньги. Один общий родственник, не расспрашивая, просто помог некоторой суммой, другие не дали ничего, аргументируя, что эти деньги будут неразумно потрачены. Я на это сказала - как он потратит деньги - это его дело. Ему нужна помощь именно деньгами, значит нужно хоть немного помочь, а дальше он сам распорядится. Хочешь помочь? Помогай. И все. Может быть неразумно потраченный с нашей точки зрения деньги потрачены разумно с его точки зрения, верно же?
hettie_lz
Oct. 2nd, 2018 12:54 pm (UTC)
Знаешь, про родных и знакомых люди еще как-то понимают. А про "абстрактных других" сразу начинается - на что мои налоги идут :))). В общем, все так. Я , как получатель помощи со стажем, могу точно сказать :)
basilisk_sister
Oct. 3rd, 2018 07:39 am (UTC)
Ну вот в нашем случае и про родных не поняли, к сожалению.
bublik_ru
Oct. 1st, 2018 01:58 pm (UTC)
Зашла написать, что ничего не поняла - и вижу, что другие все, видимо, поняли. Как-то так. Но я все равно не поняла. Почему не готовят? Девайсов нет? Почему тогда надо просто дать денег, а не девайсы и талоны на супермаркет? Почему нельзя думать, что неправильно потратят? Это сразу типа свысока? А если есть другие причины так думать?
Главное "не поняла", наверное тут- почему таки всех вот так одинаково? Почему про других окружающих людей я могу думать разные вещи (в смысле, в зависимости от разных качеств человека и тп), а про "нищих" - только вот так как о инопланетянах и любое дифференцирование - это сразу дискриминирует?
hettie_lz
Oct. 2nd, 2018 01:03 pm (UTC)
Я вчера прочитала ваш вопрос и подумала, что отвечу, когда будет больше пяти минут, но сейчас перечитала и ... тоже не поняла! Что я могу точно сказать - мне кажется, что ни про кого не надо думать свысока, и я думаю, что я ни про кого не думаю, что он(а) хуже меня. Это не значит, что "нельзя думать разное". Можно и нужно. Мне не показалось, что я писала, что надо про всех думать одинаково.

Из того конкретного, что вы спросили - разным людям, даже в одинаково печальном финансовом положении, нужно разное. Это я вам могу сказать, как человек, очень много лет получавший разную помощь, и в России, и в Америке. Огромное количество людей если не впрямую на улице, то в unstable housing, то есть, ночуют по знакомым, либо в мотелях с поденной платой, и "все мое ношу с собой". Когда тебя раз выселили, найти новое съемное жилье близко к невозможному, даже когда деньги появятся. Но вообще там куча самых разных проблем.
lm644
Oct. 1st, 2018 03:51 pm (UTC)
Да, ubi начинает занимать достаточно прочное место в списке практических предложений на тему «как нам сделать социальную помощь эффективной». Меня больше всего поразила отчетливая связь между такого рода поддержкой и ростом успеваемости детей в школах. Так просто...

А учить жить самостоятельно - большинство студентов именно этому учатся в первые годы жизни на кампусе, когда ограниченная самостоятельность заставляет и время планировать, и деньгами распоряжаться (что от родителей, что заработано, и на что потратить и сколько отложить), и все это без риска потерять все и остаться на улице.
hettie_lz
Oct. 2nd, 2018 12:55 pm (UTC)
Все так! А вы читали эту книгу?
lm644
Oct. 2nd, 2018 07:27 pm (UTC)
Пока нет - руки не дошли, но очень хочу. Много читала всякого другого по этому поводу.
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow