?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По мотивам поста из френд-ленты. Там я сформулировала довольно неуклюже, так что попробую еще раз с самого начала.

Обсуждались (и да, тема не новая), две крайности в воспитании: всячески "тормошить" ребенка, постараться, чтобы были кружки- спорт- языки- самая лучшая школа, или - ничего специально не делать, следовать желаниям ребенка. Хотя я и написала в комментариях, что я - за второй способ, но на самом деле, подумав хорошенько, я не могу сказать, что я вот так уж полностью его поддерживаю. Мне кажется правильным немножко другой подход, и, наверно, общего в моем и "том" подходе только то, что я не вкладывала в детей никакие свои ожидания и представления о том, что им надо. Причем я даже не могу сказать, что вот со старшим так, а с младшими по-другому. Все начиналось одинаково :)), но в какой-то момент я именно что радикально стала себя вести по-другому со всеми тремя.

Но я собиралась писать не о самих подходах (хотя, кажется, уже сделала все, чтобы это стало темой дискуссии :)), а об "оценке результата", если так можно сказать. Потому что ежели практика - критерий истины, то казалось бы, "результат" должен показать, кто прав, а кто не прав. И вот тут хороший вопрос, а что в данном случае - показатель успеха? Я там написала, что показатель - счастье ребенка, но потом подумала, что я это слишком "на бегу" сформулировала.

Попробую чуть-чуть раскрыть.

Если мы говорим, что то, что наш ребенок поступит в престижный вуз, будет учиться на отлично, найдет хорошую работу - что если это все - не является нашей целью, то легко сказать, что цель достигнута :)). Но ведь какая-то цель все-таки есть! Я всегда говорю, что моя цель - чтобы дети были счастливы так, как они сами это для себя понимают. И если для кого-то это - крутой вуз, то пусть так и будет, хотя мне больше нравится цель - "вуз мечты". Но если отрешиться от конкретики, то счастье - не такая легко достижимая цель. Можно, конечно, сказать, что воспитать счастливого человека невозможно, потому что счастье не всегда зависит от нас, и это не то, что так вот "поддается воспитанию". Но я все же думаю, что так говорить можно, потому что мы говорим не о внешних обстоятельствах, а об умении быть счастливым. И мне кажется, что это как раз вполне воспитуемо.

Умение слушать себя. Умение отличать свои собственные желания и потребности от моды. Умение выбрать цель. Умение понять, что именно сделает тебя счастливым. Умение добиваться цели и умение безжалостно бросать то, что к цели не ведет. Умение быть в гармонии с миром. Умение находить источники радости. Просто умение радоваться.

Да, наверно, я плохо сформулировала про "счастье предопределено". Но все же, если человек делает не то, что родители считают правильным, а то, что он сам считает правильными, если он может сам для себя сформулировать, что для него счастье - это уже почти успех :)

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
notabler
Feb. 10th, 2018 10:59 pm (UTC)
по-моему, идеально сформулировано и абсолютно все верно. Сделать все, что тебе кажется возможным, чтобы научить ребенка радоваться, ценить жизнь и все, что она преподносит, не отрицая необходимости получить кое-какую психологическую закалку, не заворачивать его кокон любви.
hettie_lz
Feb. 10th, 2018 11:54 pm (UTC)
Спасибо.
belka_sosha
Feb. 11th, 2018 12:31 am (UTC)

Я сейчас думаю, что важно удержать самооценку на правильном уровне - это задача, а цель - чтобы выросший ребенок крепко стоял на ногах в этом мире. И это ведь все - грань счастья


Я всегда про старшую говорила. Я хочу, чтобы она была счастливой. Когда она начала встречаться с молодым человеком и много проводить с ним времени, я нервничала, что она тратит время не на то. На что она мне сказала - ты же хотела, чтобы я была счастливой и вот, я счастлива
Я при ней как-это пересказала это ответ в каком-то контексте моей давней подруге. А дочь тогда сказала - мама, но я счастлива не благодаря тебе. Моя подруга ей тогда сказала - что вот это уменее быть счастливой тебе дала мама. А подруга моя эксперт в том как быть несчастной и что-то в этих материях понимает

hettie_lz
Feb. 11th, 2018 05:17 am (UTC)
Я думаю, что не так важно, что ребенок думает про то, ПОЧЕМУ он счастлив. Важно, чтобы был!
alla_la
Feb. 11th, 2018 03:29 am (UTC)
Вопрос, конечно, остается вопрос какова роль личности ребенка во всем этом воспитании? всех ли можно научить быть счастливыми? А так, конечно, роль родителя - сделать себя ненужным:)))
hettie_lz
Feb. 11th, 2018 05:16 am (UTC)
Ага, и сейчас нас с вами придут за это ругать :)))
(no subject) - alla_la - Feb. 11th, 2018 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Feb. 11th, 2018 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alla_la - Feb. 11th, 2018 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Feb. 11th, 2018 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 11th, 2018 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Feb. 11th, 2018 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 11th, 2018 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zilant17 - Feb. 11th, 2018 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alla_la - Feb. 12th, 2018 03:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Feb. 12th, 2018 06:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 12th, 2018 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Feb. 12th, 2018 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 11th, 2018 04:16 pm (UTC) - Expand
ta_g
Feb. 11th, 2018 08:47 am (UTC)
Меня как-то смущает идея «безжалостно бросать все, что не ведёт к цели». Как-то безжалостно:)
У меня есть коллега, который очень гордо рассказывает, как он вообще не смотрел на девушек, пока учился в Университете. Хорошо ли это? Ну то есть не мне судить, ему вот было хорошо. Теперь у него уже вторая жена, он ее очень уважает, она PhD, а он только MS. Но меня вообще смущает высокая степень целеустремленности.
hettie_lz
Feb. 11th, 2018 04:20 pm (UTC)
Но ему же было хорошо? только это и имеет значение. Вам хорошо без целеустремленности, и вы без нее счастливы - и замечательно. Кстати, когда бросают почти законченные курс за два месяца до окончания, потому что он не ведет к цели (и это - не Влад :)) - это тоже может быть мужеством, а не слабоволием. Я в основном такие примеры имела в виду.
(no subject) - ta_g - Feb. 11th, 2018 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 12th, 2018 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Feb. 13th, 2018 02:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 13th, 2018 03:08 am (UTC) - Expand
annutta_12
Feb. 11th, 2018 06:25 pm (UTC)
Да, согласна. И конечно, замечательно, если родитель все же может оценить это решение ребенка быть независимым и поддержать (можно и издалека). Тогда совсем уж полная гармония и счастье.
hettie_lz
Feb. 12th, 2018 01:08 am (UTC)
да. вернее, гармония и счастье все равно не всегда бывают, но все же если есть взаимопонимание, это хорошо.
enjoy_reading
Feb. 11th, 2018 09:21 pm (UTC)
Мне почему-то кажется, что Вы при этом молчаливо предполагаете, что взрослый человек не может быть счастлив, если он/она ничего не делает, лежит целыми днями на диване, плюет в потолок и живет за счет матери. Честно говоря, я не знаю, а может ли, но если гипотетически такое вообразить, то это вроде бы не вписывается в концепцию. Ну т.е. даже если та лягушка, которая перестала бить лапками и пошла на дно, была при этом абсолютно счастлива, мы ведь такого не хотим! По крайней мере, если такое развитие как-то исключить, то я согласна, а если целей нет вообще никаких, а есть только счастье, то мне бы не хотелось...
marnews
Feb. 11th, 2018 09:40 pm (UTC)
Хорошо написали, не дай бог такого счастья... тяжело такое видеть родителю. Я знаю несколько семей, просто убитые родители, в тупике, потому что это длится годами, такое счастье.
(no subject) - hettie_lz - Feb. 11th, 2018 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marnews - Feb. 11th, 2018 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 12th, 2018 01:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Feb. 14th, 2018 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 14th, 2018 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Feb. 15th, 2018 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 11th, 2018 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Feb. 13th, 2018 07:12 pm (UTC) - Expand
duh_extaza
Feb. 12th, 2018 10:10 am (UTC)
Научить быть счастливым - самое главное. Мне кажется, здесь самое важное научить вообще замечать красоту даже в мелочах, не расстраиваться по пустякам, не опускать руки, когда не получается. Но я не совсем поняла, как это связано с приобщением к различным занятиям. Это - другой вопрос.

Есть родители, которые тягают детей по разнообразным активностям и считают, что в этом заключается их роль. Это сложно - организовать так день и себе, и ребенку, чтобы успеть и на музыку, и на спорт, и на актерское мастерство. Поэтому я понимаю гордость таких родителей. Они хотят, чтобы дети попробовали как можно больше разных занятий и ощутили настоящий кайф.

Другие родители не воспитывают всесторонне развитых и больше следуют желаниям ребенка. Но здесь нюанс. Например, у моей подружки два сына. Младший хочет и на цирковое мастерство, и на танцы, и в зоопарк за животными ухаживать. И три канала на ютубе ведет. А старший еле на борьбу отходил и хочет только в игрушки играть на айфоне. При этом оба - замечательные мальчики, очень веселые, добрые. Что делать такой маме? Мужа у нее под боком нет, все время выходит только на младшего, с учетом, что она не работает! Все дни битком. А старшего оставить наедине с айфоном? Тоже не дело.

ну и третьи родители вообще позволяют детям расти, как трава при дороге. Ждут, пока ребенок сам запросит. Типа, мам, пап, хочу на гитаре научиться бренькать. Тогда ищут варианты, желательно поближе к дому и подешевле. ))

Все эти типажи мне хорошо известны. и у каждого своя правда:)
hettie_lz
Feb. 14th, 2018 11:19 pm (UTC)
Это никак не связано, я просто пересказала дискуссию, из которой это вылезло. Когда сравнивали разные типы воспитания, вот как вы написали, возник вопрос, а как мы узнаем, успех или неуспех? И я написала, что успех - это если ребенок научился быть счастливым. Ну и дальше возник вопрос, можно ли научить быть счастливым.
(no subject) - duh_extaza - Feb. 15th, 2018 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 15th, 2018 10:51 am (UTC) - Expand
il_kin
Feb. 12th, 2018 02:25 pm (UTC)
Самой бы этому научиться, да только как? А когда сам не умеешь, то и ребенка не научишь :(
hettie_lz
Feb. 12th, 2018 02:28 pm (UTC)
Знаете, на мой взгляд со стороны у вас за прошедшие годы просто огромный прогресс!

ЗЫ - и как же я люблю ваши комментарии :))
(no subject) - il_kin - Feb. 12th, 2018 02:36 pm (UTC) - Expand
( 44 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow