Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Разговоры в лесу, или - про излечившихся коммунистов и социальную справедливость

- Хетти, вот ты - бизнесумен ведь, да?
- Ну, допустим.
- И как тебе новое налоговое законодательство - нравится?
- А почему оно мне должно нравиться?
- Ну ведь ты - бизнес, да? Вот говорят, что оно хорошо для бизнеса.
- Марк, я, конечно, в определенном смысле бизнесвумен, но я - человек социально-ориентированный. Это во-первых. Во-вторых, все не так просто даже для бизнеса. Знаешь, я разговаривала со многими владельцами малых бизнесов, которые говорили, что им для бизнеса в первую очередь нужно, чтобы был платежеспособный спрос. Если они будут платить меньше налогов, то это не обязательно значит, что они вложат "лишние" деньги в развитие бизнеса. Потому что если никто не будет покупать их товары или услуги - зачем им развиваться? Вот ты знаешь, моя компания ссуды дает, так мы же не заинтересованы в том, чтобы люди объявляли банкротства, мы заинтересованы в том, чтобы нам ее выплачивали! И даже если лично у меня налоги будут поменьше, какой в этом толк, если бизнес не будет прибыть приносить.

***

Через два часа, когда мы сидели на поваленном дереве с чашками горячего шоколада, разговор снова вернулся к той же теме.

- Марк, я все забываю тебя спросить: ты ходил на выставку "Революция"?
- Нет, еще не ходил, но все отзываются о ней с восторгом, так что надо будет сходить!
- Сходи обязательно! Это безумно интересно!
- Знаешь, у меня, как у излечившегося коммуниста, к таким мероприятиям смешанные чувства... я ведь очень верил в коммунизм, когда был молодым...
- Ну так это не преступление...
- В определенные моменты думать так было преступлением...
- Я понимаю. И мне кажется, что тут очень важно разделять идеалы социальной справедливости и то, что под флагом их реализации происходило в Советском Союзе. Социальная справедливость, социальная защищенность очень важны, но только возникает идея, что для достижения социальной справедливости можно и нужно применять насилие, как только возникает мысль, что можно "железной рукой загнать человечество в счастье", что можно ради гипотетического "всеобщего блага" расправляться с теми, кто "мешает", как тут же все эти привлекательные идеи превращаются в свою противоположность...
- Маркс все писал правильно! - подает голос с другого конца поваленного дерева 78-летний Рон....
- Хетти, ты все правильно говоришь, - говори Марк (хотя я не уверена, что он простил за это мою акулью сущность).
- Конечно, были идеалисты - люди, которые действовали в соответствии со своими идеалами. Но надо понимать, в чем именно был их идеализм, и в чем были их идеалы. А они были не только в том, чтобы не было бедных, но и в том, что нет никакого преступления в том, чтобы стереть с лица земли тех, кто, как кажется, мешает двигаться по этому пути. Я читала письма своего деда. Он был идеалистом в том плане, что не искал никакой выгоды для себя, что он был полностью предан делу. Но при этом он искренне считал, что с кулаками надо бескомпромиссно бороться! И важно все эти аспекты понимать...
- Да, и еще надо понимать, что социальная справедливость не должна отменять рынок...
- Да, и это тоже. Вот смотри - мы сегодня говорили про налоги. Я, как гражданин, буду только "за", если мне нужно будет платить больше налогов для того, чтобы было нормальное пособие по безработице. Но при этом мне, как менеджеру, приходится нанимать и увольнять сотрудников. И тут я должна иметь возможность оценивать их исключительно по их профессиональным качествам, не думать о том, "как они будут" в случае увольнения. Я должна принимать решения только с точки зрения эффективности бизнеса. Но при этом обязательно должны быть социальные программы для поддержки тех, кто оказался без работы.

... вот ведь какие разговоры могут происходить в процессе распила и сжигания сушняка!

***

В связи с выставкой в Art Institue мне попалась на глаза книга "Молодые радикалы - в борьбе за американские идеалы". Эта книга рассказывает о том, насколько коммунистическая идеология, коммунистическая партия(даже партии - больше одной) были сильны и имели большой политический вес в Америке в 20-30-е годы. Про то, как они относились к СССР. Про то, как они поддерживали движение суфражисток. Про известного нам Джона Рида - без купюр и про неизвестного нам Макса Истмана, прошедшего путь от левого радикала до консерватора - и обратно.

Мне кажется, что сейчас, как никогда, важно не забывать обо всех этих нюансах, и не романтизировать этих "молодых радикалов". И одновременно пытаться понять, как не переступить эту критическую грань...
Tags: politics
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments