Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Category:

Про свободу и ответственность - попытка ответить на два разных комментария

Несколько дней назад меня спросили

как можно вместе со свободой воспитать ответственность?:) Родителям часто очень просто соглашаться с ребенком, угадывать и выполнять его желания, делать все, что он пожелает. Но довольно сложно ограничить его и научить обдумывать свои поступки и решения и отвечать за них. Я не очень верю, что можно предоставить ему полную свободу и не вмешиваться. Трудно не вмешаться, если ребенок что-то делает тяп-ляп (неважно уроки или кормушку для птиц или уборку). Или если он постоянно просит у вас деньги, чтобы угощать друзей, считая, что так он будет выглядеть круто. Или делает плохо другому человеку. Или обещает и не делает. Тут как не называй - воспитание, отношения или что-нибудь еще, - а придется включаться, как старшему и взрослому человеку.

И я вспомнила, что у меня уже несколько месяцев лежит одна "закладочка", один очень старый неотвеченный комментарий:

Мне еще 25 лет назад одна дама говорила, что никогда не будет применять к ребенку насилие. Ребенок у нее еще в коляске тогда лежал. Я спросила, что она будет делать, если ребенок категорически откажется чистить зубы. У нее ответа не нашлось. Так что я давно придерживаюсь мнения, что вообще без насилия не бывает.
Но это не значит конечно, что можно их бить и на них орать.


Я еще тогда пыталась сформулировать, что тут не так, и все никак не могла просто удалить этот комментарий из очереди "неотвеченных".

Я не буду сейчас пытаться стопроцентно на все ответить и все разложить по полочкам, а просто вернусь на то место, где в прошлый раз остановились. С теорией воспитания у меня тоже традиционно плохо :), так что все будет на примерах.

Начну с того, как я понимаю свободу, конкретно, что для меня означает "давать ребенку свободу". Для меня "разрешать делать" почти что угодно и "делать для ребенка, все, что он пожеланет" - это совершенно разные вещи. "Разрешать" - это разрешать самому ребенку что-то делать или не делать. А вот "делать, чего бы он ни пожелал" - это самому взрослому лишать себя свободы. Если у ребенка есть реальная возможность делать более-менее все, что он хочет (т.е., свобода), и при этом в одном комплекте ребенок будет иметь возможность испытывать последствия своих поступков, то это именно что воспитывает ответственность.

Я действительно не проверяла ни у кого из детей уроки, по крайней мере с того момента, как поняла, что этого не нужно делать. И последствия бывали самые разнообразные, вплоть до того, что в восьмом классе Влад не получил диплом об окончании средней школы. Ну и потом много чего еще было:). Не вмешиваться трудно, особенно в более серьезных вещах, а не в уроки и кормушку, но я всегда была твердо убеждена, что только так и можно. Еще один очень тонкий момент: это самое не вмешиваться и не помогать можно по разному осмыслить, по-разному подать. Можно так, что у ребенка останется ощущение, что все против него, что он никому не нужен. А можно так, что это все - абсолютно дружественные действия. Мне всегда было интересно с детьми, интересно, что они делают, читают, о чем думают, какую позицию по какому вопросу имеют. И это было очевидно и понятно, и я думаю, что именно поэтому они понимали, что я не "машу на них рукой".

А про деньги у нас все было договорено очень подробно и независимо от того, как все остальное договаривалось. Но про это отдельно было.:))

И про "заставлять чистить зубы", мне кажется, очень с этим связано. Потому что точно можно не "заставлять".
Tags: воспитание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments