?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Десять лет назад после семейных посиделок друзья Влада собирались у нас :)

Исходный пост



 Вчера вечером, наблюдая Влада, уносящего из столовой коробки с деталями от Hero Escape (друзья весь вечер играли): Vlad, I've got a question - are your friends typical teenagers or not? Влад печально качает головой:  Very-very untypical... 

Me: Vlad, how come you have such a good friends?
Vlad: I don't know, may be, I have to invite over some of my bad friends...
Me: Do you really have some bad friends?
Vlad: Yea... sort of... but you know, I don really hang out with them....

***
Сегодня, во время нашего традиционного "предсезонного" ланча в IKEA, я продолжила тот же разговор. В первую очередь мне было интересно, как так могло случиться, что "реальная" настольная игра оказалась настолько интереснее компьютерной, что бдения у экрана заменили традиционные субботние сборища вживую. А оттуда плавно перешли к умению общаться, к тому, что для того, чтобы общаться вживую было интересно, это надо уметь делать. 

Я все же возвращаюсь к "плохим друзьям": Кто же они, кого Влад не приглашает в дом? - Ну вот, например, Ник. Он недавно стал пить и курить. 

...Ника я знаю уже не помню сколько лет. И его родителей. И его сестру и младшего братика. Мама - учительница. Они очень долго жили стесненно, пока не подрос маленький Гаррисон и мама не вышла на работу. То. что стало лучше, было видно сразу - они все просто выглядеть стали по-другому. В доме у них, кстати, всегда было очень уютно, несмотря на всю стесненность...

- No, Nick is not a real bad kid. I am sure, that's a stage. I think... я думаю, что у него просто всегда была слишком "правильная" семья, и ему захотелось слегка выйти за рамки. Я думаю, что даже если он начал пить и курить, он все равно good kid...
- А мы - неправильная семья?
- Ну, вы же знаете, что абсолютно неправильная...
- Да, ты нам все разрешаешь...
- Actually, I do not think, its that you allow us too much, it's that other parents allow their kids too little...
- ...and Mr. Savannah said, that I am very well adjusted, and he credited you for bringing me up that way....

***

Уже сколько лет пытаюсь сформулировать этот парадокс: я даю детям больше свободы, чем принято здесь. При этом здесь дают детям гораздо больше ответственности в принятии решений, чем в России... При этом во многих "бытовых" вещах - гораздо больше опекают... А в других - меньше... Я выгляжу американским родителем с российской точки зрения, и "европейским родителем" - с американской... У меня такое подозрение, что даю детям столько же свободы, сколько отечественный родитель, и столько же ответственности, сколько американский :-).... Хотя, конечно же, родители везде бывают разные.

 

ЗЫ: сегодня (уже в реальном сегодня) мы с Владом разбирали чердак, и нашли все коробки с этой игрой. Влад постановил - сохранить :)

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
duh_extaza
Nov. 25th, 2017 11:38 am (UTC)
Сейчас столько классных настольных игр, что они легко могут соперничать с сетевыми. Есть клубы поклонников Манчкин, эволюции, Диксит и т.п. У нас у каждого в семье по три-четыре любимых игры. И еще мы делим по сезонам, чтобы не надоедали. Какие-то зимние под елкой, какие-то весенние, в них начинаем играть, "когда утки прилетели", какие-то дачные. И подвижные квартирные игры у нас тоже по сезонам. Сейчас у нас сезон лабиринта, хвостов и пауков, поскольку темные ночи, снега еще нет. Дети еще любят прятки-пугалки.

А по поводу воспитания: со свободой гораздо все проще, а вот ответственность воспитать - это проблема. Глобальный вопрос - как это вам удалось? Потому что мне в последнее время кажется, что это генетическое. Или ребенок самостоятельный, и сам берет со свободой ответственность. Или нет. И вот тут-то начинаются самые веселые сложности:)
hettie_lz
Nov. 25th, 2017 04:47 pm (UTC)
Про игры у меня постоянное ощущение, что я "чего-то не догоняю", потому что очень много народу жалуется про то, что нельзя на это забить, и что если игры не ограничивать, то человек будет играть без отрыва. И я не знаю, что сказать, потому что, с одной стороны, в то время, когда мои дети росли, не было такого многообразия, как сейчас, а с другой - и тогда Влад в какой-то момент "ушел в виртуал", и я с этим ничего не делала, и вот сам вынырнул. Я не могу обобщать, и говорить, что на любую страсть к онлайн играм можно забить, но у меня нет другого опыта :).

Про свободу - я вижу, что многим родителям ОЧЕНЬ трудно свободу детям ДАТЬ, но, опять же, возможно, это только те родители, которые попадают в мое поле зрения.

Про генетику - не думаю :)). Судя по Владу, который, если уж говорить о его природных качествах, разгильдяй редкостный, ответственность выросла очень постепенно, и только потому, что я дфавала ему возможность жестоко ошибаться и падать очень больно.
duh_extaza
Nov. 25th, 2017 05:27 pm (UTC)
Очень постепенно - значит, за много лет? так может, это просто взросление и воспитание здесь вообще ни при чем?

Дать свободу сложно? Может, мы про разную свободу говорим?:)

Про страсть к онлайн-играм. Большинство людей проходит через эту страсть, но все-таки очень мало западает так, чтоб не общаться и в другие игры не играть. Насколько я вижу по детям - своим и друзей - они с удовольствием забросят к черту все онлайновые забавы лишь бы только весело провести время компанией. Ни одного исключения не встретилось до сих пор. Но дети могут играть, например, в консерватории, если им там скучно, а мама потащила. На каких-нибудь посиделках, где все неинтересно. И т.д.
hettie_lz
Nov. 26th, 2017 03:24 am (UTC)
Очень многим родителям ОЧЕНЬ сложно дать детям свободу, перестать контролировать каждое движение, перестать проверять домашнюю работу, перестать решать за детей, чем они занимаются. Очень многим родителям трудно разрешить детям делать выбор. А если не давать возможности выбирать и иметь дело с результатами выбора, то взросление просто никогда не наступает. Я согласна с тем, что ответственность - атрибут взросления. Но взрослеть не у всех получается.
duh_extaza
Nov. 26th, 2017 11:36 am (UTC)
Да, видела таких родителей:). Но мало. Большинство вокруг меня действуют наоборот - разрешают все, полная свобода. Хочешь валяться в луже - пожалуйста, только куплю тебе непромокаемый комбинезончик. Хочешь рисовать на обоях - ради бога. Только ватманами все обвешу. Захотел есть три блюда среди ночи - я тебе наготовлю. Все что хочешь - куплю. Захотел ходить на танцы - молодец. Через 2 месяца бросил, другие захотел - буду тебя возить через весь город на другие танцы. У меня и большинства родителей как раз проблема не освободить, а ограничить:). т.е. говорить детям "нет" хотя бы иногда.

Взросление, конечно, не наступает просто так. Но как бы это увязать с воспитанием не всегда получается. Вот у меня брат - помните - очень похож на вашего Влада, но повзрослел сам, безо всякого воспитания. просто пришло время быть более ответственным перед людьми.
hettie_lz
Nov. 26th, 2017 04:48 pm (UTC)
Я думаю, что вы пока мало общаетесь с родителями школьников, и особенно старшеклассников. Вот когда вы мне кажете, что подавляющее большинство знакомых вам родителей не проверяет уроки у детей, не заставляет делать пропущенное, не возражает, елси ребенок решит прекратить занятия в музыкальной школе или серьезной спортивной секции, не записывает полунасильно на английский, не нанимает репетиров, не выбирает за ребенка вуз - тогда вас можно будет поздравить с тем, что вы в правильной компании!

Про воспитание несколько уточнений. Безусловно. воспитывать взрослого человека - дело сомнительное, скорее даже - невозможное. И в этом плане, судя по тому, что вы рассказываете, ваши родители в свое время воспитали и вас, и вашего брата очень правильно, так что хватило и дальше :)

Но сейчас, в отличие от "10 лет назад" я очень осторожно высказываюсь про воспитание вообще, и про то, что вообще можно воспитывать :). Сейчас я предпочитаю говорить - строить отношения с ребенком.
duh_extaza
Nov. 26th, 2017 06:45 pm (UTC)
Я обычно говорю "растить детей". Но у меня маленькие. Про подростков так уже не скажешь.

Но вы, наверное, из-за занятости не ответили на вопрос: как можно вместе со свободой воспитать ответственность?:) Родителям часто очень просто соглашаться с ребенком, угадывать и выполнять его желания, делать все, что он пожелает. Но довольно сложно ограничить его и научить обдумывать свои поступки и решения и отвечать за них. Я не очень верю, что можно предоставить ему полную свободу и не вмешиваться. Трудно не вмешаться, если ребенок что-то делает тяп-ляп (неважно уроки или кормушку для птиц или уборку). Или если он постоянно просит у вас деньги, чтобы угощать друзей, считая, что так он будет выглядеть круто. Или делает плохо другому человеку. Или обещает и не делает. Тут как не называй - воспитание, отношения или что-нибудь еще, - а придется включаться, как старшему и взрослому человеку.
hettie_lz
Nov. 26th, 2017 08:12 pm (UTC)
Нет, я не забыла :)) Просто мне казалось, что я ответила. Но так, как вы сейчас сформулировали вопрос - он шире, чем я про него думала, когда отвечала. Ну и, как водится. я не знаю, как по науке. Я постараюсь написать про это пост, но он точно не покроет всех вариантов, я могу только очень конкретно: у нас было вот так, а не вот так. потому что....
lolique
Nov. 25th, 2017 11:59 am (UTC)
интересно что такое европейский родитель?

я сейчас смотрю сериал "хорошая жена" и на многие моменты общения гл героини с детьми подростками у меня падает челюсть :)) так это странно выглядит с европейской точки зрения!
особенно все, что касается секса подросткового и курения например.

там например мальчик подросток (лет 16 может быть? 17?) встречается с девочкой 15 летней и мама требует, чтобы ни в коем случае не закрывали дверь в его комнату! это прямо железное правило.

это лол. как будто если им запретить целоваться или еще что то в квартире, они не найдут возможности делать это где то еще.
hettie_lz
Nov. 25th, 2017 04:58 pm (UTC)
Да, совершенно верно, Америка - ОЧЕНЬ пуританская страна, и это нужно понимать, когда оцениваешь логичность или нелогичность поведения героев фильмов и сериалов. . С открытой дверью - да, это практически норма. И очень широко распространена идея, что вообще встречаться лучше в общественных местах.

Отдельно про возраст. Тут зависит от штата, но когда подростки не одного возраста, еще и играет роль, какой в данном штате возраст согласия. Я несколько раз это проходила с Владом, особенно когда он встречался с Тревором. Это было долго :), и сначала они оба были несовершеннолетние по Иллинойсу, потом Тревор уже был совершеннолетний, а Влад еще нет, и вот этот год с небольшим был абсолютно криминальный, я вопила, чтобы ночевали только у меня, потому что про других родителей на тот момент совсем не было уверенности, что они будут разумными.

Про "найдут, где" - меня в свое время очень повеселила пажеская история, рассказанная Аннушкой: в пажеском общежитии с этом было строго, мальчики и девочки- пажи жили на разных этажах, и магнитный ключ одного этажа не открывал другой этаж. Ну и вот я не знаю. что предполагается, когда в одном общежитии живут 50 душ 16-летних умников и умниц, но факт в том, что в середине семестра двоих отослали домой за нарушение общественной нравственности, потому что дело было в лифте :)))). Я ржала, что им не оставили другой опции :))). Не говоря про то, что однополые любови случались ровно с той же частотой. как и в остальном мире.

Так что да, удивительного много, и если не знать, как это тут воспринимается, ни за что не догадаешься.

galina_vr
Nov. 25th, 2017 12:53 pm (UTC)
Большое мужество надо иметь,чтобы выйти в вопросах воспитания за рамки "как у всех".
Вот у нас раньше дети с первого класса ходили в школу самостоятельно, а уж со второго - обязательно сами. и мои дети так же бегали в школу сами.
А теперь у нас самостоятельно идущих в школу маленьких детей не увидишь. Думаю, что и я, если бы сейчас растила детей (или внуков)как-то решила бы этот вопрос, чтобы не отпускать их одних. Ибо страшно, когда все чего-то боятся, и ты начинаешь бояться.

Кстати, а как у вас там: тоже младшие и средние даже школьники не ходят без сопровождения в школу?
hettie_lz
Nov. 26th, 2017 03:20 am (UTC)
Галина, вот это очень правильно - когда все вокруг бояться, то очень трудно не бояться за компанию!

С хождением в школу у нас довольно сложная система, и все сильно зависит от того, что и как принято в каждой конкретной местности. Но как правило детей возит в школу школьный автобус, который, опять же, как правило. бесплатен. В нашей деревне предполагается, что дети. которым от дома до школы меньше двух км, могут ходить сами. И достаточно часто ходят или ездят на велосипедах. Но есть местности, где это не принято. Бывает. что родители предпочитают отвезти ребенка сами, потому что автобус петляет и едет в результате медленнее.
motorka_lara
Nov. 25th, 2017 06:27 pm (UTC)
Интересны эти сравнения привычек взаимоотношений с детьми...
hettie_lz
Nov. 26th, 2017 03:21 am (UTC)
Да :)). И сейчас я уже про это не пишу, потому что это все давно было. Так что есть резон в вытаскивании старых постов!
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow