?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несколько постов назад, когда я отвечала на вопрос, почему мои дети не просили денег на обучение :)), мне было задано несколько уточняющих вопросов, про то, а как, собственно, платят, на которые я ответила "все очень сложно". Оно, действительно, очень сложно, но восемь лет назад, когда мои младшие поступали, я написала большую серию постов "про поступление", в том числе про то, как устроена оплата высшего образования.

За прошедшие восемь лет, конечно же, многое изменилось, но скорее количественно, чем качественно. Так что я решила этот пост повторить, ничего в нем не меняя.

Ссылка на исходный пост.

Текст поста:



Итак, мы выяснили, что нужно сделать для того, чтобы поступить туда, куда хочется. Теперь остается выяснить две связанные вещи: первое - как узнать, куда тебе действительно хочется, и - как платить за обучение.
Вопросы эти взаимосвязаны как минимум потому, что обычно хочется, чтобы платить пришлось поменьше, а грантов чтобы дали побольше. И при этом хочется, чтобы качество обучения не пострадало.
Так вот, ВУЗов в Америке порядка двух тысяч  университетов и чуть поменьше двухгодичных колледжей, так что, по идее, все, кто хочет получить высшее образование, это сделать могут. И практически каждый может найти свою нишу. Тут, кстати, уместно заметить, что когда говорят о "тупых американских студентах", не учитывают того факта, что их просто-напросто в полтора - два десятка раз больше, чем в России.
Конечно, ВУЗ ВУЗу рознь, и есть куда как более ограниченное количество ВУЗов "с именем". Но значит ли это, что все хотят поступать в такие "именитые" ВУЗы? Сколько стоит обучение там? Дороже или дешевле, чем в менее известных? Какие стипендии и гранты там дают? Будет ли там лучше само образование, или единственное, что будет отличать - это знаменитая "корочка"? Это последнее, а также связи, которые приобретаются во время учебы, тоже очень важны, но вопрос в том, насколько и всегда ли они важны.

Я уже писала про Аннушкин визит в Нокс, и, целью этого визита было понять, насколько "своя" там обстановка, насколько она сумеет "вписаться" - это тоже очень важно.


Перейдем непосредственно к оплате. Параллельно с заполнением заявлений в колледжи, сочинением эссе и сбором рекомендательных писем, будущие абитуриенты занимаются и финансированием своего образование. Первое дело на этом пути - заполнить FAFSA -  официальную форму на получение федеральной финансовой помощи. Ее нужно заполнять и в том случае, если государственная помощь не светит - это документ, который получают все ВУЗы, куда человек подает заявление, нужно показать - вот, государство мне ничего не хочет платить, так что все надежда на Вас :-). Очень быстро после заполнения FAFSA приходит ответ: мы считаем, что Ваша семья в состоянии оплатить ХХХ долларов в год за Ваше обучение, поэтому мы будем давать помощь, исходя из этого предположения. Например, считается, что по своим доходам семья может оплатить 15 тыс. в год, а обучение +проживание+книжки в данном универститете стоят 18 тыс. в год. Тогда этому университету сразу сообщать, что по полторы тысячи за семестр платит государство.

Через тот же государственный сайт можно оформить и специальные государственные ссуды. Студенческая ссуда хороша тем, что никто, кроме самого студента, за нее ответственность не несет, и процент там сверхмаленький - порядка 2% годовых. Но обычно студенческой ссуды не дают больше 5 тысяч в год (это текущий максимум, в прошлые годы было меньше), поэтому всех расходов она не покрывает. По рассмотрении той же FAFSA государство принимает решение о том, какого размера оно готово дать государственную "родительскую" ссуду на образование. Она существено больше (потому что родитель уже имеет кредитную историю, и с него можно спросить), но и процент выше. У меня в прошлом году было 8% годовых, что, вообще говоря, крайне низкий процент.

По всем типам государственных ссуд выплаты не требуются до  срока 6 месяцев после выпуска, и после этого дается рассрочка на 10 лет, в ряде случаев можно и на дольше. Выплаты получаются достаточно маленькими, т.е., можно, по идее, лет 20 выплачивать по 100 долларов в месяц :-).

Не всегда стоимость обучения можно покрыть государственными ссудами, но ведь ими дело не исчерпывается.

Вернемся немножко назад и скажем, что ВУЗы делятся на государственные ("штатные") и частные. В государственных ВУЗах обучение, как правило, существенно дешевле, потому что за него доплачивает бюджет штата, но одновременно у них, как правило, меньше своей собственной финансовой помощи.  И поиск этой помощи - это еще одно важное дело, которым заняты будущие студенты.

Перечислить, за что и как могут дать помощь - стипендию, просто физически невозможно, на эту тему в библиотеке лежат толстенные справочники.  Вот тут я рассказывала, какие стипендии давали выпускникам нашей школы в этом году. Но ведь еще и каждый ВУЗ дает примерно столько же своих собственных. Маленькие ВУЗы заинтересованы в том, чтобы привлечь очень хороших студентов, с хорошими результатам тестов, поэтому они склонны давать им более существенную материальную помощь.

Практически все университеты Лиги Плюща в этом году не берут плату за обучение с семей, где годовой доход ниже 100 тыс долларов, но на государственные школы это не распространяется. Некоторые ВУЗы берут на "полное обеспечение" наиболее талантливых студентов, это относится, как правило, к творческим специальностям. Практикуются "спортнаборы" - студенты, показавшие высокие результаты в определенном виде спорта, подписывают обязательство выступать за команду университета, и им полностью оплачивается и обучение, и проживание.

Да, вот еще об этом надо сказать. В подавляющем большинстве случаев студенты не ездят на занятия из дома (хотя бывает и так), а живут в общежитиях. Это тоже - очень существенный расход, в государственных ВУЗах плата за проживание просто выше платы за обучение. Но это, а также плата за питание в университетских столовых, считается образовательным расходом, и может быть покрыто как стипендиями, так и государственными ссудами.

Стало быть, решить, где меньше всего придется платить за обучение - задача очень сложная, и единого решения для нее нет. Для каждого студента ответ может быть разным. Так что у нас впереди еще много чего интересного :-)). Но теперь, я надеюсь, то, что я рассказывают, будет чуть-чуть получше "ложиться в контекст".

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
banga_73
Oct. 26th, 2017 05:57 am (UTC)
А какая инфляция, когда 8% на кредит это мало?

А 8% в год надо выплачивать сразу? Или это просто копится и тоже можно через 10 лет начать?
hettie_lz
Oct. 26th, 2017 01:54 pm (UTC)
Это не относительно инфляции, а относительно коммерческих кредитов на образование. Сейчас по этой ссуде я выплачиваю 7, 25%, и это самый дорогой кредит из всех, какие я выплачиваю. Но зато этот процент вычитается из налогообложения, как и ипотека. Так что тут все не так просто посчитать, что выгоднее. Когда выплачиваешь кредит, тебе сразу дают "расписание" платежей, ты каждый месяц платишь одинаковую сумму, но из нее разная часть в счет погашения процентов и основного долга. Так что до после окончания вообще никакие платежи не начинаются.
3eta
Oct. 26th, 2017 09:03 pm (UTC)
а не проще взять кредит под свой 401К и закрыть учебный? у меня там 4% ставка, получается неплохая экономия!
hettie_lz
Oct. 26th, 2017 09:05 pm (UTC)
Ни в коем случае!!!
(no subject) - 3eta - Oct. 27th, 2017 05:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 29th, 2017 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 29th, 2017 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 29th, 2017 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 29th, 2017 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 29th, 2017 09:03 pm (UTC) - Expand
yaceya
Oct. 26th, 2017 04:00 pm (UTC)
>ВУЗов в Америке порядка двух тысяч университетов
Это видимо считаете все заведения дающие бакалавра.
National research universities, дающих доктора вроде не больше пяти сотен. Ну, ещё чуток мастерских университетов есть, но всё равно на 2 тысячи вроде только учитывая чистые колледжи.
hettie_lz
Oct. 26th, 2017 04:08 pm (UTC)
Да. Но поскольку оба моих младших оканчивали именно "чистые колледжи", мне трудно считать эти учебные заведения неполноценными :)))
yaceya
Oct. 26th, 2017 04:38 pm (UTC)
Я хорошо отношусь к колледжам (к ряду колледжей в определенных условиях лучше чем к ряду университетов), но разделяю колледжи и университеты :)
И к бакалаврам хорошо отношусь. Идут они после колледжа получать мастера в университет или не идут.
hettie_lz
Oct. 26th, 2017 06:30 pm (UTC)
Большинство не идет, и в любом случае это отдельный процесс поступления, не связанный с первым, и чаще всего - в другое место.
(no subject) - yaceya - Oct. 26th, 2017 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 27th, 2017 04:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - yaceya - Oct. 27th, 2017 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 27th, 2017 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yaceya - Oct. 27th, 2017 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 27th, 2017 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yaceya - Oct. 27th, 2017 07:04 pm (UTC) - Expand
yaceya
Oct. 26th, 2017 04:41 pm (UTC)
Назову условие в котором почти всегда лучше идти сразу в университет: если ребенок уже имеет более-мене идею и инициативу чтобы подключиться к каким-нибудь исследованиям, то университет однозначно лучше. А если он вроде как умный, но ещё не совсем понял - колледж самое то. Часто даже лучше чем университет, потому что в университете проследят за переходом из школы в университет, а в университетах, особенно public бросают в воду и смотрят как поплывет.
p.s. Впрочем, если ребенок целеустремленный и уже знает - он и пойдет учиться туда где найдет подходящие ему условия, то это родителям надо ещё очень постараться чтобы переломить ребенку план. Хотя и такое случается.

Edited at 2017-10-26 04:42 pm (UTC)
hettie_lz
Oct. 26th, 2017 06:29 pm (UTC)
ой, я хочу уточнить - вы уверены, что вы говорите не о community colleges, а об обычных колледжах? Потому что про них это не так :)))
(no subject) - yaceya - Oct. 26th, 2017 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 26th, 2017 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yaceya - Oct. 26th, 2017 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 27th, 2017 04:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - yaceya - Oct. 27th, 2017 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 27th, 2017 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yaceya - Oct. 27th, 2017 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 27th, 2017 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yaceya - Oct. 27th, 2017 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 27th, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yaceya - Oct. 27th, 2017 06:43 pm (UTC) - Expand
3eta
Oct. 26th, 2017 09:11 pm (UTC)
в США куча безработных или малооплачиваемых PhD срочно переучивающихся на что-то другое и жалеющих что не ушли в индустрию вовремя, а в России так и вовсе "кандидат наук" нужен либо ради преподавания, либо ради пафосной приставки на визитке, так что неясно почему postgraduate программы надо считать отдельно. тогда уж надо сравнивать набор на эти программы в США и других странах и планку для поступления, потому что поступить на постград явно сложеее чем на андергард и о "тупых студентах" речи уже явно не будет.
yaceya
Oct. 26th, 2017 09:51 pm (UTC)
га?
zilant17
Oct. 27th, 2017 12:27 am (UTC)
Да. Вот согласна что нужно говорить более конкретно о разных уровнях образования и для чего они нужны.
hettie_lz
Oct. 27th, 2017 04:16 am (UTC)
Вообще - да, но пост был не про это :)). Дело именно в том, что когда сравнивают, то все валят в одну кучу.
(no subject) - yaceya - Oct. 27th, 2017 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 27th, 2017 04:52 pm (UTC) - Expand
yaceya
Oct. 27th, 2017 03:31 pm (UTC)
И ещё стараться понимать степень применимости обобщения. К примеру, безработных phd довольно мало, малооплачиваемых больше, но это тоже сильно зависит от того откуда это phd и в какой отрасли.
А уж заявления о том что phd - это пафосная надпись на визитке не нужная для работы подозрительно напоминают программиста. Почему-то считающего что везде так как вокруг него. В ряде же специальностей без phd хорошую работу получить в индустрии нааамного трудней чем без нее.
И, надо сказать, в такой индустрии безработица среди phd очень низкая и низких зарплат нет вообще.
Это не говоря уж о том что мастер - это ещё не phd и они в промышленности нужны почти повсеместно. А мастера в колледже уже не получишь. Если, конечно, это не какой-нибудь Бостон Колледж, который на самом деле университет.
( 41 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow