?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Врет, как свидетель"

Когда я обдумывала этот пост, я поняла, что если доводить его идею до логического завершения, то можно сказать, что "никто не знает правды" и "вообще никому и ничему верить нельзя". Но я думаю, что я все же выскажусь более осторожно: из того, что человек что-то видел своими глазами, не всегда автоматически следует, что "он знает правду".

То, что мы "видим своими глазами" - это факты (в идеале:)), а "правда" (кавычки не означают отрицания смысла :)) - это интерпретация фактов. И чтобы их интерпретировать, нужно что-то знать о происходящем - о событии, о явлении, об истории вопроса, о традициях.

Каждый из нас, наверно, был свидетелем того, как иностранцы, приехав в страну, где мы живет, наблюдая факты, делали совершенно фантастические и неправильные выводы о том, что именно они видят. Потому что у них нет контекста, в котором бы можно это было интерпретировать.

"Я живу в этой стране, а вы не живете, что вы можете понимать, как вы можете советовать!" - иногда это справедливо, а иногда и нет, зависит от того, насколько хорошо не живущий в стране человек знаком с предметом обсуждения.

"Журналист приехал и написал, а люди по его писанине будут судить о сути этого военного конфликта, а ведь этот журналист сам - вне конфликта!" - иногда справедливо, а иногда журналист, даже приехав не очень надолго, настолько хорошо разобрался в сути происходящего, что куда там "местным"!

Да что там журналисты! Некоторое время назад я прочитала рассказ одного человека о пост-перестроечных года в Ленинграде - Петербурге. И это не просто "я там же жила в то же время" но и более того, у меня с этим человеком общая социальная среда, ну вот только что не в одной школе учились, а так... и вот я читаю, и понимаю, что я жила в то же время, в том же месте... совершенно в другом городе! И ведь это не значит, что человек врет, просто именно эти факты регистрировались сознанием, а другие - игнорировались...

Поэтому я изо всех сил стараюсь избегать таких высказываний, как "я там была, я знаю!" или "я тут живу, я знаю!". Правда, часто говорю - я в теме. Это значит, что я не только "там была", но и много разного читала, изучала, знаю, каков спектр разброса мнений.

И, конечно, мы все все пристрастны. Чем важнее и ближе для нас тема, тем более мы склонны "коллекционировать" высказывания и мнения, поддерживающие нашу точку зрения, и игнорировать чужую. И, конечно, то, что мы считаем моральным, нравственным правильным - всегда будет для нас правдой.

Что из этого следует, кроме того, что "правды никто не знает"? Наверно то, что даже в той ситуации, когда твое мнение кажется единственно верным, когда ты не можешь от него отказаться, и не можешь рассматривать, как альтернативу, ничего другого, хорошо, как минимум, понимать, что другие люди могу точно с такой же страстью поддерживать противоположную точку зрения. И да если ты уверен, что они неправы - вести себя достойно.

Это ко мне относится ровно в той же степени, что и к другим, а может, и в большей степени :)

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
prosto_krys
Feb. 13th, 2017 04:05 am (UTC)

Я бы сказала, что расходятся скорее ощущения и субъективные моменты, а не интерпретация фактов (при условии их неискажения). Факты могут быть очень разные не только у людей из одной социальной среды, но и у людей, учившихся в одной школе и живших в одном доме. Я порой сопоставляю свои факты (не ощущения!) с фактами ровесников и не понимаю: в одной стране мы жили или нет. И в одной и той же ситуации люди замечают разные вещи. А степень воздействия того или иного фактора вообще искажается мозгом до неузнаваемости.

hettie_lz
Feb. 13th, 2017 05:38 am (UTC)
иии... ну вот "тупые американцы, которые сами добровольно пишут в налоговых декларациях, сколько им чаевых дали" - это интерпретация или ощущения? По-моему, интерпретация :)
(no subject) - prosto_krys - Feb. 13th, 2017 06:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Feb. 13th, 2017 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 13th, 2017 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prosto_krys - Feb. 13th, 2017 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 13th, 2017 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Feb. 14th, 2017 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 14th, 2017 02:05 pm (UTC) - Expand
simfeya
Feb. 13th, 2017 04:46 am (UTC)
Очень согласна!
hettie_lz
Feb. 13th, 2017 05:39 am (UTC)
Спасибо!
kovaleva
Feb. 13th, 2017 05:59 am (UTC)
есть ощущение, что я не совсем понимаю контекст вашего поста, поэтому извините, если по касательной - но мне довольно давно кажется, что правда в принципе не может быть единственной из-за несходства точек зрения людей, обстоятельств и, самое главное, их интересов в каждой ситуации.
hettie_lz
Feb. 13th, 2017 01:50 pm (UTC)
Это как раз "про то". Я более-менее сознательно писала "без контекста", потому что идея в последнее время абсолютно изо всех щелей вылезает :)). По большому счету я согласная, что полная и абсолютная правда не во всех обстоятельствах вообще может быть!
tari_bird
Feb. 13th, 2017 03:35 pm (UTC)
Правда - это равнодействующая всех сил с отсрочкой во времени
kovaleva
Feb. 13th, 2017 03:51 pm (UTC)
о, какая красивая мысль! с неопределенной отсрочкой во времени, полагаю?
(no subject) - tari_bird - Feb. 13th, 2017 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kovaleva - Feb. 13th, 2017 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Feb. 13th, 2017 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kovaleva - Feb. 13th, 2017 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 14th, 2017 04:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - kovaleva - Feb. 14th, 2017 04:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 14th, 2017 04:53 am (UTC) - Expand
galina_vr
Feb. 13th, 2017 08:44 am (UTC)
Конечно, есть некая сермяжная правда в том, что каждый человек-свидетель выделяет те факты, которые заметил или придал им значение. А следовательно на абсолютное мнение никто не вправе претендовать.
Но как быть с теми людьми, которые отстаивают свое мнение, опираясь на вторичные факты (газеты, книги, рассказы других людей)?

Например, у меня есть свое мнение о сталинских репрессиях 37 года, хотя в то время меня самой еще не было. А у сегодняшних молодых, есть мнение о брежневской поре, хотя они тогда не жили, но тоже уверены в своем знании. Если папа рассказывает юноше, как весело было на демонстрациях - будет одно мнение. А если мама поведает, как стояла часами в очереди за сосисками, ожидая, когда их "выбросят" в продажу, то другое.

То же и с мнением о жизни в чужой стране.
hettie_lz
Feb. 13th, 2017 01:55 pm (UTC)
Да-да, я именно про то, "как быть с такими людьми". Мое решение - стараться не быть одной из них :)). Спорить в таких ситуациях, когда человек очень решительно отстаивает точку зрения, образовавшуюся на основе сомнительных источников - очень трудно, почти невозможно. Я знаю, например, одного человека, который очень часть берет в руки весьма "крайние" мнения и теории, какие в любом обществе бывают, и говорит: ну вот у вас же ваш же ученый вот такое пишет! Значит - правда. Я не знаю, как тут можно возражать :)
(no subject) - galina_vr - Feb. 13th, 2017 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 14th, 2017 04:42 am (UTC) - Expand
basilisk_sister
Feb. 13th, 2017 09:21 am (UTC)
Я прихожу к выводу, что часто взгляд выхватывает то, что близко к сложившимся представлениям или же ожиданиям. И еще личный опыт. Поэтому и получается, что видят одно и тоже, а рассказывают как о разных вещах.
hettie_lz
Feb. 13th, 2017 01:55 pm (UTC)
ну да!
nata_for
Feb. 13th, 2017 06:08 pm (UTC)
Мне видится, что мир сейчас стал настолько сложным и многообразным, что каждому виден очень небольшой кусочек. Потому и правда у каждого своя, зависящая от того, что именно человеку видно. К тому же она сильно зависит от того, какого человек мнения... Вот и выходит, что у каждого своя правда.
hettie_lz
Feb. 14th, 2017 04:42 am (UTC)
да, как-то так!
ta_g
Feb. 14th, 2017 05:19 pm (UTC)
Была интересная ситуация в начале этого века, когда Гугл решил запустить book project, и тут французы закричали, что тогда мир будет описан с точки зрения англоязычной его части, будет неизбежный, естественный перекос в эту сторону. И это останется на века и в свободном доступе. А их так сказать universe, франкоязычный, видит мир совсем по другому. Русские кажется тоже ругались. И я тогда почитала Французские выступления на эту тему и увидела в этом смысл. Хотя ответом скорее должно было бы стать не недовольство, а свой Французский проект. Тем более что французам, в отличие от американцев, свойственно тратить большие государственные деньги на культуру. Страна видит в этом смысл, насколько я понимаю, вся страна - и люди и политики.
( 31 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow