?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я уже очень давно хочу поговорить про книгу Анджелы Дакворф Grit, и про разные мысли, которые я в связи с этой книгой думаю.

Например, я уже два месяца думаю про то, как перевести само название. Grit - твердость характера. Целеустремленность. Упорство. Делать что-то "стиснув зубы". Завязка в книге очень простая. Руководство военно-морской академии Вест Пойнт пытается понять, как определить, кто из поступающих выдержит непростой курс обучения и тренировок. Будущие кадеты полтора года готовятся к поступлению, проходят отборочные туры... поступают лучшие из лучших. И все равно еще до конца первого семестра часть из них добровольно покидает академию... как определить заранее, кто удержится, а кто нет? Анализ показывает: остаются не самые умные, сильные или тренированные, а самые упорные. Упертые. Те, кто готов "пахать". Кто не отступает перед трудностями. А как заранее "вычислить" тех, кто обладает таким чертами характера?

Книга безумно интересна, и я очень горячо рекомендую ее прочитать или прослушать, кому что больше нравится. Она затрагивает массу связанных вопросов, например, как найти свое призвание, какой стиль воспитания помогает вырастить счастливых и успешных детей. К книге приложены тесты, которые могут помочь определить, достаточно ли у читателя силы характера.

Стили воспитания сравниваются по двум измерениям: требовательность (или ее отсутствие) и поддержка (или ее отсутствие). Каждая из четырех комбинаций дает в итоге определенный стиль воспитания: мудрый, всепрощающий, авторитарный и ... заброшенность ребенка.

Как раз в то время, когда я только начала слушать эту книгу мы обсуждали с f_morgana вот какой вопрос. Я ей говорила, что нужно делать то, что по-настоящему нравится делать, что нельзя себя заставить быть успешной в чем-то, чем нет желания заниматься, что именно в любимом деле можно достичь успехов. А она мне возражала, что она всю жизнь считала, что главное - уметь преодолеть трудности и нежелание что-то делать, что надо уметь полюбить то, что не любишь, но надо, например, кашу на завтрак.

Так вот, буквально в тот самый вечер, после разговора с ней, я наткнулась в этой книге на обсуждение буквально вот этой самой дилеммы. Обсуждение там долгое и интересное, и в конце автор приходит вот к какому выводу. Можно попробовать чего-то добиться в той области, которая раньше не вызывала интереса. Может оказаться, что "кликнет", что получится преодолевать трудности, получится полюбить это дело. Но если попробовал, и вот совсем душа не лежит, то насиловать себя ни к чему хорошему не приведет. То есть, можно сказать, что должно нравиться не только и не столько само дело, а должно нравиться преодолевать трудности в этом деле. И Анджела Дакворф призывает искать такое дело, пробовать разное, а потом, когда направление выбрано - "вгрызться" в него и упорно добиваться успеха. (Конечно, для тех, для кого важен успех!)

Для меня это было новым взглядом, по крайней мере, я так никогда не формулировала. Но книга убедила! Также, кстати, как и характеристика идеального стиля воспитания: поддерживающий и требовательный одновременно. Наверно, тут правильно сказать не "требовательный", а "ставящий задачи", "планку".

... и все же - как важно слушать себя!

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
la_kis
Jan. 11th, 2017 06:43 am (UTC)
Был у меня когда-то начальник, лет двенадцать назад - он считал, что нужно обязательно "ломать себя через колено".
Как-то очень дико звучало, и было страшно, что он всех вот будет пытаться - "через колено".
Я тоже думаю, что упираться стоит лишь там, где нравится. Да и то до определенного предела, ломать - это не дело.
hettie_lz
Jan. 11th, 2017 02:26 pm (UTC)
Оно в любом случае предполагается не ломать. А упорно работать. Как я в 8 классе училась лазать по канату. А в 35 лет - ездить на велосипеде.
thawing_wind
Jan. 11th, 2017 07:23 am (UTC)
А что предполагается делать с результатами тестов? Вот определит читатель, что у него силы характера недостаточно (для чего именно недостаточно, тоже интересно), и дальше что?
hettie_lz
Jan. 11th, 2017 02:26 pm (UTC)
Я думаю, как и с любыми тестами - принять к сведению :). По-моему, с ними никто ничего другого не делает.
zinaida_s
Jan. 11th, 2017 08:01 am (UTC)
Стиль воспитания по-моему по заказу не бывает. Любые родители ведут себя с ребенком ровно так, как им свойственно. Невозможно внезапно стать другим человеком, даже если с тем другим человеком дети вырастут более успешными. Это же не на два часа в день, а фактически навсегда.
hettie_lz
Jan. 11th, 2017 02:19 pm (UTC)
Не "внезапно", конечно, а сознательно! Я абсолютно сознательно себя uprade в то, что Влад называет Мама v.2, это заняло много времени, но это произошло!
zinaida_s
Jan. 11th, 2017 02:23 pm (UTC)
Не каждому дано стать другим человеком и не каждому, впрочем, хочется. Это получается самопожертвование ради детей, а стоит ли оно того.
hettie_lz
Jan. 11th, 2017 02:25 pm (UTC)
?! Почему самопожертвование, и почему "ради детей"? вот что-что, а самопожертвование мне абсолютно чуждо, я его считаю крайне вредной идеей.
zinaida_s
Jan. 11th, 2017 02:27 pm (UTC)
Ну а поменять свои привычки и характер, потому что детям полезнее мама с другими привычками и характером - это разве не оно?
hettie_lz
Jan. 11th, 2017 02:41 pm (UTC)
Это не привычки и не характер, это способ коммуникаций, и он, безусловно, полезен мне самой. То, что дети воспитались такими, как есть - хотелось мне самой :)). А меняем привычки мы, по-моему, исключительно для себя, и достаточно часто.
zinaida_s
Jan. 11th, 2017 02:44 pm (UTC)
Для себя другое дело.
Способ коммуникации - это не называется "стать другим человеком", это тоже приходится менять в зависимости от обстоятельств, оставаясь собой.
Но я имела в виду именно что другим человеком не станешь - у каких людей ребенок родился, глобально с такими и живет. Хотя может с другими было бы правильнее для воспитания.
hettie_lz
Jan. 11th, 2017 04:52 pm (UTC)
Мне кажется, что правильное воспитание может быть с огромным количеством самых разных людей, и это хорошо и правильно. У всех характеры разные. Но с разными характерами можно придерживаться общих принципов.
zilant17
Jan. 11th, 2017 04:29 pm (UTC)
Очень хочу прочитать эту книгу. Она очень давно в списке у меня. Вот эта мысль "...не ломать. А упорно работать. Как я в 8 классе училась лазать по канату. А в 35 лет - ездить на велосипеде." мне очень близка. Так же например нельзя наслаждаться катанием на коньках если ты не можешь на них стоять :)

Но как захотеть научиться кататься на коньках? Или по канату лазать? И не только захотеть но и вытерпеть начальный период неудач, не зная при этом когда начнется уютное состояние "хочу и могу"? И при этом видеть в процессе что у других получается легче, быстрее чем у тебя?

hettie_lz
Jan. 11th, 2017 04:45 pm (UTC)
В книге про это написано примерно так, что вот попробовать потолкать себя, и тогда почувствуешь, хочешь ли ты стараться дальше, или с души воротит :)). Очень грубо и приблизительно, но идея именно такая - пока не попробуешь, не поймешь.
gabryel
Jan. 11th, 2017 04:49 pm (UTC)
Очень интересно, как раз думала об этом, очень хочу почитать книгу.
hettie_lz
Jan. 11th, 2017 04:53 pm (UTC)
Я не знаю, переводилась ли она. Вы может киндл- книги читать?
gabryel
Jan. 11th, 2017 06:53 pm (UTC)
Тогда засчитаю за занятия английским :) Да.
hettie_lz
Jan. 11th, 2017 09:30 pm (UTC)
тогда - вперед! Не пожалеете!
marnews
Jan. 11th, 2017 07:02 pm (UTC)
this is very important and makes a huge difference:
"То есть, можно сказать, что должно нравиться не только и не столько само дело, а должно нравиться преодолевать трудности в этом деле."
zilant17
Jan. 11th, 2017 07:08 pm (UTC)
+1!
hettie_lz
Jan. 11th, 2017 07:15 pm (UTC)
Как мне оптимизировать сложные запросы :)
il_kin
Jan. 12th, 2017 10:38 am (UTC)
у Кэрол Дуэк это называется "установка на рост" :)
hettie_lz
Jan. 12th, 2017 03:53 pm (UTC)
что именно? Мне интересно, как слово на русский переводится :)), и я не думаю. что она знает :))
il_kin
Jan. 12th, 2017 04:08 pm (UTC)
Преодоление трудностей как основной двигатель и воспитание - не просто поддерживающее, а поддерживающее в преодолении трудностей... Короче, мне трудно сформулировать коротко.
Но вообще извините, похоже, мне не стоило выскакивать со своими ассоциациями и аналогиями. Как переводится слово, разумеется, мы с Дуэк не знаем.
hettie_lz
Jan. 12th, 2017 04:09 pm (UTC)
нет, выскажитесь, пожалуйста. только более развернуто! Потому что так не очень понятно!
il_kin
Jan. 12th, 2017 07:09 pm (UTC)
Да я же, если развернусь, так пять простыней получится, и все равно коряво! :)) Лучше хотя бы по касательной книжку посмотреть, чем получить из моих рук. Но ок, попробую.
Две установки - на данность и на рост (так в переводе). Установка на данность - страх неудачи, поражения, провала, осуждения окружающих, вообще очень высокая зависимость от чужого мнения, поиск проверенных путей и способов быстрого и более или менее легкого достижения целей, избегание рисков и т.д. Установка на рост - постоянное движение вперед, к более сложному и трудному, любовь к преодолению (не себя, а трудностей, это не связано с силой воли), независимость от чужого мнения, готовность к игре в долгую, постановка все новых задач и целей, когда достижение одной - лишь ступенька к новой, более трудной и дальней.
Насколько точно я сформулировала, не знаю, но в общем и целом - проще некуда, и это все. Но вся книга построена на громадном количестве примеров, где с разных сторон эти две установки рассматриваются. Самый простой пример - он в книге первый, и он вообще стал толчком к исследованию. Дети собирают пазлы. Сначала простые - все легко и с воодушевлением. Потом посложнее, посложнее... И тут они начинают делиться на две группы. Одни предпринимают попытку собрать, довольно быстро понимают, что это очень сложно, делают вывод, что не справятся, и - либо просят тот, что был в прошлый раз, либо вовсе теряют интерес. Другие же каждым новым занимаются все с большим энтузиазмом (один мальчик потирает руки и восклицает: "Как же я люблю сложные задачки!"). Ну, и примеры-примеры-примеры. Известные CEO, приведшие компании к краху из-за упрямого нежелания изменить стратегию, достигшие больших высот спортсмены, сброшенные вниз одним-двумя поражениями, школьные отличники, увядавшие в университетах. Врезались в память примеры влияния стереотипов (чужих стереотипов!) на людей с разными установками. Афроамериканец, пишущий тест среди остальных - белых, или женщина - среди мужчин. Если у них установка на рост, у них будут примерно такие же результаты, как были до того, если же установка на данность - значительно ниже, и они сами будут недоумевать, что же вдруг случилось. Или афроамериканцы с разными установками получили критические замечания к своим работам от известного профессора (белого). Замечания были сделаны в крайне резкой форме. Студенты, у которых установка на данность, сочли это личным оскорблением и обвинили профессора в расизме, те же, у кого установка на рост, отметили, что тон замечаний был им неприятен, но сами замечания, конечно, дельные.
Что касается воспитания. Понятно, что подход "ты тупица, не можешь сделать элементарное задание!" создает установку на данность. Но и противоположный - "ты умный, ты лучший в классе, разумеется, тебя ждет блестящее будущее!" - создает ее с той же легкостью. "Второй час сидишь над тремя примерами! Ты что, умственно отсталый?!" - неправильно. "Что? ты уже решил все три примера? За четыре минуты?! Боже мой, откуда у меня такой гениальный ребенок!" - неправильно. А правильно примерно так: "Как-то ты долго сидишь... В чем проблема? Надо разобраться. Давай посмотрим, может быть, ты что-то упустил в прошлом материале, поэтому этот пока не дается", - или: "Ты так быстро сделал все примеры? Молодец. Но мне кажется, они были для тебя слишком легкими, совсем не пришлось стараться. Может быть, попробуешь поработать над чем-то посложнее?" В таком примерно духе.
Уффф :)
hettie_lz
Jan. 13th, 2017 05:42 am (UTC)
Спасибо большое!
( 27 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow