?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Комментарии к статье

Вчера я увидела во френд-ленте обсуждение вот этой статьи. Мне очень захотелось тоже о ней высказаться, но тогда сразу я не могла, потому что совсем не было возможности писать. С другой стороны, среди множества комментариев я не увидела ни одного, хоть как-то похожего на мои мысли - ощущения. И с третьей, как теперь часто бывает, когда я собираюсь высказать мои мысли про воспитание, которое давно уже закончилось, если вообще когда-нибудь начиналось:) я задумываюсь над тем. а как все это выглядело с точки зрения детей, и что, может, мне только кажется, что я что-то делала правильно, и что вообще что-то, что я делала, имело значение. И очень удачно сложилось, что за эти два дня я провела много часов в обществе Аннушки :).

Я поработала аудиокнигой, и прочитала ей статью вслух. Аннушка сказала, что она очень сочувствует автору и понимает ее метания, а потом мы стали обсуждать детали, и выяснили, что большая часть наших впечатлений совпадает. Так что сейчас, пока нам еще ехать и ехать, я попробую написать об этих наших общих впечатлениях.

Начну с Аннушкиного утверждения: пятнадцать лет - действительно, очень сложный возраст для родителей, потому что, действительно, это тот возраст, когда, чаще всего, человек в каких-то отношениях - ребенок, а в каких-то - взрослый. И нам обеим кажется, что главная проблема в описанном подходе в том, что автор пытается найти какие-то общие правила и приемы (возможно, это полемическое заострение, и на самом деле она так не думает), но то, как статья написана, вызывает ощущение, что автор пытается найти общую стратегию, когда как именно в этом возрасте "общий" подход выработать невозможно, и в каждом случае каждую задачу надо решать индивидуально.

Единственное, наверно, что тут общее - это то, что надо "выбирать свою битву". Например, то, что в пятнадцать лет (и гораздо раньше) кажется естественным, что человек сам решает, что он будет носить, и если даже мама сама что-то покупает сыну, то естественно спросить, что нравится, и не покупать то, что не нравится. С другой стороны, в ситуации с сигаретами реакция может и должна быть более серьезной. Но по-моему, абсолютно нормально и естественно употребить "я-сообщение" "Меня беспокоит твое здоровье" вместо "ты не думаешь о своем здоровье!"

В целом (и это наше общее впечатление) автор почему-то не разделяет "высказывать свое мнение" и "критиковать и запрещать". На высказывание о женском теле вполне можно сказать: мне неприятно слышать такие высказывания, и я прошу тебя не употреблять такие выражения в разговоре со мной. В такой ситуации родитель не скрывает своего мнения, но при этом не ругается и не требует, чтобы сын изменил свою точку зрения. Вообще, абсолютно нормально не соглашаться с любым решением, но это не повод не разговаривать и не обсуждать.

Есть куча тем, на которые можно общаться, кроме того, что сын сделал плохо:). Масса событий в окружающей жизни, книг, фильмов и игр. Очень мало, крайне мало, тем, про которые нельзя было бы не соглашаться, но продолжать нормально общаться и любить. Аннушка привела пример с Лореном. Мы все не скрывали, что не любим его, не замалчивали этот факт, но также абсолютно определенно дали ей понять, что мы ее любим также, как прежде, что мы ее поддержим в трудную минуту, что мы не запрещаем ей ни встречаться с человеком, который нам не нравится, ни запрещаем ему появляться у нас. И это продолжалось довольно долго.

Еще Аннушка сказала, что они с Владом всегда были уверены, что если бы получилось так, что их бы доставили домой в невменяемом состоянии, то я бы не стала бы ругать, ни сразу, ни после, но после мы бы сели и имели бы разговор о том, что делать, чтобы предотвратить такие инциденты в будущем. Про это я от себя хочу добавить, что мне кажется важным тот факт, что мы говорили о таких вот гипотетических ситуациях гораздо раньше, чем они становились актуальными, так что родительские ожидания и реакции были более-менее заранее известны. И тоже от меня - подарки под елкой важны и нужны независимо от возраста :)).

И еще одно от Аннушки, с чем я согласна - то, что от людей, как и от животных :), нельзя требовать того, что впоследствии невозможно будет проконтролировать. И что они всегда знали, что в большинстве случаев мы не пытались их остановить и разрешали делать свои ошибки, и именно поэтому, что вдруг оказывалось, что мы резко против, это было достаточным сигналом, что к нам стоит прислушаться.

И еще - что мне было особенно приятно услышать - что она понимает так же, как и я,то, что отношения с детьми мало отличаются от отношений с родными, друзьями, любимыми,и то, чего бы мы не стали требовать от "равных", неправильно требовать от детей.

Как-то так :)


Comments

( 11 comments — Leave a comment )
natasha_kob
Sep. 5th, 2016 01:22 am (UTC)
Я прочитала статью по твоей ссылке прежде, чем твой пост до конца. Моё впечатление от статьи - автор всё делает, вроде бы, правильно, но очень неуверенно, всё время как будто бы оправдывается. В общем, понятно, если информацию она черпает из разных статей о воспитании в стиле "вы должны так и так". Мне кажется, она гораздо лучше бы себя чувствовала, если бы читала поменьше и побольше слушала свою интуицию!

А с твоим мнением и Аннушкиным я согласна полностью!
hettie_lz
Sep. 5th, 2016 10:14 pm (UTC)
Я очень рада, что ты согласна, и очень хочется сказать, что "ну кто бы сомневался" :))). А про статью - первое мое впечатление было похожее на то, что ты написала, но меня очень зацепил тот факт, что у автора многократно смешивается "не критиковать" и "не разговаривать". Для меня самое настораживающее - это вот эта альтернатива - либо ругать, либо молчать. И утверждение, что принять невозможно, можно только сделать вид.

natasha_kob
Sep. 5th, 2016 11:25 pm (UTC)
Ну, наверно. Я очень быстро прочитала, но впечатление именно такое, что она живой человек, ребёнка любит и делает фундаментальные вещи правильно.

... Никто не сомневался, да :-)
hettie_lz
Sep. 7th, 2016 04:07 am (UTC)
:))
olgau
Sep. 9th, 2016 01:08 pm (UTC)
Согласна!
duh_extaza
Sep. 5th, 2016 07:14 am (UTC)
Автор этой статьи очень верно передает впечатление обо всех этих текстах о воспитании, если будешь воспринимать их всерьез. И показывает их ограниченность: общие слова ничего не дают.

В 15 лет сын автора ведет себя так, как моя племянница в 13. Во взрослении нет ничего страшного, наоборот. У ребенка все больше сближаются с тобой интересы, он смотрит фильмы с тобой, ходит на концерты с тобой, он готов не спать ночи на пролет, организовать самостоятельно что-нибудь фееричное, гораздо больше воспринимает твое мнение о будущем, о ситуации в стране и мире и т.п. По сути, в этом возрасте его волнует все то, что и взрослого человека, он получает удовольствие от жизни уже прямо по тем же каналам (за исключением секса и алкоголя, но и здесь уже есть явный интерес).
В чем могут помочь и сориентировать родители, кроме вместе отлично проводить время и не париться?:)

Для подростков важно сохранять баланс между увлечениями девочками/мальчиками и учебой. Еще важно научиться себя обслуживать и взять инициативу в свои руки. И определиться с тем, чем ты увлечен и хочешь связать будущее (в широком смысле). И не заморачиваться о том, что там пишут или как считается. Например, пишут о том, что подростки и вообще дети должны учиться полностью сами. Но моя мама занимается с племянницей математикой, и обе очень довольны. На выходных они уделяют этому два часа в день. Еще пишут, что лучше не лезть в любовные увлечения и приключения детей, пока они сами не расскажут. Но у меня племянница такая, что сама вообще ничего не расскажет, но когда поговоришь с ней (зайдешь как бы с другой стороны в эту тему), она, конечно, делится. Я заметила, что ей важен совет, просто она очень чувствительна и боится, что взрослые скажут что-то не то и расстроят ее. В целом, у нас девочка очень разборчивая, мальчики у нее очень хорошие, она вообще молодец, советы может в этом плане давать взрослым, а не наоборот:).

Ну и, конечно, дети - это дети, так же любят дурачиться, как раньше, так же любят придумывать что-то интересное, так же любят чудеса. В общем, хороший это возраст, несмотря на некоторую резковатость в общении, которая проскальзывает местами.

Разговоры я по-прежнему не совсем понимаю, т.е. не моя тема, все, что я хочу сказать, укладывается в одно-два предложения, ребенка я понимаю, т.е. для обратной связи нам достаточно обмена репликами и обнимашек. Если ребенок задает вопросы, я отвечаю. Пока не могу представить, для чего мне может понадобиться "серьезный разговор".

Единственное правило из педагогики, которое мне нравится и которое работает для всех детей: всегда надо делать ставку на хорошее в человеке. Надо вести себя с ребенком так, как будто то плохое, что произошло, случайно и ребенок просто не понял, что натворил. Иногда это сложно (и я не всегда могу такую выдержать линию), но это реально работает со всеми детьми, которых я знаю.
hettie_lz
Sep. 5th, 2016 10:19 pm (UTC)
Я согласна с тем, что Вы пишете, то есть, когда все так и получается, то это замечательно и идеально. Но я так понимаю, что у автора именно что так не получается - не получается совместных активностей и увлечений, например. Но, впрочем, как я уже написала, я не исключаю, что это были полемические заострения.

И да, я согласна, что надо делать ставку на хорошее. И не только в детях :)))
anna_egorova
Sep. 6th, 2016 06:07 am (UTC)
Автор статьи очень уж неуверенна в себе, мне кажется.
hettie_lz
Sep. 7th, 2016 04:08 am (UTC)
Наверно. Мне так не показалось, но все меня уже почти уговорили, что так :)
all_that
Sep. 7th, 2016 09:05 am (UTC)
Еще раз напишу, что мне лично очень помогла информация о четырех стилях родительства: авторитетный, авторитарный, попустительский и равнодушный. Когда я поняла и прочувствовала разницу между авторитетным и авторитарным стилем, сразу разрешились многие противоречия и стало гораздо легче и играть-веселиться с ребенком, и что-то строго объяснять или даже запрещать. Взрослый в семье — это я, я обозначаю рамки и "пространство свободного маневра", я принимаю важные решения и отвечаю за себя и за ребенка.

При этом я все объясняю по сто раз (это не самая моя любимая часть процесса:)): этот стул устойчивый? Эта вещь грязная или чистая? Это чья вещь, моя или твоя? И т.д. В результате ребенок натренированный и сама объясняет: "Косточки есть нельзя. Бумажка в мусорку. Осторожно, нож острый. Это мамина чашка." Я в свою очередь тоже стараюсь честно думать:) Если есть время и силы на какую-нибудь внеплановую шалость или эксперимент, то почему бы и нет. А если неподходящее время или ситуация, то объясняю, почему и осуществляю свой план:). Например, если некогда останавливаться и смотреть на каждую интересную улитку, то объясняю, что сейчас мы поедем на коляске очень быстро, вжжж! В автобусе объясняю, что от криков у всех болят уши, ай-яй-яй. Не всегда действует сразу, но со временем ребенок начинает верить, что если я что-то прошу или запрещаю, то не из самодурства:), и что к ее просьбам и нуждам я отношусь внимательно.

Понятно, что с подростками вопросы и масштаб трудностей совершенно другие, но принципы можно сохранить: и объяснять всю логику, и напоминать думать вслух и про себя:), и запрещать не многое, но твердо.

*
И еще раз напишу, что гораздо легче все это осуществлять в обществе, где практически у всех вокруг сходная логика и правила. То, что я делаю, одобряют мои друзья, свекры, пассажиры в автобусе и поезде, прохожие, педиатры, медсестры и воспитатели в садике, а также местные авторы книг и брошюр для родителей. При том, что у нас совсем не принято вмешиваться в жизнь окружающих, негласная поддержка общества очень чувствуется и помогает.
hettie_lz
Sep. 7th, 2016 01:27 pm (UTC)
Вы все это абсолютно правильно говорите, и сейчас очень точно обозначили то, что меня удивляло и восхищало в первые годы в Америке, когда я стала замечать, насколько другие тут дети.

Про второй абзац - знаете, моя первая реакция на статью была как раз такая, что делать, как правильно, очень трудно в обществе, которое считает, что правильно - по-другому. Но потом меня удивило, что Аннушка совсем этот аспект не отметила, и я его оставила "за строкой".
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow