?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не осуждать...

Это пост я собиралась написать уже очень давно, но в последнюю неделю - особенно :)).

В прошлые выходные у меня был один разговор в реале. Разговор был на массу разных интересных тем, и одна из тем была: как не судить. Как удерживать себя от того, чтобы судить о людях, осуждать...

Для меня это очень горячая тема, потому что вот уже очень продолжительное время я собою очень в этом плане недовольна. Я не настолько нейтральна, насколько считаю правильным. И все время останавливаю себя: ну вот, например, если мне не нравится, когда люди мне объясняют, что я слишком мало сплю и это нездорово :)), я обижаюсь и говорю, что я как-нибудь сама разберусь с этим, мне виднее. Но при этом я сама веду себя аналогично: например, если я читаю, как человек рассказывает про какую-то теорию правильного питания, которая мне кажется глупой, я в половине случаев не промолчу, а начну "учить жить" и объяснять, почему человек неправ. И в массе других случаев: когда кажется, что кто-то неправильно детей воспитывает:)), откладывает деньги на детскую учебу, еще что-то подобное ... короче, у меня есть целый длинный список тем, по которым я едва ли в половине случаев могу оставить свое мнение при себе :).

Моя подруга, с которой мы вели тот разговор неделю назад, сказала, что у нее в таких ситуациях ощущение "бумажки на ковре" - видимого непорядка, который надо срочно исправлять. И я головой понимаю, что это неправильно. Что "другие могут быть другими". И что это - не мое дело. И что единственный спектр тем, по котором можно и нужно "лезть" - это разные дискриминации во всех формах и проявлениях.

Ну вот, может, после того, как высказалась, будет лучше получаться :)))


Comments

( 113 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
igorsamusenko
Jun. 6th, 2016 04:45 am (UTC)
Да, мы стали жестче, эгоистичней и болезненно воспринимаем критику. Может быть советы давать лучше в виде: "я бы поступил в этом случае вот так..."
primarykey
Jun. 6th, 2016 04:49 am (UTC)
лучше вообще не давать советов, если их не просят. а если хочется высказаться по теме, то да, вы правы, что такая форма, как "а вот я делаю так" гораздо меньше задевает людей, чем "тебе надо делать вот так, потому что это правильно".
(no subject) - hettie_lz - Jun. 6th, 2016 04:54 am (UTC) - Expand
primarykey
Jun. 6th, 2016 04:52 am (UTC)
дневничок иногда хорошо спасает от ненужных дискуссий на чужой территории. а так увидела какой-то цепляющий инфоповод и написала у себя в жж своё ценное ИМХО - и все целы, никто не пострадал :)
hettie_lz
Jun. 6th, 2016 04:53 am (UTC)
Жизнь-то гораздо больше ЖЖ :)). Я примеры из ЖЖ привела, но по факту это все в реале происходит гораздо чаще.
(no subject) - primarykey - Jun. 6th, 2016 04:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 6th, 2016 01:12 pm (UTC) - Expand
la_kis
Jun. 6th, 2016 06:45 am (UTC)
о да, это очень сложно - позволить людям быть другими!

и насчет вмешиваться - тут есть еще такой тонкий момент: каждый человек должен пройти свой опыт ошибок и преодолений. Понять, как эффективнее учить детей. Споткнуться однажды о брошенную бумажку.

Буквально на той неделе я фб грустила по подобному поводу - видела случай в метро, когда тетка орала на женщину по поводу того, что пятилетний(!) ребенок сидел отдельно от матери.
И да, все же не вмешалась - человек был взрослый, и сам мог постоять за себя.
*Жалею правда, что потом не подошла к маме с сыном.
zinaida_s
Jun. 6th, 2016 09:33 am (UTC)
А почему ему не сидеть отдельно от матери? Может эта тетка тоже с ними ехала и ей было виднее, почему ему нельзя так сидеть?
(no subject) - hettie_lz - Jun. 6th, 2016 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jun. 6th, 2016 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Jun. 6th, 2016 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kpakoqu - Jun. 6th, 2016 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Jun. 6th, 2016 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kpakoqu - Jun. 6th, 2016 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jun. 6th, 2016 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kpakoqu - Jun. 7th, 2016 05:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jun. 7th, 2016 07:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 6th, 2016 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Jun. 6th, 2016 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 03:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Jun. 7th, 2016 04:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 01:11 pm (UTC) - Expand
gerbera77
Jun. 6th, 2016 06:58 am (UTC)
Замечаю за собой, что сама знаю, как лучше мне. И в тоже время, как лучше другим, моим близким.
Стараюсь себя одергивать, но не получается. Может быть и мне полегчает после этого ответа. Все-таки все имеют право на свои решения, пусть они и ошибочные. Ведь свои ошибки я хочу сделать сама..))
hettie_lz
Jun. 6th, 2016 01:19 pm (UTC)
Спасибо! Я, собственно, написала это именно для того, чтобы "помахать" тем, кто испытывает примерно те же ощущения. Давайте работать над этим вместе :)
bluesoleil
Jun. 6th, 2016 07:21 am (UTC)
Я тоже этому учусь помимо прочего :) И чем больше я концентрируюсь на себе, тем меньше обращаю внимания на образ жизни других людей.
hettie_lz
Jun. 6th, 2016 01:22 pm (UTC)
О, а вот такой вопрос: а когда Вы "концентрируетесь на себе", не получается так, что другие люди вообще становятся менее интересны?
(no subject) - bluesoleil - Jun. 6th, 2016 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 03:03 am (UTC) - Expand
basilisk_sister
Jun. 6th, 2016 07:43 am (UTC)
Знаешь, мне кажется, что если идет общение, то почему бы и не объяснить почему ты не согласна с той же теорией питания? Если деликатно и без напора, то почему бы и не обсудить?
Тут главное, что внутри, какие эмоции. Если не смотришь свысока на "заблуждающегося", не осуждаешь за неправильную жизнь, то и хорошо :) Другие могут быть другими, и мы вполне можем обсуждать наши отличия друг с другом :)
hettie_lz
Jun. 6th, 2016 01:24 pm (UTC)
Ты абсолютно в точку попала! Я уже поняла, что вчера бОльшую часть подумала, но не написала. И мне вот ниже напомнили, и я сразу стала исправляться в комментариях. Я хотела сказать (и я думаю, что тебе это должно быть очень близко), что больше всего мне не нравится во мне именно то, что я могу "внутренне брюзжать", даже когда не возражаю вслух, все равно мысленно произношу "ну-сколько-же-раз-можно-и-все-про-одно-и-то-же!". И это плохо!
(no subject) - basilisk_sister - Jun. 6th, 2016 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 6th, 2016 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - basilisk_sister - Jun. 6th, 2016 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 03:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - natasha_kob - Jun. 7th, 2016 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 8th, 2016 02:43 pm (UTC) - Expand
enjoy_reading
Jun. 6th, 2016 07:47 am (UTC)
Мне кажется, что "осуждать" и "учить жить" - это все-таки не одно и то же. Ненавязчиво поучить жить про детей или здоровье малознакомого человека мне не кажется чем-то предосудительным. Может быть человек просто не знает о какой-то возможности, или не догадывается о последствиях... Второй раз не надо, конечно. Или я неправа?
all_that
Jun. 6th, 2016 09:48 am (UTC)
"Ненавязчиво поучить жить малознакомого человека" — а как это может выглядеть на практике?:)

Я рассказываю знакомым, что в России люди простые и говорят, что думают ("Почему у вас ребенок в желтом? Надо надевать розовое девочкам и голубое мальчикам, чтобы всем было понятно"), но здесь такое просто невозможно себе представить. Например, если здесь в автобусе стоят рядом две коляски, один ребенок начинает как-нибудь неправильно по местным меркам себя вести и его родитель ничего не делает, то местный родитель вытаскивает своего ребенка из коляски и уходит подальше. Если взрослый не так себя ведет, окружающие переглядываются меж собой, но чаще всего никто ничего не говорит.
(no subject) - enjoy_reading - Jun. 6th, 2016 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Jun. 6th, 2016 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Jun. 6th, 2016 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 03:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jun. 6th, 2016 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Jun. 7th, 2016 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 6th, 2016 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Jun. 6th, 2016 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 03:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - gabryel - Jun. 7th, 2016 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Jun. 7th, 2016 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - il_kin - Jun. 7th, 2016 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - il_kin - Jun. 7th, 2016 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 6th, 2016 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Jun. 6th, 2016 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 03:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Jun. 7th, 2016 05:34 am (UTC) - Expand
zinaida_s
Jun. 6th, 2016 09:31 am (UTC)
При наличии обсуждения по теме можно высказать свое мнение, не пытаясь переделать собеседника. Вы думаете так и делаете так, а не чтобы собеседник немедленно начал делать по-вашему.
hettie_lz
Jun. 6th, 2016 04:26 pm (UTC)
Да, это все так, но я-то знаю, что про себя я думаю, что "мое лучше":)). Собственно, пост был про то, что "знаю и борюсь" :))
(no subject) - zinaida_s - Jun. 6th, 2016 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 03:25 am (UTC) - Expand
all_that
Jun. 6th, 2016 10:01 am (UTC)
В этой теме столько подтем!!!

Навскидку:
- иногда серийное осуждение — способ отвлечься от собственных проблем:)
- отстаивание своего образа жизни — это и самозащита/оправдание своих выборов, и защита своей группы, то есть довольно базовые и трудноискореняемые склонности:)
- очень часто люди особенно сильно спорят о тех вопросах, о которых совсем недавно "все окончательно поняли" (классический пример — родители одного маленького ребенка по сравнению с родителями трех и больше взрослых детей:))

Я не знаю, почему в одних ситуациях получается принимать очередные доказательства разнообразия мира с точки зрения антрополога/культуролога (у людей такого склада принято поступать таким обоазом), а в других хочется что-то доказывать. Может быть, дело в ожиданиях. Как говорили в школе, "с такими способностями ты бы могла...":)

Но вообще часто помогают вопросы "Какая за этим поведением логика?", "Что для этого человека важно?", "Что он выигрывает и какого проигрыша старается избежать?", "К какой традиции восходит это поведение?" и т.д.

При этом я не запрещаю себе о чем-то "думать нехорошо": у меня есть компас и я имею право определять, что я считаю правильным и неправильным, и до какой степени. А уже что, кому и как говорить — это другой вопрос, и тут как раз хорошо бы научиться разбираться с собственными скрытыми мотивами (оправдать себя / сохранить друга в категории "своих" и т.д.)
all_that
Jun. 6th, 2016 03:21 pm (UTC)
Почитала выше уточнения про раздражение:) Тоже уточню: когда я говорю, что могу что-то внутренне осудить, это означает, что я четко для себя формулирую, что вот этот человек в своих обстоятельствах поступает вот так (с возможным более или менее детальным анализом), а я в своих — по-другому.

Но вообще мне сейчас, наоборот, даже полезно иногда конструктивно сердиться (ну вот как с К.:)), поэтому я не слежу за уровнем дзена:), другие параметры важнее:)
(no subject) - hettie_lz - Jun. 6th, 2016 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Jun. 6th, 2016 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 03:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - oleyka - Jun. 10th, 2016 05:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 10th, 2016 07:24 pm (UTC) - Expand
forest1333
Jun. 6th, 2016 10:29 am (UTC)
В силу специфики своей работы я с подобными горячими для себя темами сталкиваюсь каждый день. Первое время меня тоже несло быть в каждой бочке затычкой, а потом я просто твёрдо начал говорить себе: иди куда шёл, не лезь, хуже будет. Это вопрос чисто тренировочный, на силу воли. Когда наступает понимание, что разговор принесёт больше деструктива, чем конструктива, срабатывает механизм психологической самозащиты.
hettie_lz
Jun. 7th, 2016 12:04 am (UTC)
дело в том, что совсем не обязательно такой разговор "принесет больше деструктива", очень может быть, что вообще ничего не принесет. Но вот - осадок остается...
(no subject) - forest1333 - Jun. 7th, 2016 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 12:31 pm (UTC) - Expand
lineof_fortune
Jun. 6th, 2016 11:43 am (UTC)
С малознакомыми вроде разобрались. А что делать с близкими или даже вместеживущими?
Или здесь бумажек не бывает?:)
hettie_lz
Jun. 7th, 2016 12:06 am (UTC)
Ну, я считаю, что я пока не разобралась. Т.е. теоретически я и так все понимаю, а практически не всегда получается.

С близкими я считаю, что также, и даже еще больше - в смысле, деликатности, мне кажется, должно быть больше, чем с "чужими".
(no subject) - duh_extaza - Jun. 8th, 2016 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 9th, 2016 10:37 pm (UTC) - Expand
kessil
Jun. 6th, 2016 11:44 am (UTC)
С советами мне легче, однажды, давно, я поняла, что за советы мне платят деньги, и много. И тогда им следуют. После этого на меня снизошло откровение - бесплатных советов давать нельзя))

А вот не осуждать и не говорить фее - сложнее. Я пытаюсь расширить границы приемлимого, растягиваю их, растягиваю, а они потом раз - и схлопываются. Громко и болезненно.
hettie_lz
Jun. 6th, 2016 01:14 pm (UTC)
Да. Я вот сегодня утром, прочитав комментарии, осознала, что не акцентировала, что дело не только в том, чтобы НЕ ГОВОРИТЬ, но и в том, чтобы НЕ ДУМАТЬ осуждающе.
nata_for
Jun. 6th, 2016 12:03 pm (UTC)
Не осуждать бывает очень сложно... Иногда удается, бывает, что и нет. Причем мне почему-то проще не осуждать чужих (работа тренирует в том числе :), а с близкими не скатываться в осуждение сложнее.

Мне очень близка фраза "Не судите, и не судимы будете". Я уверена, что можно найти массу всего, в чем можно осудить и меня :))) Поэтому стараюсь удерживаться в мысли, что жить можно по-разному. Наша с мужем семейная история тоже способствует такому пониманию - мы с ним из очень разных семей, так что часто видим перед собой три варианта, как жить - мой, его и финский :) Тоже отрезвляет.
hettie_lz
Jun. 6th, 2016 01:14 pm (UTC)
У вас с Димой в этом плане просто модельные отношения, я Вам всегда говорила! (вот сейчас это пишу, представляю вас вместе и улыбаюсь :))
(no subject) - nata_for - Jun. 6th, 2016 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 03:02 am (UTC) - Expand
very_princess
Jun. 6th, 2016 03:00 pm (UTC)
а я не по теме - а почему не стоит откладывать деньги на детское обучение?
hettie_lz
Jun. 7th, 2016 12:07 am (UTC)
В Америке - не стоит, потому что тогда меньше получишь от государства. Но Вам неактуально:)
(no subject) - very_princess - Jun. 7th, 2016 12:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 03:05 am (UTC) - Expand
rasrattus
Jun. 6th, 2016 03:55 pm (UTC)
Хи-хи! Я думала, только бывшие училки и мой муж этим страдают.
all_that
Jun. 6th, 2016 04:44 pm (UTC)
Учителя бывшими не бывают:)))
(no subject) - hettie_lz - Jun. 6th, 2016 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 7th, 2016 12:07 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 113 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow