?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Разговоры

Вчера после работы зашла к Ренате, сказала, что за сутки, что мы не виделись, многое произошло, и я снова уезжаю. Она на меня посмотрела и затащила пить кофе. Рената, как прирожденная австриячка, понимает, что кофе можно пить в любое время суток. И у нее у единственной я соглашаюсь пить кофе со сладкими добавками. Вчера это было особенно кстати, потому что я падала одновременно от моральной и физической усталости.

Мы говорили про старость. Рената говорила, что теперь столько людей живут долго, что это совершенно меняет картину старости. Я поддержала и рассказала про тот номер Тайм, про который я писала в ЖЖ в феврале. Все то, о чем там написано, она наблюдала и наблюдает в жизни. Мы вспоминали, как ей, когда она забрала маму из Флориды, оказалось невозможно ее поселить с собой из-за лестниц, и Рената добавила еще несколько свежих историй такого же плана из своего окружения, когда абсолютно "на ровном месте" случался инсульт, и жизнь менялась в одночасье, и требования к обустройству дома в одночасье же менялись... Я рассказывала Ренате, как я уже начала говорить с моими детьми про дальние планы. Я думаю, что многие решения лучше принимать задолго до того, как они станут актуальными, на спокойную голову. Потому что я вот смотрю вокруг и не понимаю, как можно, например, в 80 лет планировать новый дом, не думая совсем про всякие порожки - лестницы, как будто инвалидное кресло никогда не может случиться...

... а еще мне было очень приятно, что несмотря на такую тему разговора, Рената заметила и оценила рубашку - мое последнее хельсинское приобретение совершенно немыслимого фасона - и оценила именно те детали, которые мне самой в ней нравятся :).

Tags:

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
la_kis
Mar. 23rd, 2016 07:45 pm (UTC)
Ну конечно. Вообще лучше трезво смотреть на будущее, чем прятать голову в песок.
hettie_lz
Mar. 23rd, 2016 07:59 pm (UTC)
вот по-моему, тоже!
la_kis
Mar. 23rd, 2016 08:00 pm (UTC)
Здесь главное - без паники :)
hettie_lz
Mar. 23rd, 2016 08:44 pm (UTC)
Только так!
forest1333
Mar. 23rd, 2016 08:07 pm (UTC)
Меня вот тоже всегда это удивляло. Не знаю, есть ли такое на Западе, но в России я это лицезрю постоянно. Люди живут так, будто никогда не состарятся и не заболеют, и при всякой попытке им что-то такое сказать, впадают в ужас и просят замолчать. Моей бабушке пошёл уже восьмой десяток, она бы и рада иной раз поговорить о завещании и о том, как бы она хотела, чтобы её похоронили. Мама от этих разговоров впадает в какую-то совершенно детскую истерику, будто на самом деле люди живут вечно, а тут кто-то пытается разрушить эту красивую сказку.
hettie_lz
Mar. 23rd, 2016 08:45 pm (UTC)
вот и я о том же. Тут отношение, как правило, разумное, но часто бывает, что люди не отдают себе отчета в том, насколько рано по жизни это все надо начинать планировать...
forest1333
Mar. 24th, 2016 11:39 am (UTC)
Ну у меня бабушка этим вопросом озаботилась ближе годам к 70. И после того, как перенесла рак (её прооперировали, было 2 курса химии, слава богу обошлось). Просто отложила определённую сумму денег и успокоилась.
hettie_lz
Mar. 24th, 2016 11:45 am (UTC)
Я не про деньги. Это проще всего.
forest1333
Mar. 24th, 2016 11:54 am (UTC)
Я понял о чём вы. Вы про то, что человек слишком рано начинает отказываться жить и превращает жизнь в ожидание смерти, говорит о ней, думает о ней, не видит мотивации что-то делать, потому что "ну зачем, скоро ж помирать". У меня дед такой.
А бабушка просто один раз споткнулась об рак, уже в немолодом возрасте, в 56 лет. И подумала - блин, надо предусмотреть кое-что. Скопила денег положила их на депозит в банке и теперь у неё душа спокойна, она живёт дальше и радуется. Строит какие-то планы, мы вот ремонт прошлым летом вместе делали. А ещё она хочет на родину в Псков съездить, а ещё я на будущее планирую с ней поездку в Израиль, в храм Гроба Господня в Иерусалиме (бабушка у меня христианка, ей это очень интересно). Она продолжает жить полной жизнью с пониманием того, что жить в ожидании смерти не рационально, и что "если что" - у неё есть деньги быть достойно похороненной.
hettie_lz
Mar. 24th, 2016 12:00 pm (UTC)
нет, и не про это тоже. А про то, что человек не планирует, что ему придется много лет жить, с инвалидным креслом, или просто с "ограниченной мобильностью и/или зрением, что пороги могут быть проблемой, что будет трудно самому ходить в магазин и наклоняться за чем-нибудь на нижних полках. Про то, что не планируется организация жизни, как в смысле жизни далеко- близко от родных, так и в смысле организации пространства, так и оплаты помощи. Как будто есть только два состояния - жизнь в здоровом состоянии или смерть.
ta_g
Mar. 24th, 2016 06:03 pm (UTC)
Потрясающая бабушка! Знаете, вот просто поздравляю с такой бабушкой!
oleyka
Mar. 24th, 2016 04:23 am (UTC)
Есть ещё альтернативный вариант — когда ещё до выхода на пенсию начинают копить на похороны. Причём всё: и деньги и одежду и т.д. и т.п. И к пенсии уже в человеке жизни не остаётся. Возможно, этого и опасается Ваша мама и пытается бабушку таким образом оградить от перехода в такое состояние.
hettie_lz
Mar. 24th, 2016 11:23 am (UTC)
Да, это другой, и тоже абсолютно ненужный крен.
forest1333
Mar. 24th, 2016 11:36 am (UTC)
У меня бабушка уже скопила достаточную сумму денег на похороны и успокоилась. Вообще она на редкость рационально мыслит в этом вопросе.
galina_vr
Mar. 24th, 2016 09:04 am (UTC)
Моя дочка в прошлом году как раз проектировала переустройство квартиры для женщины, инвалида-в коляске. Так эту работу оплачивал собес. А изначально у нас таких домов и квартир не строится.
Что касается подготовки к смерти, то я:
1. Уничтожаю разные письма, имеющие особую ценность только для меня.
2. Ну и одежда приготовлена :), потому что мне самой трудно было подбирать подходящее для своих умерших.
3. И кое какие распоряжения дочери по своим блогам :).
hettie_lz
Mar. 24th, 2016 11:22 am (UTC)
Это очень здорово, если собес оплачивает! Просто замечательно.

А про подготовку я имела в виду не столько подготовку к смерти (к этому как раз, как написали в другом комментарии, готовятся многие, и иногда в неоправданной пропорции), а к жизни с ограниченными возможностями. Вот этого практически никто не делает, а это наиболее важное и сложное.
marnews
Mar. 25th, 2016 04:11 am (UTC)
вы совершенно правы об этом, думать как, где жить дальше. Также важно чтобы дети знали и дальше, что нам представляется в конце жизни. Я столкнулась, что жизнь же можно продолжать то бесконечности, со всякими трубками.
Извиняюсь, что пишу об этом. Но надо иметь мужество и говорить об этом, пока все это далеко. Дети должны знать. А спрашивать они не будут скорее всего.
Это наша задача начать разговор, хотя как же это трудно.
hettie_lz
Mar. 25th, 2016 10:52 am (UTC)
Ну так да, я со своими стала об этом говорить еще лет пять назад, и раньше они говорить об этом не хотели, а теперь, особенно после нашей поездки сюда в январе, очень прониклись...
ta_g
Mar. 24th, 2016 05:01 pm (UTC)
В любой момент все может случиться. Я вот купила в доме без лифта квартиру на последнем этаже, потому, что больше всего боялась, что надо мной поселится семья с детьми, а из купленной квартиры переехать будет труднее, чем из съемной. С каждым годом мне все неудобнее и неудобнее жить наверху без лифта, хотя скачущие дети все еще пугают больше. Но когда я сломала ногу, мне пришлось два месяца жить у друзей. Один раз поднялась в гипсе наверх - стало ясно, что это невозможно. Слава богу, было, куда пойти. В общем очевидно, что надо переезжать, и я в полном ужасе. За лифт и хорошую звукоизоляцию надо платить размером квартиры. Или районом, что исключено.
В общем, не надо было мне покупать эту квартиру. И мне говорили, но я не слушала.

hettie_lz
Mar. 25th, 2016 10:56 am (UTC)
вот да! Я помню все эти Ваши мучения! да, вот такая ситуация....
duh_extaza
Mar. 24th, 2016 05:24 pm (UTC)
Я и так не задумывалась никогда о возможных проблемах со здоровьем, инвалидности и проч, но когда за два года потеряла внезапно трех самых ближайших родственников, включая 26 летнего мужа, отца моего ребенка, я поняла, что это все полностью бесполезно. Может, еще причина в том, что в нашей семье никто не был беспомощным. Т.е. я не видела, насколько проблематично может быть таким людям. Все ситуации не предусмотришь, и мы действуем, исходя из собственного опыта.
hettie_lz
Mar. 25th, 2016 10:55 am (UTC)
Я ужасно Вам сочувствую! И да, очень многое нельзя предусмотреть. Но дело в том, что в современном мире такие ситуации - долгая жизнь с ограниченными возможностями - становятся все более частыми, потому что раньше такие люди просто не оставались в живых... и очень многие вещи, типа этажности, лестниц и прочего - таки надо предусмотреть... так же как и планы, кто где будет жить. Я рада, что до моих детей это "дошло"....
duh_extaza
Mar. 25th, 2016 12:45 pm (UTC)
Спасибо. Наверное, Вы правы, мне надо подумать об этом. Пока очень сложно решить, как правильно жить - в готовности ко всему или так, как будто это тебя никогда не коснется.
hettie_lz
Mar. 26th, 2016 01:22 am (UTC)
Я думаю про это таким образом, что наше невнимание к этим вещам в конце-концов отражается на близких - с какими дополнительным проблемами и придется столкнуться.
( 24 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow