В связи с этим попробую написать небольшой пост про выборные дела, одновременно отвечая и на вопросы моих друзей из России про американскую избирательную систему, и на вопросы американских друзей одинаковой со мной ориентации :)) по поводу "что делать". Пост будет, определенно, упрощенный - неполный и так далее, но иначе я его совсем никогда не напишу.
Сначала про избирательную систему. Выборы Президента США - непрямые, то есть, в тот день, когда проходят выборы, на самом деле люди выбирают не президента, а "выборщиков" от своего штата, сколько выборщиков представляют каждый штат - устанавливается законом и меняется на основе переписи населения. Таким образом, независимо от того, сколько человек в каждом штате проголосовало за того или иного кандидата, тот кандидат, который получит в данном штате простое большинство, получает все голоса этого штата. Именно на этом факте была основана проблема Буша - Гора, и на фантастическом предположении "один голос решает все" основан сюжет совершенно прекрасного фильма "Swing vote".
В истории США было несколько ситуаций, когда результаты "общего голосования" не отражали результатов по количеству выборщиков. Но несмотря на это, как я уже много раз говорила за последние недели и месяцы, ни одна партия не будет активно агитировать за изменение избирательной системы, не потому, что ее считают такой особо справедливой, а потому, что уже много лет стратегии избирательных кампаний заточены именно под такую систему. Например, во время подготовки к общим выборами агитация практически не ведется в тех штатах, которые "всегда голосуют" за определенную партию. То есть, даже если совсем никого не агитировать за демократов в Иллинойсе, все равно большинство получит кандидат - демократ, и если как угодно агитировать в Техасе, все равно проголосуют за кандидата - республиканца.
Вот тут вот в Вики очень хорошо и подробно про это рассказано. Из этих картосхем более-менее очевидно, как мне кажется, как строятся избирательные кампании, и перестраиваться не готов никто :)
Два слова про canvassing. Этой активностью - хождением "от двери до двери", агитацией отдельных конкретных избирателей занимаются только сторонники демократической партии. В нашей семье, понятное дело, этим впервые начала заниматься Аннушка - почти 11 лет назад :), но после того, как она уехала из Иллинойса, я считала своей персональной ответственностью заменить ее. Игорь в свое время ходил с ней, а теперь он другими способами нас поддерживает.
По результатам наблюдений за все эти годы я могу абсолютно ответственно заявить, что canvassing - работает. Что это наиболее эффективный способ лично влиять на результаты выборов. Поэтому когда меня спрашивают, "что делать", я всегда говорю - вступать в контакт с местным отделением OFA (Organizing for action) записываться на canvassing. Во время первой избирательной кампании Обамы canvassing начался очень рано, еще летом, но как правило основной сезон - это с середины сентября до выборов. Если ваш штат - демократический, как Иллинойс, то на canvassing обычно выезжают в соседние "неопределившиеся" штаты, мы в основном ездили в Висконсин и Индиану, в маленькие городки. Если никак нет возможности потратить на это целую субботу, то попробуйте записаться на несколько часов "обзвонов" избирателей - это менее эффективно, но все равно работает. Звонить обычно надо "своим", то есть, не агитировать республиканцев голосовать за демократов, а напоминать тем, кто прежде голосовал за демократов, чтобы они не забыли прийти на выборы или проголосовать заранее.
Точно также и этот пост - не призыв моих друзей, поддерживающих республиканцев, голосовать за демократов, а инструкция для тех, кого агитировать не нужно :))
P.S. Я забыла рассказать о первичных выборах, но Таня за меня все объяснила в комментариях :).