Самым большим впечатлением была Старая Пинакотека, я очень-очень рада, что в нее попала. Тут мне нужно сделать небольшое пояснение. Вот насколько я постоянно говорю, что не бывает городов лучше или хуже, музеев, которые "не имеет смысла смотреть", и так далее, но все же, что касается живописи, я очень пристрастна, и у меня есть любимые и нелюбимые, и те, кого я "не понимаю", и те, к кому у меня "душа не лежит", и те, кого люблю безмерно. Так вот, живопись Раннего Возрождения - одно из направлений, от которых я просто без ума... немецкой живописи этого периода в музеях за пределами Германии не так много, поэтому уж если оказываешься в каком-то таком месте, то погружаешься полностью.
Так что больше половины всего времени в Старой Пинакотеке я провела именно в этих залах. Почему-то я была под впечатлением, что там нельзя фотографировать. Потом оказалось, что можно, но было уже поздно. Потом я нашла хорошие галереи в интернете, и решила, что и правильно, покажу оттуда.
Сейчас будут несвязные вопли. Немецкие и фламандские живописцы висят вперемешку, так что я тоже не буду разделять.
Ван дер Вейден. Один из любимейших. В Старой Пинакотеке - один из вариантов его знаменитого Лука, рисующего Мадонну. Понятно, что все не ради Мадонны, а ради Луки. Совершенно изумительный портрет... (изображение - другого варианта, бостонского)
Кстати, я подумала, вспоминая Брюгге, что пейзаж за оконом, долженствующий быть иерусалимским, Ван дер Вейден... сфотошопил :)) с того, что было перед его глазами...
А вот это "Поклонение волхвов"?!
Какие люди! Какие личности! От того волхва, которые преклонил колено, и заканчивая служкой за спиной у Иосифа! Я думаю, что они все сняли шляпы именно для того, чтобы шляпы не отвлекали от лиц :)), потому что обычно "короли" в этом сюжете не снимают головных уборов...
Ван дер Вейден - хорошая иллюстрация того, как в Средневековье "фотографировались со знаменитостями" :))
Мое личное открытие - Матиас Грюнвальд, изумительная экспрессия, как и у Ван дер Вейдена - потрясающие портреты... Той, что мне больше всего понравилась, не нашла, но вот эта тоже хороша:
Лучшее собрание Дюрера, какое я до сих пор видела.. Известные, но не менее изумительные от этого "Четыре апостола":
Гольбейн Старший:
ну и вот заказная...
По-моему, с заказчиком все ясно :)
Итальянской средневековой живописи не очень много, но все отличное. Один портрет - я не нашла его на сайте музея, не записала, кто это, но впечатление крышесносное:
Трудно поверить, что такое - в пятнадцатом веке...
Очень много Рафаэля, но к нему я равнодушна, и да, я понимаю, что "он имеет право выбирать"(с), я просто о том, что мне ничего не отзывается, поэтому ничего особенного о его работах сказать не могу. А вот что убило на месте - вот этот Леонардо:
Вот вы можете себе представить, что я не знала, что Мадонна с цветком - не одна?!
Ну и про тех, кто "после". Из них из всех я больше всего люблю Рембрандта, Рубенса и Ван Дайка (в таком порядке), и более-менее равнодушна к французам и итальянцам, опять же, с полным пониманием, что они великие и в моем одобрении не нуждаются. Ван Дайка в Старой Пинакотеке много, и он интересен, но "нового любимого" пожалуй не случилось...
В любом случае это было самое интересное музейное впечателение за последнее очень продолжительное время!