Тренинг проходил так. Сначала нас всех попросили написать, что каждый из нас понимает под этими словами - включенность и многообразие. Потом все вместе поговорили о разных типах самоидентификации: раса, происхождение, возраст, пол, уровень образования, социо-экономическое происхождение и т.п. Все стенки были завешены этими классификациями :).
Потом каждая группа из 5-6 человек обсуждала: какие из этих типов самоидентификации мы чаще всего используем в своей менторской деятельности? Как чаще всего думаем сами про себя? По каким параметрам мы себя ощущаем наиболее близкими со своими сотрудниками на работе? Наиболее далекими? О каком аспекте мы говорим наиболее охотно, а о каком - наименее охотно? О чем мы "вообще не понимаем, как говорить"?
А после обсуждения в группах было общее обсуждение и подведение итогов.
Оказалось, что многие новые менторы не уверены, где проходит граница "их" области, многие говорили, что считают, что их дела - учебные, что он не хотят и опасаются касаться таких сторон, как иммиграционный статус или финансовые проблемы. Я сказала, что эти вопросы настолько важны, оказывают такое большое влияние на все, в том числе непосредственно на учебу, что было бы ошибкой считать, что "они нас не касаются". Мне показалось, что с новыми менторами проводили очень мало инструктажа; скорее всего это связано с двумя факторами: с тем, что в этом году в программу набрали гораздо больше студентов, чем прежде, и с тем, что было много перестановок в руководстве, и многие важные крупные мероприятия вообще отменили.
Еще одна совершенная мелочь, но я была рада, что оказалась полезной. Одна из менторов в нашей маленькой группе задала вопрос: что делать, если твой студент явно делает какую-то глупость, которая впоследствии может очень плохо сказаться на его карьере, "послужном списке" - как про это сказать? Можно ли про это сказать?
Я ответила, как меня когда-то научили. Надо спросить: можно мне дать тебе один совет? Я был в жизни в похожей ситуации,тебе рассказать, как я справилась? Идея оказалась настолько новой, что уже после окончания тренинга несколько человек подошли сказать спасибо. И я была ужасно рада, что такая вот мелочь могла помочь!
Говорили о том, у кого какие барьеры. У меня, пожалуй, единственный, и то не с моей стороны, а нооборот - это то, что английский - не родной, и понимание того, что барьер неизбежен, и надо только попытаться преодолеть его как можно быстрее, учитывая тот факт, что встречи со студентами - нечастые и недлинные. Многие говорили, что ощущают и "классовый", и "интеллектуальный" барьеры.
Еще мне очень понравилась формулировка, данная руководителем тренинга. Когда она говорила о "нейтральном подходе", она специально подчеркнула, что речь не о том, чтобы "не принимать ничего близко к сердцу", а о том, чтобы принимать решения (или давать советы) основываясь не на том, что этот человек - иммигранты, или женщина, или гей, а на том, что человек из себя объективно представляет, какие у него успехи, сильные и слабые стороны. Это никак не отменяет эмпации, сопереживания.
После тренинга, когда мы все сдавали свои отзывы, я написала, что считаю, что таких тренингов можно и нужно провести несколько, по разным типам самоидентификации, потому что за одно занятия мы очень мало о чем успели поговорить подробно.