Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Categories:

Про конструктивную критику и воспитание

Отвечаю на вот этот вопрос, и в какой-то степени - вот на этот.

Когда я увидела вопрос Птички, я сразу вспомнила очень-очень давнюю встречу с родителями Тома Вендафреддо, замечательно талантливого юношу, который учился на учителя музыки, и в каникулы давал уроки вокала. Я помню, как он замечательно объяснял родителям, что такое "конструктивная критика", как не захваливать детей, а давать советы, что они могут сделать лучше, при этом так, чтобы у них не опускались руки.

Мне не рассказать так, как он, как минимум потому, что он - говорил, и замечательно передавал голосом все "изгибы" интонации: мне очень понравилось, как ты выступила, ты очень хорошо сыграла! Но вот знаешь, что я подумала? Если ты в начале второй части... то будет еще лучше!

Но, конечно, конструктивно критиковать игру на скрипке или рисунок - не очень сложно. Это мы все умеем. И даже, если когда-то отступаем от того, как "надо", все равно знаем, на какую точку хотим вернуться.

А если надо критиковать что-то более серьезное? Какие-то важные решения? Как написала Птичка, "когда ребенок делает что-то не то с точки зрения разумности или морали". Эти две ситуации я хочу разделить.

"Не то с точки зрения разумности". Тут, как мне кажется, абсолютно необходимо проявить выдержку. Потому что даже когда мы сомневаемся в разумности 16-летнего сына и его решений, еще большой вопрос, настолько ли эти решения неразумны... или, точнее - насколько они критичны и непоправимы. Так что, как мне кажется, первым делом надо постараться оценить возможные последствия того, что "ребенок" будет делать в случае этого неразумного решения. И уговорить себя, что они не фатальны. Тут очень важно суметь выйти из привычной схемы, и со свежей головой представить себе, что и как оно будет.

Молчать не надо. Потому что, как минимум, это неестественно, и это будут подавленные эмоции в окружающей среде. Но вот как про это говорить - это еще более критично, чем про музыкальную пьесу. Разговор должен быть максимально открытый, и ни на мгновение не должно возникнуть впечатление, что Вы рассержены, "больше любить не будете", что будете настаивать на своем. Что-то вроде такого: знаешь, у меня есть некоторые сомнения относительно твоего плана. Ты можешь мне рассказать, почему ты решил сделать Х? Ага, спасибо, поняла. Хорошо, а вот не может ли случиться, что в результате получится Y и Z? Как ты думаешь?

"Открытые вопросы" тут точно помогают. И - все время держать спокойной настрой, не показывать недовольства. Постарайтесь не заканчивать разговор "бинарно", лучше как-то вроде: давай, ты еще про это подумаешь! Или - давай завтра договорим. А если уж совсем не достичь консенсуса, то обязательно оставить "открытые каналы связи", например так: Скажу честно, я не в восторге от твоего решения, но очень надеюсь, что все пройдет, как ты мечтаешь. И критически важно после этого - не пилить!

А вот что касается "морально неприемлемых решений", то для меня они - таки неприемлемы. Тут, наверно, время вспомнить старое высказывание Влада: мама нам почти все разрешает, но в Важных Вопросах она очень строга. И мы всегда надеемся, что таких ситуаций будет мало, if any.
Tags: воспитание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 24 comments