?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Розенвальд

Чтобы я решила пойти в Сискел - центр два вечера подряд, причем второй раз - на киноклуб, то есть, допоздна - нужны очень сильные аргументы. Два дня подряд появляться дома совсем поздно, а потом на следующее утро опять вставать в пять -это довольно сурово.

Во вторник я ходила смотреть "Суфражисток", про это я уже писала. А вчера шел "Розенвальд", причем после сеанса был киноклуб, на котором обещали выступление внука Юлиуса Розенвальда, Питера Эсколи.

Я ничегошеньки не знала про Розенвальда до того, как прочитала аннотацию к фильму. Более подробно его история описана на официальном сайте фильма, а если пересказать в двух словах: еврей, сын иммигранта из Германии, начавший свою профессиональную карьеру, как коммивояжер и распространитель каталогов, впоследствии - человек, "построивший" компанию Sear's, был одновременно и крупным филантропом, причем одной из областей приложения своей активности он выбрал совершенно неочевидную в начале 20 века область - огранизацию школ для чернокожих детей на Юге. Да, сегрегированных, потому что у других тогда вообще шансов не было.



Фильм совершенно пронзительный, я много раз в процессе хлюпала носом, особенно под конец, когда идут титры о том, что фильм посвящается движению Black lives matter и жертвам перестрелок в Чикаго... и вообще. Кое про что из того, что там рассказано, я и так знала, но далеко не все. Знала про борьбу за то, чтобы чернокожим разрешили учиться на пилотов во время Второй мировой, но не знала, что в рамках поддержки этой борьбы Элеонор Рузевельт, вопреки воплям охранников, села в самолет, ведомый чернокожим пилотом, понимая, какую паблисити создадут многочисленные фотографии. Знала про чернокожих "олимпийцев", но не знала так детально про их проблемы трудоустройства. Не знала о Мэриан Андерсон и ее непростом пути..

И не знала, что Розенвальд основал Музей Науки и Промышленности!!! И что он очень долго был бесплатным!

***
В отеле Вирждин нас в этот раз загнали в абсолютно неподходящий бар на втором этаже, где было очень неудобно сидеть и слушать. Я в результате просто простояла на ногах все полтора часа, зато все время видела и слышала Питера Эсколи. Совершенно уникальная для киноклуба толпа: почти в пропорции один к одному традиционные "еврейские бабушки", и хорошо одетые чернокожие мужчины и женщины всех возрастов. Питер сказал только очень краткое введение, а дальше все было в режиме вопрос - ответ. Одна чернокожая женщина сказала: я училась в одной из школ Розенвальда в Алабаме! И рассказала, какое это было особенное чувство, и как, переехав в Кливленд, она постоянно чувствовала особый интерес и внимание.

А я все думаю, как так получается, что люди так быстро забывают историю... почему так не любопытны... почему уверены в том, что поверхностного взгляда достаточно, чтобы обо всем судить... Я задала этот вопрос :). Эсколи сказал: потому что в школе не учат этой истории...




Comments

( 9 comments — Leave a comment )
alla_la
Jan. 7th, 2016 04:33 pm (UTC)
А какую историю вы бы хотели что бы люди знали? Что именно, какой аспект? Про богатого человека который вкладывал деньги в благотворительные проекты? Сами проекты? Про всех хороших людей в школьном курсе истории не расскажешь, как раз фильм (или книга) с историей, с отсылкой к эмоциям -- правильный на мой взгляд, канал, чтобы передать атмосферу и проблемы и великость того времени и таких людей.
hettie_lz
Jan. 7th, 2016 04:44 pm (UTC)
В данном случае я имела в виду историю чернокожего населения. Меня очень расстраивает, когда многие "свежие" (более-менее) иммигранты, приехавшие со своим культурным багажом, образованием и прочим, фыркают про то, что "этим все достается даром, никто им не обязан ничего за то, что их бабушки хлопок собирали" и прочее. То есть, совсем не хотят попытаться понять, как эта недавняя история, влияет на сегодняшнюю жизнь. Мне очень грустно, видеть, что если для Розенвальда погромы и линчевание были катастрофами одного порядка, и он чувствовал в этом плане внутреннюю общность, среди современных иммигрантов это часто бывает не так.
alla_la
Jan. 7th, 2016 05:23 pm (UTC)
Ну, "свежие" иммигранты в школе не учились и их мнения не изменит состояние обучения в Америке. Их детей -- возможно. Для Розенвальда погромы, линчевания и сегрегация были явлением одного порядка, потому что они -- оба явления -- происходили в один исторический период и таки были явлениями одного порядка.
При этом, я как еврейка, знающая историю своего народа, не считаю что кто-то должен помогать мне ТОЛЬКО потому что я еврейка и испытывала анти-семитизм (а в некоторых районах Америки или у некоторых людей он и сейчас существует). Мне могут помочь потому что у меня в семье никто не учился в университете или потому что я бедная или потому что я больная и старая, но не потому что я -- еврейка. То есть пока общество не поймет, что не только "Blаck lives matter", а еще и синие, фиолетовые и белые тоже важны, общество не сможет сдвинуться с мертвой точки расизма. Я надеюсь, это произойдет в ближайшем будущем и раны потихоньку начнут зарубцовываться.
Возвращаясь к знанию истории, фильмы и книги мне кажутся идеальным "медиумом" для такой истории и для любой истории, потому что они вызывают живые эмоции, связь с историей.

Edited at 2016-01-07 05:24 pm (UTC)
hettie_lz
Jan. 7th, 2016 06:03 pm (UTC)
Конечно-конечно, речь идет не о "помощи за исторические заслуги".Допишу потом :)
alla_la
Jan. 7th, 2016 06:06 pm (UTC)
Ладно, подолжим потом:)) Но меня волнует что у большой части населения таки есть ожидания "помощи за исторические заслуги".
hettie_lz
Jan. 8th, 2016 05:28 am (UTC)
Попробую продолжить ответ.Мне кажется, что я когда-то упоминала в разговоре с Вами книгу "Whatever it takes", которая у меня пересказана в большой серии постов. В ней, помимо всего прочего, объясняется, что и сейчас, когда уже нет никаких хлопковых плантаций, остается воспитанное в семьях позиционирование себя в обществе (меня лично там поразил пример про то, что люди много поколений были приучены не смотреть в глаза собеседнику). Вообще, если Вы не читали эту книгу, я ее очень советую, потому что сейчас вот уже опять полдвенадцатого, я закрутилась, хотя обещала написать подробно :), а там все много, подробно и с примерами. Или вот, например, ситуация времен "великой миграции", описанная в книге The warmth of other suns, когда освобожденные чернокожие реально проигрывали в борьбы за фабричные места белым иммигрантам, потому что "можно выучить язык, но нельзя изменить цвет кожи". В общем, там много всего, что, по-моему, очень важно знать, чтобы адекватно оценивать текущую ситуацию.

И про black lives - дело в том, что racial profiling реально имеет место, то есть, тут очень четкий эффект маятника. Это ведь не то, что "раньше никто не знал", это факты, которые мы все видели, но никто вслух не говорил. Понимаете, когда НА САМОМ ДЕЛЕ строже наказывают за те же правонарушения, задерживают черного в ситуации, когда не задержат белого. Это не то, что мне сейчас рассказали, это то, что мы видели и раньше, это на наших глазах происходило. В идеале - да, "хоть синеньких в полосочку", а не в идеале, а в сегодняшнем Чикаго - вот так...
alla_la
Jan. 9th, 2016 02:21 pm (UTC)
Я не помню чтобы мы с вами разговаривали на эту тему, но я могла и забыть, поскольку, признаюсь это не моя сфера интересов. И по этой же причине вряд ли прочитаю эту книгу, извините:)) Мне ближе книги про эмигрантов, просто интереснее.
Вот, кстати, эмигранты приезжающих из разных культур в Америку (или другую страну), где часто тоже совсем другие коды общения -- не улыбаться, не смотреть в глаза, не трогать других людей и не знаю что еще. Но если не они, то их дети скорее всего начинают вести себя вполне по-американски, по-другому. И умеют различать разные ситуации. Значит, это возможно.
То же с racial profiling. Конечно, он имеет место быть. Что тут нового? Так же как и связь определенных мест обитания с повышенной криминальной обстановкой. Просто цвет кожи действительно не изменить и он самый простой в качестве фактора в подсознательной сортировке. Я уверена что в Брюселе, а теперь и в Кельне людей с "medditeranean" внешностью наказывают быстрее и чаще чем других. Где статистика про хорошо одетых черных людей (в стиле образованных людей а не просто дорого:))), как к ним относится полиция?
Что, на мой взгляд, ужасно, это то что у этих общин как-то все безнадежно. Те кто по молодости попал в тюрьму после заключения не могут найти нормальную работу и вынуждены искать криминальные заработки за неимением никаких других. То что некоторые привыкли жить на социальную помощь и даже не пытаются вырваться из этой ситуации. И то что их дети не видят ничего другого и слепо следуют по стопам своих родителей. Родителей уже не изменишь, мне кажется усилие должно прикладываться в улучшение перспектив и взглядов на жизнь у детей, на улучшение скол. "Эффект маятника" не помогает, а мешает в этом направлении.
У меня есть в ЖЖ френдесса, которая работала приходящей "maternaty nurse" в бедных общинах Каламазу, которое даже не Чикаго. Она описывала ужасно безнадежную ситуацию в этом слое населения, в том числе никакой инициативы со стороны самих людей. Сердце сжимается.
Я -- за помощь и против просто "жалости", но мне кажется черное коммунити должно тоже работать нед собой и своими стереотипами внутри себя, а неожидать изменений снаружи. Как-то так. Поэтому из многих ваших волонтерских дел мне больше всего нравится как вы рассказываете о проекте где вы помогаете студентам первого поколения. Очень мне это кажется правильным делом... Экскорт тоже.
hettie_lz
Jan. 9th, 2016 02:23 pm (UTC)
Нет-нет, не книгу, а мой пересказ! Это короче :)))
hettie_lz
Jan. 9th, 2016 04:13 pm (UTC)
Извините, я первый комментарий совсем набегу оставила, опять пишу чуть подробнее. Книга, на которую я ссылаюсь - не про "истории вопроса", она о текущем положении дел, о том, почему сейчас так, и самое главное - ЧТО нужно делать, чтобы это изменить, что будет работать, а что нет. Там приводится очень подробный анализ разных программ, вариантов помощи, и объясняется, в чем именно проблемы, а в чем - успехи.

Иммигранты - это, в какой-то степени полная противоположность бедному населению, потому что это люди, которые УЖЕ СМОГЛИ проявить инициативу. Отсутствие инициативы - Вы правы - основная болезнь этой части общества, и изменить это положение - ОЧЕНЬ сложно. Простой пример - если родитель В ПРИНЦИПЕ записал ребенка на лотерею в чартер, он УЖЕ что-то делает, но масса этим не озабочивается. Хорошая аналогия: человеку, больному депрессией, неправильно и бесполезно говорить "возьми себя в руки". Ему нужна другая помощь. Про все про это написано в книге Whatever it takes, и я, действительно, очень хочу, чтобы Вы прочитали хотя бы мой пересказ. Ссылки - внизу поста про "важные записи":


http://hettie-lz.livejournal.com/484611.html



( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow