Наконец, добралась до "Воспоминаний" и "Писем" Дмитрия Сергеевича Лихачева. Кажется, совершенно неприлично говорить, что я прочитала эти книги в первый раз. Я пытаюсь вспомнить, почему бы могло такое быть, чтобы я их не читала в момент выхода. Я молилась на Лихачева класса с третьего, с тех пор, как впервые прочитала "Слово о полку Игореве", утонула в нем...
Сейчас я сверяю годы издания - я ведь еще была в России... я решительно не помню, были ли эти воспоминания когда-либо напечатаны в журнальном варианте - какие-то части не кажутся незнакомыми, а какие-то я определенно раньше не читала. Так что будем считать, что в первый раз.
Часть воспоминаний, описывающая пребывание Лихачева на Соловках, после прочтения книги Ивана Солоневич показалась несколько конспективной. Причем я думаю, что не только в Солоневиче дела, а в том, что я вообще в последний год очень много о Соловках читала, и все многочисленные воспоминания слились в один большой рассказ. И кажется, что уже настолько хорошо знаешь и топографию лагеря, и особенности каждой роты... и наиболее значимые события... Когда я писала о своих впечатлениях о книге Солоневича, меня спрашивали, почему я не видела у Лихачева того же самого - например, о беспризорниках. Так вот сейчас я могу точно сказать, что без Солоневича я бы, скорее всего, не обратила внимание на эти эпизоды... То есть, в целом остается ощущение "выход есть", возможно, потому, что самому Лихачеву удалось выйти, и это неизбежно добавляет оптимизма...
А вот часть воспоминаний, посвященная блокаде Лениниграла, наоборот, была, как удар молнии. На меня в свое время абсолютно ошеломительное впечатление произвела "Блокадная книга" Гранина. Но про нее-то все вокруг говорили, поэтому шок был в каком-то плане ожидаемым... Блокадная часть воспоминаний Лихачева кажется мне свинцово-тяжелой, безнадежно правдивой... особенно когда он пишет, что "правда о Блокаде никогда не будет рассказана". Когда я читала Гранина, мне казалось, что страшнее о блокаде написать невозможно, а тут остается почти что еще более тягостное впечатление... возможно, потому, что Лихачев говорит не о единичных случаях, а о тенденции...
О второй книге - "Письма о добром". Про них мне хочется написать гораздо больше, в каком-то смысле они породили во мне гораздо больше размышлений, чем сами воспоминания. Некоторые тезисы из писем кажутся ... не то, чтобы "устаревшими", но, скажем так, сильно привязанными к своему времени. Например, те отрывки, в которых Лихачев говорит о роли женщины в семье, вообще о гендерных ролях (девочки играют в куклы, мальчики идут ловить рыбу :)). Или где говорится о том, как "должен" одеваться интеллигентный человек. Я не в том положении, чтобы критиковать Лихачева, и дело не только в моем поклонении ему, а вообще упрекать великих прошлого в отсталости как-то странно. Я это все воспринимаю, как "срез эпохи", и прекрасно помню, что в те времена, когда это было написано, у меня ни один из этих тезисов протеста не вызывал, все, казалось, так и должно быть.
Из очень интересного, очень "запавшего" - письмо о чтении. С самого первого абзаца:
Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
И дальше:
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
И еще:
Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а преимущественно – справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.
Мне просто становится ужасно стыдно моего случайно-нерегулярного чтения...
И еще одна интересная тема из писем - про сохранение прошлого и реставрацию, про это я постараюсь написать отдельно...
Сейчас я сверяю годы издания - я ведь еще была в России... я решительно не помню, были ли эти воспоминания когда-либо напечатаны в журнальном варианте - какие-то части не кажутся незнакомыми, а какие-то я определенно раньше не читала. Так что будем считать, что в первый раз.
Часть воспоминаний, описывающая пребывание Лихачева на Соловках, после прочтения книги Ивана Солоневич показалась несколько конспективной. Причем я думаю, что не только в Солоневиче дела, а в том, что я вообще в последний год очень много о Соловках читала, и все многочисленные воспоминания слились в один большой рассказ. И кажется, что уже настолько хорошо знаешь и топографию лагеря, и особенности каждой роты... и наиболее значимые события... Когда я писала о своих впечатлениях о книге Солоневича, меня спрашивали, почему я не видела у Лихачева того же самого - например, о беспризорниках. Так вот сейчас я могу точно сказать, что без Солоневича я бы, скорее всего, не обратила внимание на эти эпизоды... То есть, в целом остается ощущение "выход есть", возможно, потому, что самому Лихачеву удалось выйти, и это неизбежно добавляет оптимизма...
А вот часть воспоминаний, посвященная блокаде Лениниграла, наоборот, была, как удар молнии. На меня в свое время абсолютно ошеломительное впечатление произвела "Блокадная книга" Гранина. Но про нее-то все вокруг говорили, поэтому шок был в каком-то плане ожидаемым... Блокадная часть воспоминаний Лихачева кажется мне свинцово-тяжелой, безнадежно правдивой... особенно когда он пишет, что "правда о Блокаде никогда не будет рассказана". Когда я читала Гранина, мне казалось, что страшнее о блокаде написать невозможно, а тут остается почти что еще более тягостное впечатление... возможно, потому, что Лихачев говорит не о единичных случаях, а о тенденции...
О второй книге - "Письма о добром". Про них мне хочется написать гораздо больше, в каком-то смысле они породили во мне гораздо больше размышлений, чем сами воспоминания. Некоторые тезисы из писем кажутся ... не то, чтобы "устаревшими", но, скажем так, сильно привязанными к своему времени. Например, те отрывки, в которых Лихачев говорит о роли женщины в семье, вообще о гендерных ролях (девочки играют в куклы, мальчики идут ловить рыбу :)). Или где говорится о том, как "должен" одеваться интеллигентный человек. Я не в том положении, чтобы критиковать Лихачева, и дело не только в моем поклонении ему, а вообще упрекать великих прошлого в отсталости как-то странно. Я это все воспринимаю, как "срез эпохи", и прекрасно помню, что в те времена, когда это было написано, у меня ни один из этих тезисов протеста не вызывал, все, казалось, так и должно быть.
Из очень интересного, очень "запавшего" - письмо о чтении. С самого первого абзаца:
Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
И дальше:
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
И еще:
Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а преимущественно – справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.
Мне просто становится ужасно стыдно моего случайно-нерегулярного чтения...
И еще одна интересная тема из писем - про сохранение прошлого и реставрацию, про это я постараюсь написать отдельно...
Comments
Судьба эвакуированных ленинградских детей без родителей вообще страшная.
А про Соловки не читала, и про методичность в чтении тоже хорошо, и про принципы бумажной библиотеки. Сейчас, когда есть возможность хранить электронно, запасы получаются больше :)
Edited at 2015-11-04 06:53 am (UTC)
Из первых рук знаю, что Лихачев был самым большим должником в БАНе, пятилетками книги не сдавал.
И про методичность...тоска какая получается, я читаю не "для развития", а для радости. Хорошо, что я не Лихачев.
При всем моем к нему уважении он иногда такую пургу нёс...
Не знаю, есть ли статистика, но ситуации, когда разбомбили эшелон или ребенок просто отстал от своих в неразберихе первых месяцев войны, явно были.
http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/war2/lichkovo/
Про то, что "методичность - тоска" , я могу согласиться, но с другой стороны, знаешь, очень многое из того, что я сама делаю и считаю правильным, многие характеризуют, как "тоска", не стоящая достигнутого результата. И это заставляет задуматься: да, мы читаем для удовольствия, это не вопрос, но то, что мы физически в состоянии прочитать только малую толику того, что "хотелось бы" - это тоже факт... то есть, может ведь быть такое, что без системы не получить максимальное удовольствие :))).
К последнему абзацу совершенно необязательно относиться серьезно, я просто говорю о том, что на каждое собственное движение сказать "он пургу несет" я могу сама себе привести контр аргумент...
... но все равно времени жалко. _Столько_ всего интересного еще надо узнать.
Но я очень люблю, когда в блогах советуют люди, которые совпадают со мной в литературном вкусе. Я так много интересного насмотрела. Но в остальном фильмы, так как их проще смотреть и редко разочаровываешься.
Но что касается принципов чтения, предлагаемых Лихачевым, то это чисто гуманитарная позиция, (что надо читать по системе). У людей естественно-научного склада навык чтения формируется как-то иначе, потому что само чтение является почти средством коммуникации в их среде.