Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Наконец, добралась до "Воспоминаний" и "Писем" Дмитрия Сергеевича Лихачева. Кажется, совершенно неприлично говорить, что я прочитала эти книги в первый раз. Я пытаюсь вспомнить, почему бы могло такое быть, чтобы я их не читала в момент выхода. Я молилась на Лихачева класса с третьего, с тех пор, как впервые прочитала "Слово о полку Игореве", утонула в нем...

Сейчас я сверяю годы издания - я ведь еще была в России... я решительно не помню, были ли эти воспоминания когда-либо напечатаны в журнальном варианте - какие-то части не кажутся незнакомыми, а какие-то я определенно раньше не читала. Так что будем считать, что в первый раз.

Часть воспоминаний, описывающая пребывание Лихачева на Соловках, после прочтения книги Ивана Солоневич показалась несколько конспективной. Причем я думаю, что не только в Солоневиче дела, а в том, что я вообще в последний год очень много о Соловках читала, и все многочисленные воспоминания слились в один большой рассказ. И кажется, что уже настолько хорошо знаешь и топографию лагеря, и особенности каждой роты... и наиболее значимые события... Когда я писала о своих впечатлениях о книге Солоневича, меня спрашивали, почему я не видела у Лихачева того же самого - например, о беспризорниках. Так вот сейчас я могу точно сказать, что без Солоневича я бы, скорее всего, не обратила внимание на эти эпизоды... То есть, в целом остается ощущение "выход есть", возможно, потому, что самому Лихачеву удалось выйти, и это неизбежно добавляет оптимизма...

А вот часть воспоминаний, посвященная блокаде Лениниграла, наоборот, была, как удар молнии. На меня в свое время абсолютно ошеломительное впечатление произвела "Блокадная книга" Гранина. Но про нее-то все вокруг говорили, поэтому шок был в каком-то плане ожидаемым... Блокадная часть воспоминаний Лихачева кажется мне свинцово-тяжелой, безнадежно правдивой... особенно когда он пишет, что "правда о Блокаде никогда не будет рассказана". Когда я читала Гранина, мне казалось, что страшнее о блокаде написать невозможно, а тут остается почти что еще более тягостное впечатление... возможно, потому, что Лихачев говорит не о единичных случаях, а о тенденции...

О второй книге - "Письма о добром". Про них мне хочется написать гораздо больше, в каком-то смысле они породили во мне гораздо больше размышлений, чем сами воспоминания. Некоторые тезисы из писем кажутся ... не то, чтобы "устаревшими", но, скажем так, сильно привязанными к своему времени. Например, те отрывки, в которых Лихачев говорит о роли женщины в семье, вообще о гендерных ролях (девочки играют в куклы, мальчики идут ловить рыбу :)). Или где говорится о том, как "должен" одеваться интеллигентный человек. Я не в том положении, чтобы критиковать Лихачева, и дело не только в моем поклонении ему, а вообще упрекать великих прошлого в отсталости как-то странно. Я это все воспринимаю, как "срез эпохи", и прекрасно помню, что в те времена, когда это было написано, у меня ни один из этих тезисов протеста не вызывал, все, казалось, так и должно быть.

Из очень интересного, очень "запавшего" - письмо о чтении. С самого первого абзаца:

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.


И дальше:

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.


И еще:

Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а преимущественно – справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.


Мне просто становится ужасно стыдно моего случайно-нерегулярного чтения...

И еще одна интересная тема из писем - про сохранение прошлого и реставрацию, про это я постараюсь написать отдельно...

Tags:

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
anni_lj
Nov. 4th, 2015 06:52 am (UTC)
Да, его блокадные воспоминания на меня тоже произвели сильное впечатление. Перечитаю :) Сейчас почему-то вспоминается оттуда история про рыбий жир, как он горевал, что мало купил. И про то, что эвакуированные из пригородов, у которых не было никаких запасов, все умерли в первые же месяцы блокады. И что он своих детей не отпустил в эвакуацию и фактически прятал от нее, и в итоге спас.
Судьба эвакуированных ленинградских детей без родителей вообще страшная.
А про Соловки не читала, и про методичность в чтении тоже хорошо, и про принципы бумажной библиотеки. Сейчас, когда есть возможность хранить электронно, запасы получаются больше :)

Edited at 2015-11-04 06:53 am (UTC)
hettie_lz
Nov. 4th, 2015 02:32 pm (UTC)
Дело в том, что про блокаду я относительно недавно прочитала неурезанного Гранина, а про Соловки - Солоневича, и сейчас я не могу не сравнивать впечатления. Вообще (сейчас вот еще доотвечу Лене ниже) с некоторыми тезисами Лихачева мне сейчас трудно согласиться, но я понимаю, что все его воззрения - часть его личности, которую сложно и не нужно препарировать на части :)
kozharik
Nov. 4th, 2015 08:27 am (UTC)
"Судьба эвакуированных ленинградских детей без родителей вообще страшная"-Мою маму эвакуировали, довезли до детского дома, выучили на токаря, учили в школе , кормили и поили и одевали. В 47-ом она вернулась в Ленинград к бабушке моей- ее маме. Это не было лучшим временем ее жизни, но брат Валентин, который оставался в Ленинграде-умер от голода.

Из первых рук знаю, что Лихачев был самым большим должником в БАНе, пятилетками книги не сдавал.

И про методичность...тоска какая получается, я читаю не "для развития", а для радости. Хорошо, что я не Лихачев.
При всем моем к нему уважении он иногда такую пургу нёс...

anni_lj
Nov. 4th, 2015 03:08 pm (UTC)
Хорошо, если довезли. Ведь как происходила эвакуация - ребенка утром отводили, например, в детский садик, а к вечеру могло выясниться, что садик уже эвакуировали.
Не знаю, есть ли статистика, но ситуации, когда разбомбили эшелон или ребенок просто отстал от своих в неразберихе первых месяцев войны, явно были.
http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/war2/lichkovo/
hettie_lz
Nov. 4th, 2015 03:27 pm (UTC)
Про детей тут сложная история. Если в семье были созданы запасы, и была возможность подкормить детей, то очень может быть, что им было безопаснее оставаться. Лихачев говорит о том, что в процессе эвакуации очень много детей погибало, не доехав до тыла. Я знаю очень разные ситуации, в каких-то случаях эвакуация, безусловно, бывала спасением, а в каких-то - дорогой смерти.

Про то, что "методичность - тоска" , я могу согласиться, но с другой стороны, знаешь, очень многое из того, что я сама делаю и считаю правильным, многие характеризуют, как "тоска", не стоящая достигнутого результата. И это заставляет задуматься: да, мы читаем для удовольствия, это не вопрос, но то, что мы физически в состоянии прочитать только малую толику того, что "хотелось бы" - это тоже факт... то есть, может ведь быть такое, что без системы не получить максимальное удовольствие :))).

К последнему абзацу совершенно необязательно относиться серьезно, я просто говорю о том, что на каждое собственное движение сказать "он пургу несет" я могу сама себе привести контр аргумент...
alla_la
Nov. 4th, 2015 11:50 am (UTC)
Я читала блокадные воспоминания Лихачева. Очень тяжело. Сильно. Страшно. Не то чтобы "открытие глаз", но добавление таких деталий про, про которые очень тяжело думать.
alla_la
Nov. 4th, 2015 12:58 pm (UTC)
Стерла копию комментария которая создалась по ошибке.
hettie_lz
Nov. 4th, 2015 02:32 pm (UTC)
Да. А Гранина Вы читали?
basilisk_sister
Nov. 4th, 2015 02:58 pm (UTC)
Библиотеку по такому принципу и формирую, а вот каталога нет, все-таки я больше читаю для удовольствия, чем для развития. Но идея хорошая, особенно для тех, кто пользуется книгами для работы.
hettie_lz
Nov. 4th, 2015 03:27 pm (UTC)
Знаешь, у меня тоже нет, и я УЖЕ теряю книги!
basilisk_sister
Nov. 4th, 2015 04:07 pm (UTC)
У меня муж теряет. Я задумалась над тем, чтобы сподвигнуть его сделать каталог.
hettie_lz
Nov. 5th, 2015 05:13 am (UTC)
ага.
taelle_ru
Nov. 4th, 2015 03:46 pm (UTC)
Мне очень близки его слова насчет случайного чтения. Вот и бывает, что читаешь что-то случайное - когда устала и замоталась, например, и сил на восприятие информации нету - а потом смотришь, что почти месяц потрачен впустую, столько всего еще не прочитано о том, что хочется узнать, и так жалко сразу становится этого времени. Но - напоминаю себе, что когда человек, как я, привык читать постоянно, то неизбежно будут требоваться моменты разгрузочного чтения, терапевтического чтения и так далее.

... но все равно времени жалко. _Столько_ всего интересного еще надо узнать.
hettie_lz
Nov. 5th, 2015 05:13 am (UTC)
Мне очень понравилось, как Вы это описали!
duh_extaza
Nov. 4th, 2015 08:28 pm (UTC)
У меня с чтением все очень просто: сама я читаю спонтанно легкое, то, что приглянулось в данную минуту и не парюсь. Ну, например, сейчас, Рэндалл Манро "А что, если?" (научные ответы на абсурдные гипотетические вопросы). Одновременно почитываю путеводитель "Италия за рулем" : 38 самых красивых маршрутов по Италии. И детские книжки сыну. А все остальные - муж, братья, подруги, мама - читают в основном драматические и документалку. Как только они мне говорят, что это просто КРУТО, Я ТАК ХОЧУ, ЧТОБ ТЫ ПРОЧИТАЛА! (вариант: ну...интересно твое мнение), я тоже начинаю это читать. Вот такая я эгоистка жуткая:). Читаю художественное и документальное только при 90-100%-ой уверенности.

Но я очень люблю, когда в блогах советуют люди, которые совпадают со мной в литературном вкусе. Я так много интересного насмотрела. Но в остальном фильмы, так как их проще смотреть и редко разочаровываешься.
hettie_lz
Nov. 5th, 2015 05:13 am (UTC)
ясно :)
gala_vrublevska
Nov. 5th, 2015 01:39 pm (UTC)
Я вначале-то читала Гранина, а позже Лихачева, когда появились его воспоминания, так что все перемешалось о блокаде. А что Лихачев загремел на Соловки за безобидное участие в философском кружке, запомнилось.

Но что касается принципов чтения, предлагаемых Лихачевым, то это чисто гуманитарная позиция, (что надо читать по системе). У людей естественно-научного склада навык чтения формируется как-то иначе, потому что само чтение является почти средством коммуникации в их среде.
hettie_lz
Nov. 5th, 2015 02:10 pm (UTC)
Галина, это очень интересное соображение! Я не могу сказать, что совсем не думала про это, но как-то... забыла :)
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow