?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Семейные связи

Уже довольно продолжительное время назад я обещала написать пост про то, чем семейные связи в Америке отличаются от отечественных семейных связей.

Начну с кучи дисклеймеров - это все мое очень-очень субъективное, причем в обоих случаях, и в том, что касается американских семей, и в том, что касается российских семей. Кроме того, наиболее яркие впечатления у меня были мой первый - второй год в Америке, и почти наверняка я не могу отследить всякие маленькие подвижки в отечественных семьях. И на любое мое высказывание я сама могу привести кучу контрпримеров.

И тем не менее. Тема периодически вылезает, и я подумала, что все же хочу написать хотя бы что-то очень обобщенное и неполное, потому что слишком часто вижу неправильное "прочтение" того, что написано и сказано, слишком часто "нет-нет, тут имелось в виду не это!".

Начну с того, что про свою семью рассказывают. Сотрудникам, друзьям, партнерам по баскетболу. Случайным попутчикам. На работе мы всегда в курса, когда "мы беременны", то есть, сотрудники мужского пола рассказывают о будущем прибавлении в семействе чуть ли не за 7 месяцев до планируемого события. "Я приду позже, потому что у дочки в садике мероприятие" - абсолютно нормальное и частое высказывание. Поработать из дома, потому что жена заболела - может, не везде, но в нашей компании точно норма. "Семейное" мероприятие - положительная характеристика :).

В семьях почти всегда присутствуют денежные отношения. И вот это часто понимают неправильно, и мне бывает трудно объяснить, что на самом деле происходит. Если бабушка говорит внуку, что она заплатит ему доллар, или два, или пять, за то, что он расчистит от снега подъезд к дому, или сгребет листья, то это не то, что "внук ради бабушки и пальцем не пошевельнет", а это то, что бабушка хочет дать внуку денег на карманные расходы, но не хочет, чтобы он приучался к мысли, что "деньги так достаются", и с другой стороны, хочет показать ему, что ценит его труд, что он - как взрослый. Родители обоих супругов очень часто сидят с детьми, какие-то часы в неделю, какие-то дни в неделю, "если срочно надо". Нормально и как правило - за это никто денег не берет, но я помню, как одна моя подруга долго обсуждала со мной, как предложить деньги маме за сидение с ребенком, потому что у мамы не очень материальное положение, и просто принимать деньги от дочери - абсолютно невозможно, а вот так, может, прокатит...

Помню семьи, где маленький ребенок был раз в неделю под присмотром брата мамы ребенка, потому что брат был безработным, и его сестре хотелось дать ему возможность подработать... в общем, что угодно, кроме "холодных финансовых отношений".

Выросшие дети не живут с родителями. И многие перезваниваются только раз в неделю. Но собираться несколько раз в год на семейные праздники, как бы жизнь не раскидала - это обязательно. Мне очень нравится доминирующая идея не контролировать, не требовать отчета, не предполагать совпадение точек зрения... И получать в ответ уважение и доверие.

.... Сегодня - первый день празднований Дня независимости. Я хотела, чтобы наши гости "окунулись" в нашу атмосферу, прочувствовали, как наша деревня - одна большая семья. И мне очень интересно, как это все выглядит их глазами :)

Comments

( 121 comments — Leave a comment )
la_kis
Jul. 3rd, 2015 08:05 pm (UTC)
Вспоминая разговор о "взрослости", это более "взрослая", зрелая система семейных отношений, мне кажется
hettie_lz
Jul. 4th, 2015 04:35 am (UTC)
да, пожалуй....
marinta
Jul. 3rd, 2015 08:06 pm (UTC)
Жить врозь намного легче всем. Это я поняла, когда прошло полтора года с момента счастливого отселения моих. До этого я знала теоретически. :))
Просто не было возможности.
Это правильно - отпускать. И правильно уходить.
И держать связь.
В общем, я с этим согласна.
hettie_lz
Jul. 4th, 2015 04:35 am (UTC)
Да, я знаю, что ты знаешь :)
(no subject) - marinta - Jul. 4th, 2015 04:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 04:38 am (UTC) - Expand
oxana_ukr
Jul. 3rd, 2015 09:34 pm (UTC)
Очень интересно и мне нравится.
hettie_lz
Jul. 4th, 2015 04:35 am (UTC)
Спасибо!
zinaida_s
Jul. 3rd, 2015 09:36 pm (UTC)
Наш младший и раз в неделю не звонит. И семейных праздников у нас особо нет.
hettie_lz
Jul. 4th, 2015 04:37 am (UTC)
Это уже он редиска...
(no subject) - zinaida_s - Jul. 4th, 2015 05:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elka78 - Jul. 4th, 2015 04:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jul. 4th, 2015 06:18 am (UTC) - Expand
k_gaff
Jul. 3rd, 2015 10:34 pm (UTC)
da, vse tak i mne kazhetsia! i mne nravitsia.
hettie_lz
Jul. 4th, 2015 04:35 am (UTC)
:))
natasha_kob
Jul. 3rd, 2015 11:23 pm (UTC)
Да, согласна. Зависит, конечно, от этнического происхождения семьи, у китайцев, например, принято жить с бабушками/дедушками со стороны папы, они же сидят с детьми. У индусов тоже бабушки/дедушки часто сидят с детьми на постоянной основе.
Опять же, вопреки принятому мнению, довольно часто оставшийся один пожилой родитель переселяется в семью к детям. Не всегда. Но чаше, чем кажется. Благо, жильё, как правило, позволяет.
hettie_lz
Jul. 3rd, 2015 11:38 pm (UTC)
Китайские, индийские, и вообще семьи в "нулевом" поколении, коненчо, отличаются. Даже итальянские семьи (я еще успела застать последние "живые" послевоенно-иммигрантские итальянские семьи) - они часто сохраняют национальный колорит. Но довольно быстро смешиваются с местным населением. И да, съезжаются со старшим поколением не так редко, когда возникает необходимость в каждодневной заботе. Бывает, что забирают к себе, бывает и то, что сами переезжают в дом родителей.
(no subject) - natasha_kob - Jul. 4th, 2015 01:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 04:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 4th, 2015 06:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jul. 4th, 2015 06:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 4th, 2015 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 5th, 2015 05:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 5th, 2015 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 6th, 2015 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jul. 4th, 2015 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Jul. 4th, 2015 07:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 4th, 2015 03:07 pm (UTC) - Expand
simfeya
Jul. 4th, 2015 04:01 am (UTC)
Среди моих знакомых я тоже знаю несколько случаев, когда дочери платят мамам за то, то те сидят с детьми.
И это, действительно, не о деньгах. Мамы - молодые пенсионерки - оставили ради внуков работы, и дочери просто компенсировали зарплату, объясняя, что всё равно бы платили чужой женщине, так лучше заплатят своей
hettie_lz
Jul. 4th, 2015 04:37 am (UTC)
Ну да, бывает и так!
(no subject) - zinaida_s - Jul. 4th, 2015 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jul. 4th, 2015 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 02:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - Jul. 4th, 2015 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jul. 4th, 2015 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simfeya - Jul. 4th, 2015 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 5th, 2015 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 5th, 2015 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 6th, 2015 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 6th, 2015 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 08:07 pm (UTC) - Expand
enjoy_reading
Jul. 4th, 2015 05:44 am (UTC)
Спасибо, что написали!
Очень интересно.

Но сейчас (у нас, по крайней мере, но и у мамы, и у сестры) на работе тоже все о детях-внуках-правнуках рассказывают. Все в курсе, кто где учится, обсуждают лагеря. Вот свекровь я действительно обсуждать с коллегами не буду. Это непринято. А одежки детские мы передаем друг другу "по вырастанию". И даже фотки с отдыха посылаем.
zinaida_s
Jul. 4th, 2015 06:21 am (UTC)
У нас в институте в глубоком СССР тоже все про всех знали, но мне казалось, что это чисто советское явление.
(no subject) - enjoy_reading - Jul. 4th, 2015 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jul. 4th, 2015 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Jul. 4th, 2015 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 08:04 pm (UTC) - Expand
kovaleva
Jul. 4th, 2015 06:43 am (UTC)
что касается рассказов о семье, то мне кажется, что на западе действует строго определенный формат, как и что можно рассказывать. причем он варьируется в зависимости от страны. например, самыми открытыми мне показались португальцы, а уже за ними - американцы.

с нашей стороны его очень трудно уловить, и мы, живущие в россии, зачастую, откликаясь на вот эти рассказы, вываливаем в ответ много больше, чем человек ожидал бы услышать. либо, опасаясь этого эффекта, рассказываем меньше, чем это принято в светском разговоре. а ведь рассказать слишком мало - это тоже неприлично! ты получаешься какой-то черствый и несемейный. я много раз была в таких ситуациях, когда мы снимаем что-нибудь с иностранцами. чтобы людей не пугать, приходится давать информацию хорошо продуманными ложками: рассказал что-нибудь, и смотришь осторожно - не додал или хватит уже?
la_kis
Jul. 4th, 2015 07:20 am (UTC)
границы, это личные границы. Мы не умеем соблюдать личные границы - свои и чужие и не знаем их. А это просто отражение.
(no subject) - kovaleva - Jul. 4th, 2015 07:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Jul. 4th, 2015 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - kovaleva - Jul. 4th, 2015 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Jul. 4th, 2015 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - ryrma - Jul. 4th, 2015 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Jul. 4th, 2015 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kovaleva - Jul. 4th, 2015 03:00 pm (UTC) - Expand
galina_vr
Jul. 4th, 2015 06:49 am (UTC)
В моем окружении нет бабушек, которые были бы на зарплате у взрослых детей. Хотя есть бабушки, которых дети куда-то отправляют отдыхать вместе с внуками. А есть бабушки-подвижницы, принимающие очень большое участие в воспитании внуков (и помогающие деньгами - если это пенсионерки-блокадницы, они хорошую пенсию получают). Последние, как правило, рассчитывают на дивиденды в виде любви, признательности и благодарности со стороны как детей, так и внуков.

А что касается "коммерческих отношений" с внуками, то к этому надо еще привыкнуть. Когда у нас гостил 6-летний внук из Германии, то он, нарисовав картинку, продавал их бабушке-дедушке, тете. Думаю, есть смысл приучать таким образом к работе. Но есть, разумеется, и моральные потери, а именно: хочется ведь вместе с картинкой и чуток любви получить :).
zinaida_s
Jul. 4th, 2015 07:48 am (UTC)
Такие товарно-денежные отношения внутри семьи - это уже слишком. По мне лучше, чтобы бабушка так дала денег, а ребенок так подарил рисунок.
(no subject) - duh_extaza - Jul. 4th, 2015 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 4th, 2015 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 4th, 2015 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 4th, 2015 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 5th, 2015 05:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 07:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - galina_vr - Jul. 5th, 2015 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 04:40 pm (UTC) - Expand
il_kin
Jul. 4th, 2015 07:28 am (UTC)
Не знаю, смогу ли я когда-нибудь принять эту идею о плате детям за домашний труд. Пока это кажется крайне странным. Если ребенок-подросток начинает подрабатывать - да, лучше не брать у него ни копейки. Но почему я должна мыть полы бесплатно, а он за деньги - это я не понимаю. Его труд ценится, а мой нет? Вот сейчас моя дочь живет отдельно. Если я попрошу ее за меня окна помыть, то предложу ей какие-то деньги. Потому что у нее там свои окна. Но если мы снова будем жить вместе, то с какой стати? Ну, да, она уже взрослая, на нее это, наверное, уже и не распростняется. Но когда наступает этот момент - вот ты еще ребенок и тебе за уборку снега платят, а вот ты уже взрослый и должен делать это просто так?
hettie_lz
Jul. 4th, 2015 02:54 pm (UTC)
А, так я имела в виду именно то, что Вы написали! Теперь интересно, кто как понял.

Еще раз напишу точнее.

Платить ли детям за "домашние обязанности" - это отдельный и сложный вопрос, и я уже много раз писала, какие модели приемлемы для меня, а какие нет, но то, что я написала в этом посте - это про другое совсем! Я же не зря написала про бабушку - это означает, что это другой дом, не там, где живет ребенок, и это значит, что пожилому человеку, скорее всего, действительно трудно что-то такое делать, или займет больше времени. Так понятнее?
(no subject) - il_kin - Jul. 4th, 2015 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ryrma - Jul. 4th, 2015 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 06:39 pm (UTC) - Expand
duh_extaza
Jul. 4th, 2015 11:04 am (UTC)
У нас тоже вместе стараются не жить. У меня был знакомый, который жил с бабушкой и дедушкой, и при этом нормально зарабатывал - типа из экономии, зачем снимать комнату, покупать отдельно еду? Это ужас, с моей точки зрения:) громкий ужас с мигающей красной лампочкой.

Но вот видимся мы с родителями, братьями-сестрами гораздо чаще, чем раз в неделю. И все мои знакомые тоже. Конечно, если родители не минчане, то связи немного другие - как минимум, раз в две недели, по выходным. Связь телефонная, по скайпу и т.п. - почти каждый день. В моей семье проще - нас много, все мы постоянно связываемся по разным делам, и поэтому, позвонив одному, можно быстро срисовать, как ситуация у всех остальных.

Если был неотвеченный вызов, мы должны перезвонить друг другу в течение дня или отправить сообщение. Иначе к вечеру будут названивать уже всей семьей: что с тобой случилось?:). Поскольку я и мой младший на год брат часто не берем, то для нас персонально существует экстренный вызов: два-три раза подряд или сообщение "перезвони срочно". Об этом знают в семье, друзья, и не используют экстренную связь по пустякам:)

Про семейную открытость на работе - я раньше не думала, что это национальная особенность, считала, от людей зависит:) Кто-то трепется обо всех мелочах (и мужчины тоже), кто-то молчит, как рыба. Я - средний вариант. Говорю под особое настроение.

Деньги детям за работу - ничего хорошего. А остальное - норм, мне нравится.
hettie_lz
Jul. 4th, 2015 02:56 pm (UTC)
ну вот это было не в русле "хорошо-плохо", а "этнографически" - что вот у нас так. Это - несколько другая модель поведения. Про то, что именно и как именно рассказывают - на работе, соседям, друзьям - я пыталась комментировать, и несколько хороших комментариев от других пришло - это просто по-другому, и, кажется, тут написали точнее, чем я писала. Про деньги я тоже уже ответила на один комментарий. Это не то, что платить детям за домашние обязанности (про это последнее несколько раз писала, могу еще раз написать, но вот факт, что это - про другое)
(no subject) - duh_extaza - Jul. 4th, 2015 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 4th, 2015 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Jul. 5th, 2015 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 6th, 2015 03:55 am (UTC) - Expand
basilisk_sister
Jul. 4th, 2015 06:11 pm (UTC)
Интересно! Мне всегда хочется узнать " а как у них принято?" :-)
hettie_lz
Jul. 5th, 2015 01:51 am (UTC)
Да-да! А мне интересно про это рассказывать. Потому что я помню, как для меня "мир рушился", когда "единственно-правильное" оказывалось далеко не единственным.
ryrma
Jul. 4th, 2015 08:43 pm (UTC)
Я вижу гораздо больше вариативности у американцев, чем вы описываете. И с родителями они живут (особенно millenials), причем не только из-за отсутствия денег или жилья. И могут придерживаться мнения, что никакие товарно-денежные отношения с детьми не допустимы (что, кстати, в последнее время и психологи поддерживают). И могут предпочесть не делиться со всеми окружающими подробностями отпуска или семейных отношений, и могут скрывать беременность до момента, когда "already showing" (и я не имею в виду иммигрантов).

И совсем не "обязательно" собираться несколько раз в год на семейные праздники - как уж сложилось в данной семье (или как получится в этом году). В Thanksgiving-ские и рождественские каникулы народ массово путешествует по Лас Вегасам и Диснейландам, не считая, что традиция разрезать индюшку их "обязывает" непременно собраться за столом с родителями и extended family.

Возможно, в богатой-белой-субурбии - все это встрачается заметно чаще. Или это именно ваша "деревня" - такое место...

Что касается разговоров на работе и вообще "со знакомыми", то тут - действительно разные границы "что принято" и "что не принято". Россияне (чаще) стараются не касаться своих планов и вообще будущего, и не обсуждают физиологию столь подробно. Американцы (чаще) не касаются политики или зарплаты, и стараются не высказывать негатива. Хотя, конечно, и тут "понятия" могут различаться. Помнится, моя "начальница второй степени" плевалась ядом и вздымала глаза к потолку, когда "начальник первой степени" начинал в очередной раз рассказывать, как он готовится к колоноскопии и что его там ждет... TMI (too much information), ага.
duh_extaza
Jul. 5th, 2015 06:34 am (UTC)
А почему не касаются зарплаты? Политика - понятно, слишком горячая тема.
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 5th, 2015 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 6th, 2015 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 6th, 2015 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 7th, 2015 03:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jul. 7th, 2015 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 7th, 2015 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jul. 5th, 2015 04:20 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 5th, 2015 06:53 am (UTC)
Музыкой навеяло
User enjoy_reading referenced to your post from Музыкой навеяло saying: [...] По мотивам обсуждения http://hettie-lz.livejournal.com/2635103.html [...]
( 121 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow