?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хочу продолжить начатый несколько дней назад разговор про ответственность. Как всегда, когда мне задают хороший вопрос, а пост уже "уехал", я стараюсь написать ответ отделным постом, чтобы полезный разговор зря не пропадал :).

У меня вызывают большой внутренний протест две категории высказываний. Первая - когда противопоставляют "взрослость" и "детскость", в том плане, что вести себя как ребенок, быть ребенком - это вести себя "безответственно", не думать о последствиях, но при этом быть счастливым и беззаботным. А вести себя по-взрослому - это "не делать глупостей", думать о последствиях своих поступков, но при этом - не уметь радоваться простым вещам, всегда быть озабоченным чем-то, не получать удовольствия.

И вторая категория высказываний - когда говорят, что "ответственность" - это что-то тяжелое - неприятное, это то, что "надо", в отличие от того, что "приносит удовольствие".

Эти категории тесно между собой связаны, и не нравится мне в них одно и то же. В обоих случаях из таких установок следует, что делать что-то, что "надо делать", что "положено", "потому что мы - взрослые люди" - это что-то тяжелое, неприятное, или в лучшем случае скучное. И что "быть ответственным" автоматически означает "не иметь радостей в жизни".

И я с этим совсем не согласна. Мне кажется, что "вести себя ответственно" - это как раз знать, какие вещи важны именно для тебя, и стараться поступать так, чтобы не пришлось жертвовать важными именно для тебя делами, принципами, мыслями. Заботиться о сохранении своей целостности в первую очередь. Потому что "ответственность за других" у подавляющего большинства людей входит в их личную структуру ценностей. А когда делаешь то, что считаешь правильным - от этого всегда чувствуешь себя хорошо. А жертвовать вообще-совсем-всем ради других, мне кажется, никогда к хорошему не приведет. И вообще, мне кажется, если что-то "через силу", не в том плане, что напрячь себя и пойти в спортзал :), а в том плане, что что-то делаешь потому, что "надо", не чувствуя удовлетворения - это чаще всего индикатор того, что делать это не надо...

А уметь радоваться разным вещам, делать разное "в свое удовольствие" - это вообще одно из самых важных жизненных умений. Потому что что же это за жизнь, если в ней ничего не радует?!...




Comments

( 38 comments — Leave a comment )
duh_extaza
Jun. 16th, 2015 01:39 pm (UTC)
Я почти со всем согласна, кроме вывода. А вывод: ответственный поступок - это выбор отсроченной выгоды или удовольствия вместо сиюминутного. Если только сознание своей правоты приносит человеку удовлетворение, это прекрасно, тогда ответственность в удовольствие. Но мне не приносит, а приносят какие-то другие вещи. Ответственность для меня - выбор меньшего из зол, как правило.

Я не люблю использовать слово "ребенок" ни как ругательную (типа безответственный), ни как умилительную ("он умеет удивляться как ребенок") характеристику. Потому что дети, как и взрослые, для меня очень разные и вызывают разные, а не какие-то обобщенные эмоции. Но относительно ответственности, видимо, имеется в виду неумение делать выбор и защищать его, т.е. мыслить стратегически относительно своих интересов. Маленькому ребенку, конечно, это недоступно.
hettie_lz
Jun. 16th, 2015 01:59 pm (UTC)
Я подумаю про Ваш первый тезис. Мне в нем видится какое-то противоречие, но мне нужно не на работе про это подумать :))
(no subject) - hettie_lz - Jun. 17th, 2015 03:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jun. 17th, 2015 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 17th, 2015 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jun. 17th, 2015 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 18th, 2015 03:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jun. 18th, 2015 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 18th, 2015 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Jun. 19th, 2015 02:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 19th, 2015 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Jun. 20th, 2015 04:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 20th, 2015 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jun. 19th, 2015 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 19th, 2015 11:12 pm (UTC) - Expand
anna_egorova
Jun. 16th, 2015 04:56 pm (UTC)
Совершенно согласна!
Для меня,кстати, ответственность - одно из самых больших радостей в жизни!
Перепост
hettie_lz
Jun. 17th, 2015 03:44 am (UTC)
Спасибо! Я очень рада, что мы оказались "на одной волне".
livejournal
Jun. 16th, 2015 04:57 pm (UTC)
Еще раз про ответственность
User anna_egorova referenced to your post from Еще раз про ответственность saying: [...] , что и писать ничего не надо :) Перепост! Originally posted by at Еще раз про ответственность [...]
oleyka
Jun. 16th, 2015 06:49 pm (UTC)
Улыбнуло :) Просто потому, что очень знакомо. Ответственность приносит удовлетворение: ты чувствуешь себя сильным, потому что справляешься со своими задачами. Но часто "взрослая ответственность" — это не то, что человек выбирает, а то, что ему навесили родственники, общество, какие-то социальные нормы. И вот такая ответственность тяготит, потому что она не интернализирована личностью как своя внутренняя задача. И это не ответственность, это обязательства, которые тяготят. А называют это "грузом ответственности", хотя это совсем другое.
hettie_lz
Jun. 16th, 2015 07:35 pm (UTC)
ДА! Очень-очень точно!
(no subject) - ta_g - Jun. 17th, 2015 05:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 17th, 2015 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Jun. 18th, 2015 06:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 18th, 2015 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Jun. 19th, 2015 02:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 19th, 2015 11:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Jun. 20th, 2015 04:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jun. 21st, 2015 03:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Jun. 19th, 2015 03:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jun. 19th, 2015 08:50 am (UTC) - Expand
enjoy_reading
Jun. 16th, 2015 08:32 pm (UTC)
Согласна двумя руками!
Моя ответственность - это мое осознанное решение, а мое решение должно хотя бы меня удовлетворять, иначе, зачем я его принимаю?

В смысле "мытье посуды - это твоя ответственность", со всеми вытекающими, лучше использовать какие-то другие слова :) "Прошу тебя, помой посуду, чтобы мне не пришлось второй раз тебе напоминать", или "твое задание", "твоя работа". Ответственность тут ни при чем: тот, кому говорят, ее очевидно на себя не брал.
hettie_lz
Jun. 17th, 2015 03:44 am (UTC)
Спасибо! Совершенно замечательный пример!
zauberer
Jun. 17th, 2015 10:17 am (UTC)
Вы очень точно артикулируете, со всем согласен :)
hettie_lz
Jun. 17th, 2015 01:06 pm (UTC)
Я очень рада!
sisterdim
Jun. 17th, 2015 01:12 pm (UTC)
Согласна,ещё хочу добавить,что,как правило,жертвенность ради кого-то всем,этому кому-то обычно не нужна.
hettie_lz
Jun. 17th, 2015 01:16 pm (UTC)
И это тоже правда!
la_kis
Jun. 18th, 2015 08:01 pm (UTC)
Взрослость прежде всего означает взрослые реакции, модели поведения. Которые включают в себя ответственность за себя.
Но совсем не обязательно исключают бесшабашные поступки и детские радости :)
Главное, чтобы человек понимал последствия..ну и нес за них ответственность :)
Не выпадал в детскую позицию, не ждал бы, что кто-то должен стать ему "родной матерью".
А унылое безрадостное существование и есть как раз безответственное и невзрослое отношение к себе.
hettie_lz
Jun. 19th, 2015 10:55 pm (UTC)
Очень согласна с последней фразой! И вообще :)
( 38 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow