?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В книге "Финские уроки" меня более всего поразило то, что в финском образовании нет "потоков", что всех учат по одной программе, и что это считается одной из причин успеха. Я не могла это никак "проработать", а теперь я начала читать (и не только начала, но уже существенно углубилась) книгу "Плоский мир и образование", и по этому поводу у меня происходит еще один взрыв мозга на ту же тему.

Вот честно, я всегда считала tracking - наличие разных потоков для детей с разными уровнями знания и способностями - очень правильным и важным достижением американского образования. А тут мне уже во второй книжке с цифрами в руках объясняют, что все не так.... Я еще раз напишу про эту книгу, когда закончу ее читать (тот редкий случай, когда я купила для синхоронного чтения и аудиокнигу, и кинделовую), а пока вот завязла на этой переоценке ценностей.

Одна из вещей, которые меня просто поразили - рассказ о том, что система "потоков" была введена в начале 20 века в связи с большим притоком иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Они считались неспособными к обучению, в отличие от англо-саксов и "тевтонов", и ученые мужи и политики на полном серьезе писали, что и не надо пытаться их учить, а надо им дать какие-то полезные для дела навыки в зубы и вперед.

Неделю назад, когда Влад заезжал повидаться с Б., я к нему пристала с тем же самым вопросом: что он про это думает?

- Они все правильно говорят. Из того факта, что лично мне потоковая система помогла, не следует, что она хорошая и правильная. Мне лично - да, но вообще, в целом - она не работает так, как была задумана. Понимаешь, люди, которые попадают в более низкие потоки - они же знают, что они - "не лучшие", и это не может не накладывать отпечаток на их мотивацию. Вот помнишь, как меня выгнали из продвинутого класса по математике, потому что я домашние задания не делал? Я сразу почувствовал, как в другом потоке отношение другое. Причем не только у учеников - учителя тоже подсознательно меняют свои ожидания.
- Да, но если люди "не тянут"...
- Смотри, когда начинается деление на потоки - в седьмом классе, так? Если ученики к седьмому классу пришли на таких разных уровнях, то значит, что-то было неправильно сделано в предыдущие семь лет...
- Но теперь ведь надо их как-то "подтягивать"?
- Надо, но этого не происходит. В потоковой системе с сильными потоками работают лучшие учителя. Уж если на то пошло, для того, чтобы система работала, с более слабыми потоками должны работать более сильные учителя...
- Знаешь, Влад, я помню, как ты в школе возмущался, когда кто-то такие идеи высказывал...
- Ну да, потому что мне-то было хорошо так, как было. Ты пойми, я всецело за саму идею, идея выглядит очень красиво, но не работает!

Я очень хочу это все обсудить, когда дочитаю/дослушаю, так что призываю присоединяться!

Comments

forest1333
Feb. 17th, 2015 09:12 pm (UTC)
Затем, что у этих людей есть большие амбиции. У слабых их часто нет. И тут мы упираемся в вопрос: а школа - она для кого? Для сильных или для слабых? Или она для всех? Вот если школа для всех, так может и стоит отделить сильных от слабых и пусть все они своим путём достигают того, что задумали. Сильные - больших высот, слабые - небольших, но не менее ценных высот.
all_that
Feb. 18th, 2015 12:33 am (UTC)
Ниже привели пару контрпримеров: учительница, заинтересовавшая весь класс и всех научившая хорошо, и ребенок, для которого любой намек на этикетку "слабый класс" — это стигма.

Если в целом, то всегда велик процент "непроснувшихся" детей и подростков. Сбрасывать их со счетов несколько самонадеянно, а может быть и жестоко. По каким критериям делить на слабых и сильных? Кто это решает и вообще на каком основании? А если этот ребенок "проснется" только через год или два, а к тому времени уже очень много будет упущено? А если этот ребенок сейчас хочет быть парикмахером, а через год заинтересуется биохимией?

Проводились эксперименты, в которых класс делился на две группы совершенно случайным образом, но учителям говорили, что дети прошли тестирование и вот эта группа сильная, а вот эта — слабая. С одними и теми же учителями классы давали разные результаты. Ожидания учителей действительно очень сильно действуют на учеников.

Я понимаю, что весь Ваш опыт кричит о том, что нужно давать шанс сильным. Ну а какие классы были у Вашей бабушки? Обычно у сильных преподавателей и классы получаются сильные:)
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 02:01 am (UTC)
Спасибо за пример с делением классов! Я про него не слышала. Если Вы вдруг случайно найдете, где про это написано, это будет замечательно.
ryrma
Feb. 18th, 2015 04:12 am (UTC)
Я думаю, что речь идет о классике - "Pigmalion in the Classroom", 1968 год. Хотя там, конечно, никаких групп не было, и учителям говорили совсем не это.

http://www.amazon.com/Pygmalion-Classroom-Expectation-Intellectual-Development/dp/1904424066
https://www.uni-muenster.de/imperia/md/content/psyifp/aeechterhoff/sommersemester2012/schluesselstudiendersozialpsychologiea/rosenthal_jacobson_pygmalionclassroom_urbrev1968.pdf (кратко)

Вообще про expectations self-fulfiling prophecy публикаций много (и результаты - аккурат такие, как мы могли бы ожидать). Но проблема-то как раз в том, что expectations должны соответствовать уровню ребенка: планочка должна быть чуть-чуть выше, чем ему комфортабельно. Если класс очень разный по развитию, то только очень талантливый, неденивый и хорошо обученный учитель смог бы такое продвинуть. In real life, увы... планочка ставится всем одинаковая (причем в свете многолетней борьбы за self-esteem - заведомо заниженная).
all_that
Feb. 18th, 2015 07:53 am (UTC)
Конкретно про это исследование не могу найти информацию (смотрела в научно-популярной передаче), зато нашла подробный разбор исследований об учительских ожиданиях и об "эффекте Пигмалиона": http://www.rci.rutgers.edu/~jussim/Teacher%20Expectations%20PSPR%202005.pdf.
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 02:05 pm (UTC)
спасибо!
forest1333
Feb. 18th, 2015 01:49 pm (UTC)
>>для которого любой намек на этикетку "слабый класс" — это стигма.

Значит это не должно быть стигмой. Это как в спорте - есть спортсмены более сильные, а есть более слабые. Есть те, кто может поднять условно 100 кг, а есть - кто только 70. Но это не повод подвергать остракизму последнего. Западное общество очень много стигм смогло преодолеть, справится и с этой.

>>Если в целом, то всегда велик процент "непроснувшихся" детей и подростков. Сбрасывать их со счетов несколько самонадеянно, а может быть и жестоко.

А ещё бывают случаи, когда родители имеют завышенные ожидания от своих детей. Лепят из них гениев и ломают им жизнь нагрузками, которые те объективно не тянут.

>>Ну а какие классы были у Вашей бабушки?

За 37 лет работы - разные. Но она в своей работе всегда пыталась занять чем-то каждого ученика, чтобы никто не сидел без дела. Факультативы любила проводить. Если у неё было классное руководство - она всегда к этому ответственно подходила. Если кто-то прогуливать начинал или успеваемость начинала хромать - сразу звонила родителям лично. Я вообще ей очень горжусь. Она твёрдый профессионал.
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 05:09 am (UTC)
Хорошо, так если у них амбиции (что не равно способностям и не всегда идет рядом), то что им мешает что-то делать - узнавать дополнительно?

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow