?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В книге "Финские уроки" меня более всего поразило то, что в финском образовании нет "потоков", что всех учат по одной программе, и что это считается одной из причин успеха. Я не могла это никак "проработать", а теперь я начала читать (и не только начала, но уже существенно углубилась) книгу "Плоский мир и образование", и по этому поводу у меня происходит еще один взрыв мозга на ту же тему.

Вот честно, я всегда считала tracking - наличие разных потоков для детей с разными уровнями знания и способностями - очень правильным и важным достижением американского образования. А тут мне уже во второй книжке с цифрами в руках объясняют, что все не так.... Я еще раз напишу про эту книгу, когда закончу ее читать (тот редкий случай, когда я купила для синхоронного чтения и аудиокнигу, и кинделовую), а пока вот завязла на этой переоценке ценностей.

Одна из вещей, которые меня просто поразили - рассказ о том, что система "потоков" была введена в начале 20 века в связи с большим притоком иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Они считались неспособными к обучению, в отличие от англо-саксов и "тевтонов", и ученые мужи и политики на полном серьезе писали, что и не надо пытаться их учить, а надо им дать какие-то полезные для дела навыки в зубы и вперед.

Неделю назад, когда Влад заезжал повидаться с Б., я к нему пристала с тем же самым вопросом: что он про это думает?

- Они все правильно говорят. Из того факта, что лично мне потоковая система помогла, не следует, что она хорошая и правильная. Мне лично - да, но вообще, в целом - она не работает так, как была задумана. Понимаешь, люди, которые попадают в более низкие потоки - они же знают, что они - "не лучшие", и это не может не накладывать отпечаток на их мотивацию. Вот помнишь, как меня выгнали из продвинутого класса по математике, потому что я домашние задания не делал? Я сразу почувствовал, как в другом потоке отношение другое. Причем не только у учеников - учителя тоже подсознательно меняют свои ожидания.
- Да, но если люди "не тянут"...
- Смотри, когда начинается деление на потоки - в седьмом классе, так? Если ученики к седьмому классу пришли на таких разных уровнях, то значит, что-то было неправильно сделано в предыдущие семь лет...
- Но теперь ведь надо их как-то "подтягивать"?
- Надо, но этого не происходит. В потоковой системе с сильными потоками работают лучшие учителя. Уж если на то пошло, для того, чтобы система работала, с более слабыми потоками должны работать более сильные учителя...
- Знаешь, Влад, я помню, как ты в школе возмущался, когда кто-то такие идеи высказывал...
- Ну да, потому что мне-то было хорошо так, как было. Ты пойми, я всецело за саму идею, идея выглядит очень красиво, но не работает!

Я очень хочу это все обсудить, когда дочитаю/дослушаю, так что призываю присоединяться!

Comments

forest1333
Feb. 17th, 2015 07:36 pm (UTC)
Просто я в своих суждениях опираюсь на мой собственный негативный опыт. У меня в школе математичка была такая. Большую часть времени она посвящала тому, чтобы объяснить материал каждому человеку, вплоть до самого последнего двоечника, которому эта математика вообще до лампочки. В итоге полкласса сидит и плюёт в потолок, пока она перед дураками распинается. Меня она никогда не вызывала к доске, аргументируя это примерно так: ты сейчас выйдешь, за полминуты напишешь решение, ничего не объяснив побуквенно и не разжевав для самых тупых. В итоге она вызывала к доске чуть ли не самых слабых и по полчаса мурыжила с ними какую-нибудь элементарную задачу, пока я сидел плевал в потолок. Меня это дико раздражало.
all_that
Feb. 17th, 2015 08:26 pm (UTC)
Очень понимаю. А после контрольных выставляли из класса. Если коротко, то можно уроки устраивать совсем по-другому, с дополнительными или даже просто разными заданиями и т.д.

Вообще все изменения в системе образования должны подкрепляться методиками преподавания. Когда преподавателям не дают соответствующих знаний и навыков (или они сами не хотят переучиваться), получается не очень хорошо. А образование преподавателей — это отдельная большая тема, жаль, что о ней почти совсем не говорят.
forest1333
Feb. 17th, 2015 08:55 pm (UTC)
Вот тут мне кажется, впору обсудить не мотивацию учащихся учиться, а мотивацию педагогов реализовывать индивидуальный подход к обучению, составлять авторский учебный план. Сейчас ведь учителя часто ленятся, купят пособие для учителя - там уже всё планирование расписано, общий шаблон. По нему и шпарят. А у меня вот бабушка, например, 37 лет в школе проработала учителем математики. Начинала ещё в 60-е. За первые несколько лет выработала свою методику, написала своё планирование с 5 по 11 класс, и всю жизнь работала по нему. Стала педагогом высшей категории, её в РОНО очень уважали. Профессия учителя в советское время больше уважалась. Нынешним учителям не хватает этого ощущения престижности своей профессии. А не хватает в первую очередь потому, что платят за неё неважно. Потому и мотивация создавать что-то своё, авторское, очень низка.
all_that
Feb. 17th, 2015 11:17 pm (UTC)
Скажу по секрету, что преподавателей очень трудно учить:) Чаще всего кто любит и умеет преподавать, тот и учится с удовольствием и продуктивно. "А когда наоборот — плохо." Плюс профессиональная деформация, когда уже привык вещать:)

Про мотивацию преподавателей послушать всегда интересно:) У нас преподаватели в государственных школах зарабатывают просто неприлично много:) Но это, к сожалению, не решает проблему, все равно постоянный процент проходимцев, которым только эта зарплата и нужна. Не хватает качественной и стандартной подготовки.
3eta
Feb. 17th, 2015 10:40 pm (UTC)
Ужасный опыт, согласна. Но учителя не должны так работать, и всегда есть возможность дать более сложные задачки одаренным ученикам, пока разжевываешь что-то отстающим. И затем одаренных наградить освобождением от контрольной или экзамена, поскольку они перерешали половину Сканави.
olgau
Feb. 17th, 2015 11:12 pm (UTC)
У нас еще проще было. На доске висели номера для класса, потом дополнительные для класса (типа Сканави), а потом домашняя работа. После объяснения все могли сидеть и решать подряд. Сильные всегда успевали решить и классное, и дополнительное и домашнюю работу (и у них была мотивация все закончить на уроке), в то время как учитель неспеша разбирала работы с учениками послабее. И все были довольны. И ничего сложного для учителя ;-)
kpakoqu
Apr. 15th, 2015 12:38 pm (UTC)
Даже в профиль Ваш заглянула: нет, ничего общего, это явно была не моя школа и не моя математичка) Значит, вполне себе общепринятая практика, наша делала ровно так же: решил общее - делаешь "со звёздочкой" (повышенной сложности), потом - домашку.
olgau
Feb. 17th, 2015 11:09 pm (UTC)
Кстати напомнили мне. У меня была чудесная учительница математики в школе! Она всегда занимала и самых сильных учеников, и объясняла материал так, что у нас в классе практически ВСЕ любили математику и понимали ее! Хотя по другим предметам, типа физики и химии разброс в оценках был очень большой.
Это в тему о "тупых" и "умных". От учителя зависит ОЧЕНЬ многое!
3eta
Feb. 18th, 2015 12:42 am (UTC)
Согласна с каждым словом!
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 02:05 am (UTC)
да, и я думаю, что в этом и есть основная мысль обоих книжек, которые я сейчас пытаюсь переосмыслить:)

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow