?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В книге "Финские уроки" меня более всего поразило то, что в финском образовании нет "потоков", что всех учат по одной программе, и что это считается одной из причин успеха. Я не могла это никак "проработать", а теперь я начала читать (и не только начала, но уже существенно углубилась) книгу "Плоский мир и образование", и по этому поводу у меня происходит еще один взрыв мозга на ту же тему.

Вот честно, я всегда считала tracking - наличие разных потоков для детей с разными уровнями знания и способностями - очень правильным и важным достижением американского образования. А тут мне уже во второй книжке с цифрами в руках объясняют, что все не так.... Я еще раз напишу про эту книгу, когда закончу ее читать (тот редкий случай, когда я купила для синхоронного чтения и аудиокнигу, и кинделовую), а пока вот завязла на этой переоценке ценностей.

Одна из вещей, которые меня просто поразили - рассказ о том, что система "потоков" была введена в начале 20 века в связи с большим притоком иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Они считались неспособными к обучению, в отличие от англо-саксов и "тевтонов", и ученые мужи и политики на полном серьезе писали, что и не надо пытаться их учить, а надо им дать какие-то полезные для дела навыки в зубы и вперед.

Неделю назад, когда Влад заезжал повидаться с Б., я к нему пристала с тем же самым вопросом: что он про это думает?

- Они все правильно говорят. Из того факта, что лично мне потоковая система помогла, не следует, что она хорошая и правильная. Мне лично - да, но вообще, в целом - она не работает так, как была задумана. Понимаешь, люди, которые попадают в более низкие потоки - они же знают, что они - "не лучшие", и это не может не накладывать отпечаток на их мотивацию. Вот помнишь, как меня выгнали из продвинутого класса по математике, потому что я домашние задания не делал? Я сразу почувствовал, как в другом потоке отношение другое. Причем не только у учеников - учителя тоже подсознательно меняют свои ожидания.
- Да, но если люди "не тянут"...
- Смотри, когда начинается деление на потоки - в седьмом классе, так? Если ученики к седьмому классу пришли на таких разных уровнях, то значит, что-то было неправильно сделано в предыдущие семь лет...
- Но теперь ведь надо их как-то "подтягивать"?
- Надо, но этого не происходит. В потоковой системе с сильными потоками работают лучшие учителя. Уж если на то пошло, для того, чтобы система работала, с более слабыми потоками должны работать более сильные учителя...
- Знаешь, Влад, я помню, как ты в школе возмущался, когда кто-то такие идеи высказывал...
- Ну да, потому что мне-то было хорошо так, как было. Ты пойми, я всецело за саму идею, идея выглядит очень красиво, но не работает!

Я очень хочу это все обсудить, когда дочитаю/дослушаю, так что призываю присоединяться!

Comments

all_that
Feb. 17th, 2015 07:01 pm (UTC)
Как преподаватель могу Вам сказать, что групп, где у всех были бы одинаковые способности, практически не бывает. Как ни сортируй, "некоторые равнее":) К тому же способности — понятие многомерное, один любит упорно работать каждый день, другой брать наскоком, у одного хромает логика, у другого логика такая жесткая, что не бывает озарений, один видит целое и не умеет сформулировать отдельные этапы, другой закапывается в деталях — кто способнее? Не говоря уже о том, что у всех разная память, подвешенность языка и устойчивость к стрессу (одна моя студентка была самой сильной в классе, но на экзаменах ее практически выворачивало наизнанку, она совсем ничего не могла ни написать, ни рассказать). Понятно, что можно разделять на уровни приблизительно. Но вот "оказаться среди своих" очень сложно, такие коллективы подбираются поштучно, особенно разборчивыми учителями или помешанными на совершенстве руководителями.


С другой стороны, работать с разными уровнями в классе — навык, которому надо специально учиться. Такой урок совершенно по-другому строится: и задания многоуровневые, и роли у студентов разные, и даже временные рамки разные, и способы исправлять ошибки. Студент не должен скучать без дела на занятии:)
forest1333
Feb. 17th, 2015 07:36 pm (UTC)
Просто я в своих суждениях опираюсь на мой собственный негативный опыт. У меня в школе математичка была такая. Большую часть времени она посвящала тому, чтобы объяснить материал каждому человеку, вплоть до самого последнего двоечника, которому эта математика вообще до лампочки. В итоге полкласса сидит и плюёт в потолок, пока она перед дураками распинается. Меня она никогда не вызывала к доске, аргументируя это примерно так: ты сейчас выйдешь, за полминуты напишешь решение, ничего не объяснив побуквенно и не разжевав для самых тупых. В итоге она вызывала к доске чуть ли не самых слабых и по полчаса мурыжила с ними какую-нибудь элементарную задачу, пока я сидел плевал в потолок. Меня это дико раздражало.
all_that
Feb. 17th, 2015 08:26 pm (UTC)
Очень понимаю. А после контрольных выставляли из класса. Если коротко, то можно уроки устраивать совсем по-другому, с дополнительными или даже просто разными заданиями и т.д.

Вообще все изменения в системе образования должны подкрепляться методиками преподавания. Когда преподавателям не дают соответствующих знаний и навыков (или они сами не хотят переучиваться), получается не очень хорошо. А образование преподавателей — это отдельная большая тема, жаль, что о ней почти совсем не говорят.
forest1333
Feb. 17th, 2015 08:55 pm (UTC)
Вот тут мне кажется, впору обсудить не мотивацию учащихся учиться, а мотивацию педагогов реализовывать индивидуальный подход к обучению, составлять авторский учебный план. Сейчас ведь учителя часто ленятся, купят пособие для учителя - там уже всё планирование расписано, общий шаблон. По нему и шпарят. А у меня вот бабушка, например, 37 лет в школе проработала учителем математики. Начинала ещё в 60-е. За первые несколько лет выработала свою методику, написала своё планирование с 5 по 11 класс, и всю жизнь работала по нему. Стала педагогом высшей категории, её в РОНО очень уважали. Профессия учителя в советское время больше уважалась. Нынешним учителям не хватает этого ощущения престижности своей профессии. А не хватает в первую очередь потому, что платят за неё неважно. Потому и мотивация создавать что-то своё, авторское, очень низка.
all_that
Feb. 17th, 2015 11:17 pm (UTC)
Скажу по секрету, что преподавателей очень трудно учить:) Чаще всего кто любит и умеет преподавать, тот и учится с удовольствием и продуктивно. "А когда наоборот — плохо." Плюс профессиональная деформация, когда уже привык вещать:)

Про мотивацию преподавателей послушать всегда интересно:) У нас преподаватели в государственных школах зарабатывают просто неприлично много:) Но это, к сожалению, не решает проблему, все равно постоянный процент проходимцев, которым только эта зарплата и нужна. Не хватает качественной и стандартной подготовки.
3eta
Feb. 17th, 2015 10:40 pm (UTC)
Ужасный опыт, согласна. Но учителя не должны так работать, и всегда есть возможность дать более сложные задачки одаренным ученикам, пока разжевываешь что-то отстающим. И затем одаренных наградить освобождением от контрольной или экзамена, поскольку они перерешали половину Сканави.
olgau
Feb. 17th, 2015 11:12 pm (UTC)
У нас еще проще было. На доске висели номера для класса, потом дополнительные для класса (типа Сканави), а потом домашняя работа. После объяснения все могли сидеть и решать подряд. Сильные всегда успевали решить и классное, и дополнительное и домашнюю работу (и у них была мотивация все закончить на уроке), в то время как учитель неспеша разбирала работы с учениками послабее. И все были довольны. И ничего сложного для учителя ;-)
kpakoqu
Apr. 15th, 2015 12:38 pm (UTC)
Даже в профиль Ваш заглянула: нет, ничего общего, это явно была не моя школа и не моя математичка) Значит, вполне себе общепринятая практика, наша делала ровно так же: решил общее - делаешь "со звёздочкой" (повышенной сложности), потом - домашку.
olgau
Feb. 17th, 2015 11:09 pm (UTC)
Кстати напомнили мне. У меня была чудесная учительница математики в школе! Она всегда занимала и самых сильных учеников, и объясняла материал так, что у нас в классе практически ВСЕ любили математику и понимали ее! Хотя по другим предметам, типа физики и химии разброс в оценках был очень большой.
Это в тему о "тупых" и "умных". От учителя зависит ОЧЕНЬ многое!
3eta
Feb. 18th, 2015 12:42 am (UTC)
Согласна с каждым словом!
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 02:05 am (UTC)
да, и я думаю, что в этом и есть основная мысль обоих книжек, которые я сейчас пытаюсь переосмыслить:)

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow