?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В книге "Финские уроки" меня более всего поразило то, что в финском образовании нет "потоков", что всех учат по одной программе, и что это считается одной из причин успеха. Я не могла это никак "проработать", а теперь я начала читать (и не только начала, но уже существенно углубилась) книгу "Плоский мир и образование", и по этому поводу у меня происходит еще один взрыв мозга на ту же тему.

Вот честно, я всегда считала tracking - наличие разных потоков для детей с разными уровнями знания и способностями - очень правильным и важным достижением американского образования. А тут мне уже во второй книжке с цифрами в руках объясняют, что все не так.... Я еще раз напишу про эту книгу, когда закончу ее читать (тот редкий случай, когда я купила для синхоронного чтения и аудиокнигу, и кинделовую), а пока вот завязла на этой переоценке ценностей.

Одна из вещей, которые меня просто поразили - рассказ о том, что система "потоков" была введена в начале 20 века в связи с большим притоком иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Они считались неспособными к обучению, в отличие от англо-саксов и "тевтонов", и ученые мужи и политики на полном серьезе писали, что и не надо пытаться их учить, а надо им дать какие-то полезные для дела навыки в зубы и вперед.

Неделю назад, когда Влад заезжал повидаться с Б., я к нему пристала с тем же самым вопросом: что он про это думает?

- Они все правильно говорят. Из того факта, что лично мне потоковая система помогла, не следует, что она хорошая и правильная. Мне лично - да, но вообще, в целом - она не работает так, как была задумана. Понимаешь, люди, которые попадают в более низкие потоки - они же знают, что они - "не лучшие", и это не может не накладывать отпечаток на их мотивацию. Вот помнишь, как меня выгнали из продвинутого класса по математике, потому что я домашние задания не делал? Я сразу почувствовал, как в другом потоке отношение другое. Причем не только у учеников - учителя тоже подсознательно меняют свои ожидания.
- Да, но если люди "не тянут"...
- Смотри, когда начинается деление на потоки - в седьмом классе, так? Если ученики к седьмому классу пришли на таких разных уровнях, то значит, что-то было неправильно сделано в предыдущие семь лет...
- Но теперь ведь надо их как-то "подтягивать"?
- Надо, но этого не происходит. В потоковой системе с сильными потоками работают лучшие учителя. Уж если на то пошло, для того, чтобы система работала, с более слабыми потоками должны работать более сильные учителя...
- Знаешь, Влад, я помню, как ты в школе возмущался, когда кто-то такие идеи высказывал...
- Ну да, потому что мне-то было хорошо так, как было. Ты пойми, я всецело за саму идею, идея выглядит очень красиво, но не работает!

Я очень хочу это все обсудить, когда дочитаю/дослушаю, так что призываю присоединяться!

Comments

3eta
Feb. 17th, 2015 06:28 pm (UTC)
Менеджеры в институтах не только оптимизацию механического процесса учат, но и мотивацию, социаологию и психологию. Поскольку на производительность труда влияет все вместе. Про эффект Хоторна слышали? :)
Оптимальный процесс - это когда мы при наименьших трудозатратах получаем наилучший результат. При обучении 20 детей по одной схеме мы получаем 20 среднеобученных, при обучении по потокам - 5 очень успешных, десять середнячков и 5 катастрофически отставших. Так ли лучше второй результат, учитывая, что он - дороже?
forest1333
Feb. 17th, 2015 06:38 pm (UTC)
Не согласен насчёт результатов второго случая. Если мы обучаем 5 человек, равных между собой по уровню способностей, почему они отстающие? Нет, если сравнивать с 5 успешными - то да, они будут слабее, но учись они вместе с сильным, они были бы ещё слабее, потому что их время было бы расходовано неэффективно. А если все 5 слабы, то учитель может разжевать тему подробно, не боясь, что умные ребята будут скучать без дела.

Edited at 2015-02-17 06:38 pm (UTC)
3eta
Feb. 17th, 2015 06:41 pm (UTC)
По факту мы получаем, что учитель дает отстающим просто облегченную программу, но количество часов-то остается прежним. То есть по аттестату многие из них могут выйти на четверки и пятерки, но по факту это знания будут далеко не того уровня, что у детей из продвинутого класса. То есть пяток выбьется в лидеры, просто на фоне ослабевшей конкуренции и станет тем самым "середнячком", а еще пяток отстанет еще больше, потому что мотивация от того, что их формально записали в неспособные и отстающие упадет ниже плинтуса.
forest1333
Feb. 17th, 2015 06:47 pm (UTC)
>>но по факту это знания будут далеко не того уровня, что у детей из продвинутого класса

А они и не смогут достичь уровня детей из продвинутого класса. В какой класс их ни сажай. Задача в том, чтобы научить их тому, чему они смогут научиться. Не надо пытаться впихнуть в них то, что в них не влезет. Надо максимально использовать те их способности, которые у них есть де факто, а не пытаться сравнять их с общим стандартом. А после школы они уже себя найдут сами. Пойдут учиться и работать туда, где будет легче лично им.
3eta
Feb. 17th, 2015 06:52 pm (UTC)
Вы исходите из того, что эти дети заведомо необучаемы. А Хетти как раз в своем посте и говорит, что так думали в свое время, например, про детей эмигрантов. Проблема же в том, что отстающие необязательно менее способные. Просто кто-то тему "проболел", кто-то какой-то конкретный кусок не понял, со следующей, завязанной на предыдущей теме, уже тяжелее, и пошло-поехало, человек скатывается в троечники. Если его после этого еще и отправить в более слабый класс, то все, человек может быть потерян для системы.
В советское время, я читала, была система буксиров: когда успевающий ребенок берет на буксир отстающего и помогает ему разобраться с непонятными моментами. Не знаю, насколько эта система была эффективна, но налицо осознание проблемы и попытка решить ее оптимально, без привлечения дополнительного времени учителей.
forest1333
Feb. 17th, 2015 07:14 pm (UTC)
Вот вы сейчас ключевой момент ухватили за хвост, я как раз о нём собирался сказать.

Вы, и Хетти, и Влад исходите из мысли что абсолютно все дети тайно хотят быть суперуспешными и зашибать миллионы. Это, как мне кажется, чисто западная фишка, такой тип мышления, который не допускает мысли, что кому-то не нужен успех, растиражированный книжками о популярной психологии. Что есть люди, которые не хотят быть министрами, главами банков и транснациональных корпораций. Они хотят быть шофёрами, работниками общепита, охранниками, полицейскими, секретарями, пожарными, риэлторами. Все эти профессии воспринимаются либо как нечто временное, либо как нечто несерьёзное. Эти профессии в западном понимании не могут быть целью, они могут быть лишь временным, промежуточным вариантом. Между тем, у меня в классе, например, был такой мальчик. Не самый глупый, кстати, но учился ниже среднего. Я ему часто говорил: Илюх, ты вот неглупый парень, ну возьмись ты за мозги, ты же можешь учиться на отлично или хотя бы хорошо. А он мне говорит: а зачем? Я шофёром стать хочу. Я, говорит, звёзд с неба не хватаю, мне вот машины нравятся. И действительно, после школы он пошёл в автотранспортный техникум, закончил, получил все 4 категории на вождение, сейчас работает водителем маршрутки и он счастлив! Понимаете? Это совершенно иной тип мышления, для западного человека, мне кажется, это вообще дикость - хотеть стать водителем маршрутки. И таких людей, я уверен, немало. Они себя трезво оценивают, им плевать на наши с вами либеральные теории о том, что всем людям поровну мозгов отсыпано и высоких достижений может добиться каждый при должном уровне стараний. Они хотят работать на простой бытовой работе. И их профессии тоже крайне нужны и важны, но объективно не требуют высоких знаний. И эти люди это понимают. А мы с вами вокруг них носимся, пытаемся реализовать в них свои мечты.
bird_rare
Feb. 17th, 2015 08:01 pm (UTC)
Все правильно, США слишком ориентированны на то, чтобы все шли в колледж. При этом уровень высшего образования падает и многие выпускники не могут найти работу. Совершенно точно так не должно быть. Нужны хорошие водопроводчики, электрики и т.д. Даже парикмахеры для собак нужны!(Это я нашего тузика сегодня на стрижку записала, мастер великолепный, знает и любит собак и у мне и в голову не придет его не уважать за то, что он в супер-пупер колледже не учился.) Мне нравится швейцарская идея(по-рассказам друзей швейцарцев), что такие профессии тоже очень уважаемы и обучают желающих стать маляром, к примеру, не только малярному мастерству(и очень серьезно), но и основам бизнеса, чтобы самые продвинутые со временем ногли начать свое дело.
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 05:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 18th, 2015 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 03:24 pm (UTC) - Expand
3eta
Feb. 17th, 2015 10:38 pm (UTC)
Извините, но это вы мне вложили слова про то, что успешный - значит богатый или топ-менеджер. Я этого не говорила. В моем понимании, успешный - это гармонично развитый человек, который добился того, чего хотел. Ботаник без личной жизни в эту категорию не попадает ровно так же, как и человек, у которого не получилось поступить в ВУЗ его мечты и приобрести профессию, которую хотелось, просто потому что родителям было наплевать на его оценка, а сам он слишком поздно осознал, как важно хорошо учиться.
Что мешает шоферу учиться на тройки в однопотоковом классе с сильными учениками? Да ничего. И класс не будет отставать, потому что ему не интересно задавать учителю вопросы и пытаться разобраться, вникнуть. Ему машины интересны, как вы сами заметили, и тройки его вполне устроят.
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Feb. 17th, 2015 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Feb. 18th, 2015 12:41 am (UTC) - Expand
ryrma
Feb. 18th, 2015 04:35 am (UTC)
Вы знаете - попав в Штаты, я обнаружила, что большинства "западных фишек" (как мы их представляли) тут практически нет.

И американские дети вполне в промышленных масштабах планируют стать шофёрами, полицейскими и тем более риэлторами. И что интересно - родители их вполне поддерживают (кстати, вот как раз у родителей-иммигрантов, особенно азиатов, толерантность к таким планам заниженная). А тут - представьте - на полном серьезе считают, что всякий труд почетен. Социализм прямо! :-)

Мне вот только что пара американцев рассказывла о своих детях. Девочка Мастера (магистра т.е.) вот только что получила, мальчик наконец-то "нашел себя" и устроился в программу, которая готовит водопроводчиков. Правда, там пять лет учиться, но ничего, он справится, главное - теперь с удовольствием учится, не то что было в университете... Обоими детьми гордятся одинаково, ага. Такой вот "тип мышления".
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 05:18 am (UTC) - Expand
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 05:02 am (UTC)
Я присоединяюсь к ответу 3eta :). Хорошо учиться надо не для того, чтобы стать богатым-знаменитым. Это две абсолютно несвязанные вещи. Влад тоже, кстати, был безумно горд, когда получил сертификат автомеханика и пошел работать. И вся школа им гордилась! И директор мистер Стайгер его всем гостям демонстрировал :))
(no subject) - forest1333 - Feb. 18th, 2015 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 18th, 2015 01:53 pm (UTC) - Expand
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 04:57 am (UTC)
была такая система:)
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 04:57 am (UTC)
Нет, в данном случае Вы неправы. И на это есть много разной статистики. В этой книжке, в частности.
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 04:56 am (UTC)
да.
bird_rare
Feb. 17th, 2015 07:47 pm (UTC)
А почему второй вариан считается "провальным". Очень успешные - скорее всего лидеры, а они нужны в любом обществе, на них часто держится прогресс. Я, конечно, против "катастрофически отставщих", но без лидеров тоже не хотелось бы.
3eta
Feb. 17th, 2015 09:43 pm (UTC)
ок, как раз необязательно лидеры. могут быть просто ботаны-задроты под строгим надзором родителей, которым, ввиду потоковой системы, дали усложненную программу и они на момент поступления в ВУЗ знали больше или сдали вступительные экзамены лучше.
с успешностью по жизни или в работе учеба в школе коррелирует весьма опосредованно. но тут, опять же, интересно спросить у финнов что они считают критерием успеха.

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow