?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В книге "Финские уроки" меня более всего поразило то, что в финском образовании нет "потоков", что всех учат по одной программе, и что это считается одной из причин успеха. Я не могла это никак "проработать", а теперь я начала читать (и не только начала, но уже существенно углубилась) книгу "Плоский мир и образование", и по этому поводу у меня происходит еще один взрыв мозга на ту же тему.

Вот честно, я всегда считала tracking - наличие разных потоков для детей с разными уровнями знания и способностями - очень правильным и важным достижением американского образования. А тут мне уже во второй книжке с цифрами в руках объясняют, что все не так.... Я еще раз напишу про эту книгу, когда закончу ее читать (тот редкий случай, когда я купила для синхоронного чтения и аудиокнигу, и кинделовую), а пока вот завязла на этой переоценке ценностей.

Одна из вещей, которые меня просто поразили - рассказ о том, что система "потоков" была введена в начале 20 века в связи с большим притоком иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Они считались неспособными к обучению, в отличие от англо-саксов и "тевтонов", и ученые мужи и политики на полном серьезе писали, что и не надо пытаться их учить, а надо им дать какие-то полезные для дела навыки в зубы и вперед.

Неделю назад, когда Влад заезжал повидаться с Б., я к нему пристала с тем же самым вопросом: что он про это думает?

- Они все правильно говорят. Из того факта, что лично мне потоковая система помогла, не следует, что она хорошая и правильная. Мне лично - да, но вообще, в целом - она не работает так, как была задумана. Понимаешь, люди, которые попадают в более низкие потоки - они же знают, что они - "не лучшие", и это не может не накладывать отпечаток на их мотивацию. Вот помнишь, как меня выгнали из продвинутого класса по математике, потому что я домашние задания не делал? Я сразу почувствовал, как в другом потоке отношение другое. Причем не только у учеников - учителя тоже подсознательно меняют свои ожидания.
- Да, но если люди "не тянут"...
- Смотри, когда начинается деление на потоки - в седьмом классе, так? Если ученики к седьмому классу пришли на таких разных уровнях, то значит, что-то было неправильно сделано в предыдущие семь лет...
- Но теперь ведь надо их как-то "подтягивать"?
- Надо, но этого не происходит. В потоковой системе с сильными потоками работают лучшие учителя. Уж если на то пошло, для того, чтобы система работала, с более слабыми потоками должны работать более сильные учителя...
- Знаешь, Влад, я помню, как ты в школе возмущался, когда кто-то такие идеи высказывал...
- Ну да, потому что мне-то было хорошо так, как было. Ты пойми, я всецело за саму идею, идея выглядит очень красиво, но не работает!

Я очень хочу это все обсудить, когда дочитаю/дослушаю, так что призываю присоединяться!

Comments

olgau
Feb. 17th, 2015 05:51 pm (UTC)
Не читал, но осуждаю :-)
Мне не нравится потоковая система в принципе. И я рада, что у нас в Канаде ее почти нет. Только в старшей школе и очень мало. И что у нас тут до 10 класс включительно - обязательных набор предметов, все учат и историю, и сайнсы, и франц. язык с математикой. Мне вообще всегда нравилось в СССР, что нас всех всему учили и на одном уровне. И кстати, у меня из класса большинство поступило в вузы сразу, а были «троешники», которые сначала не пошли, а лет через 5-10 многие из них тоже получили высшее образование, когда «созрели», или когда потребовалось... Худшая «потоковость», которую лично я знаю, это в Германии, где детей «насильно» (без участия мнения родителей (сейчс это немножко меняется)) направляют в разные школы после 4 класса! И только ученики «высшей» школы-гимназии имеют потом возмоность поступить в университет. Даже после 2-ой школы «реального училища», надо несколько лет потом «догонять», да и то только в технический вуз можно попасть. А что такое 4-ый класс?!!! Многие мальчики просто еще «не созрели» к этому возрасту.
Мне не совсем понятна потоковость в Штатах, я постоянно читаю у друзей когда дети уже в средней школе берут математику чуть ли не конца старшей школы и потом университетские курсы... С одной стороны это хорошо, т.к. позволяет талантливым детям не сидеть на месте, а с другой – зачем эта гонка, и будут ли знания... глубокими (прорешенными)... при таком подходе?
ryrma
Feb. 17th, 2015 08:03 pm (UTC)
А что такое "прорешенные" знания?
olgau
Feb. 17th, 2015 08:15 pm (UTC)
:-)
Я просто думаю, если программа составлена последовательно, то быстрое по ней "проскакивание" насколько глубоко запомниться?
Т.е. если мы математику решали и решали по кругу, даже когда уже хорошо ее понимали, но этим так сказать "задалбливали" надолго, то если быстро пробежать и понять, то будет ли это так же глубоко.
Это просто мысли у меня, сомнения, совершенно не утверждаю что это должно быть плохо :-) Возможно у каждого ребенка своя скорость этого глубокого запоминания.
ryrma
Feb. 17th, 2015 09:21 pm (UTC)
Ага, у каждого - своя скорость. И разная нужда в "прорешивании".

А избыточное "прорешивание" (drills, дрессировка) - даже вредно. Особенно для сильных учеников.
bird_rare
Feb. 17th, 2015 08:14 pm (UTC)
Мы знаем реальных людей из Швейцарии(у них похожая на немецкую система), которые не только после "реального училища" попали в вуз, но и защитили диссертацию и стали профессорами в престижных университетах.
А в Канаде на уровне не разделяют совсем? Понятно, что есть обязательный набор предметов, но и он же может быть на разных уровнях.
olgau
Feb. 17th, 2015 08:17 pm (UTC)
Разделяют на 2 уровня в самой старшей школе. Но "перескочить обратно" можно за 1 курс практически в любой момент.
Я не говорю что это "совсем невозможно", но реально сложно. И в Германии возмущает именно возраст разделения.
bird_rare
Feb. 17th, 2015 08:20 pm (UTC)
А как "разруливаются" ситуации, когда в одном классе дети читающие "Гарри Поттера" и picture books? Посади моих в класс, где по слогам читают, так точно убили бы у них желание учиться на всю оставщуюся жизнь.
olgau
Feb. 17th, 2015 08:28 pm (UTC)
Ops! А оказывается у нас бывает многопотоковость :-) У дочки было как раз в киндергардане и 1-2 классах – их разделяли на уровни по чтению и математике. Это работало так, что все учителя в параллели, плюс библиотекари и еще какие-то дополнительные люди вели например «чтение». В зависимости от того, книги какого уровня ты читаешь, ты шел в ту или иную группу на этот урок. Когда ты продвигался вверх, то переходил в другую группу. И примерно так же по математике. Но все учились в «обычных классах» все остальное время. Потом это прекращалось.
Я и забыла уже! Т.к. мой сын учиться в более... однородной школе и таких вещей у него не было. Дети были примерно одинаково подготовлены.
(no subject) - bird_rare - Feb. 17th, 2015 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgau - Feb. 17th, 2015 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 17th, 2015 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgau - Feb. 17th, 2015 10:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 17th, 2015 10:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ryrma - Feb. 18th, 2015 04:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - olgau - Feb. 18th, 2015 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - ryrma - Feb. 18th, 2015 04:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - olgau - Feb. 18th, 2015 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - ryrma - Feb. 18th, 2015 05:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Feb. 18th, 2015 03:08 pm (UTC) - Expand
all_that
Feb. 17th, 2015 08:37 pm (UTC)
Ну так везде есть свои Ломоносовы:) В Швейцарии действительно параллельно с университетами очень хорошо работает система "ученичества", но для перехода из одной системы в другую нужно очень постараться. Собственно, многие и стараются до 30 лет и дольше. А "выпасть из обоймы" в школе очень легко, потому что сортировка проводится в разгар пубертата. Впрочем, систему сейчас как раз меняют в сторону "беспотоковости", посмотрим, что получится.
bird_rare
Feb. 17th, 2015 09:26 pm (UTC)
Ну вот да, готовят крепких профессионалов, разве это плохо? Разве это не нужно обществу? Наша подруга - швейцарка комментировала, что такого водопроводчика, как к нем в Штатах приезжал, в Швейцарии бы выгнали взашей.
all_that
Feb. 17th, 2015 09:53 pm (UTC)
Ох, я только что заплатила 220 франков (235 долларов) за получасовой визит сантехника. Самое ужасное, что оба крана продолжают протекать.

Любой человеческий труд уважается здесь еще и потому, что он очень, очень дорого обходится.

(Для сравнения, семестр в любом государственном университете, включая Цюрихский политех, входящий в первую десятку, стоит 600 франков.)

*
Еще раз: система хорошая, но попадают в эту систему часто не сознательно, а по несчастливой случайности.

Скажу вам больше: ученичество — очень тяжелый этап в жизни, поэтому часть людей изначально идут в гимназию с мотивацией "посмотрел я, как брат пашет, и решил, что лучше еще восемь лет побью баклуши", другая часть бросает на полпути и как раз поэтому идет переучиваться.

Edited at 2015-02-17 09:55 pm (UTC)
(no subject) - bird_rare - Feb. 17th, 2015 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Feb. 17th, 2015 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 17th, 2015 10:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Feb. 17th, 2015 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 17th, 2015 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Feb. 18th, 2015 12:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 18th, 2015 12:45 am (UTC) - Expand
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 04:49 am (UTC)
Это не означает, что "по верхам", то есть, как проходят университет в средней школе, я не знаю:), а просто на пару классов вперед, особенно в той же школе - у них в точности такие же требования к домашкам, контрольным и пр., как и у тех, кому это "по возрасту". Так что не по верхам, нет.
enjoy_reading
Feb. 18th, 2015 03:24 pm (UTC)
Мне кажется, что в СССР потоковость очень даже была, причем не только в старшей школе, но и в началке: языковые школы, просто хорошие/плохие школы по району, наконец, школы (классы) коррекции.

В Германии согласна, что ужасно! Очень рано! При этом, как я понимаю (может быть и ошибаюсь) там нет единого критерия. Скорей процент от школы. Т.е. можно своевременно перейти в школу попроще, и тогда возьмут в гимназию. А если Вам не повезло не во время переехать, и из школы невысокого уровня Вы попали в хорошую школу, то шансы Вашего ребенка попасть в топ 30% упали в разы, поскольку требования уже совсем другие.
olgau
Feb. 18th, 2015 03:44 pm (UTC)
Да не везде были «языковые» и «математические» школы. Я жила в городке, где было 7 школ и все более-менее одного уровня, без каких-нибудь специализаций :-) Мне кажется это все-таки были единичные варианты в крупных городах.
enjoy_reading
Feb. 18th, 2015 07:04 pm (UTC)
Не соглашусь. Во всех крупных городах были языковые школы - с 1 класса. Почти во всех - математические с 8-9. Т.е. ни одна из 7 школ могла наверное не быть языковой, но одна из 10-15 точно была бы.

Был (и есть) еще СУНЦ, точнее их есть 4 штуки. Туда часто попадают просто деревенские ребята, отличившиеся на каких-то олипиадах.
(no subject) - olgau - Feb. 18th, 2015 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Feb. 18th, 2015 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Feb. 19th, 2015 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 19th, 2015 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Feb. 19th, 2015 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 19th, 2015 01:35 pm (UTC) - Expand

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow