?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В книге "Финские уроки" меня более всего поразило то, что в финском образовании нет "потоков", что всех учат по одной программе, и что это считается одной из причин успеха. Я не могла это никак "проработать", а теперь я начала читать (и не только начала, но уже существенно углубилась) книгу "Плоский мир и образование", и по этому поводу у меня происходит еще один взрыв мозга на ту же тему.

Вот честно, я всегда считала tracking - наличие разных потоков для детей с разными уровнями знания и способностями - очень правильным и важным достижением американского образования. А тут мне уже во второй книжке с цифрами в руках объясняют, что все не так.... Я еще раз напишу про эту книгу, когда закончу ее читать (тот редкий случай, когда я купила для синхоронного чтения и аудиокнигу, и кинделовую), а пока вот завязла на этой переоценке ценностей.

Одна из вещей, которые меня просто поразили - рассказ о том, что система "потоков" была введена в начале 20 века в связи с большим притоком иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Они считались неспособными к обучению, в отличие от англо-саксов и "тевтонов", и ученые мужи и политики на полном серьезе писали, что и не надо пытаться их учить, а надо им дать какие-то полезные для дела навыки в зубы и вперед.

Неделю назад, когда Влад заезжал повидаться с Б., я к нему пристала с тем же самым вопросом: что он про это думает?

- Они все правильно говорят. Из того факта, что лично мне потоковая система помогла, не следует, что она хорошая и правильная. Мне лично - да, но вообще, в целом - она не работает так, как была задумана. Понимаешь, люди, которые попадают в более низкие потоки - они же знают, что они - "не лучшие", и это не может не накладывать отпечаток на их мотивацию. Вот помнишь, как меня выгнали из продвинутого класса по математике, потому что я домашние задания не делал? Я сразу почувствовал, как в другом потоке отношение другое. Причем не только у учеников - учителя тоже подсознательно меняют свои ожидания.
- Да, но если люди "не тянут"...
- Смотри, когда начинается деление на потоки - в седьмом классе, так? Если ученики к седьмому классу пришли на таких разных уровнях, то значит, что-то было неправильно сделано в предыдущие семь лет...
- Но теперь ведь надо их как-то "подтягивать"?
- Надо, но этого не происходит. В потоковой системе с сильными потоками работают лучшие учителя. Уж если на то пошло, для того, чтобы система работала, с более слабыми потоками должны работать более сильные учителя...
- Знаешь, Влад, я помню, как ты в школе возмущался, когда кто-то такие идеи высказывал...
- Ну да, потому что мне-то было хорошо так, как было. Ты пойми, я всецело за саму идею, идея выглядит очень красиво, но не работает!

Я очень хочу это все обсудить, когда дочитаю/дослушаю, так что призываю присоединяться!

Comments

yankel
Feb. 17th, 2015 03:36 pm (UTC)
Кстати, я читал, что финны начинают формальное образование в 7 лет (как мы когда то начинали в Союзе), не играясь в "раннее развитие". И это тоже помогает детям учиться.



nata_for
Feb. 17th, 2015 04:16 pm (UTC)
Да, финны примерно так и делают. Дети идут в школу в то год, когда им исполняется 7, а год до того - "подготовительный класс", часто на базе садика и мало чем от садика отличающийся. Задачей подготовительного класса ставят "научить учиться" - концентрироваться, слушать, выполнять задания, работать в группах и с парах. Читать и считать в это время не учат, дают только какие-то основы, а собственно чтение начинается в школе. А все годы до того - практически без раннего развития в том плане, вкаком мы в России привыкли его понимать - то есть дети много гуляют, смотрят вокруг, наблюдают природу, читают сказки, лепят-рисуют, руками что-тоделают. И мне эта система очень нравится, мой сын пошел в школу в 7,5 с желанием учиться, и он явно дорос до нее.
yankel
Feb. 17th, 2015 04:21 pm (UTC)
Ну, в принципе, у нас была такая система в Союзе примерно до конца 80х. Я, как и большинство моих друзей, научились читать и писать в первом классе, лет в 7-8

С "ранним развитием" я столкнулся уже в Израиле. А с наиболее шизофреничным его проявлением уже в Штатах.
Но, судя по тому, что пишут френды, живущие в РФ и Украине, там это тоже модно.
nata_for
Feb. 17th, 2015 04:45 pm (UTC)
Да, в моем первом классе в 90м году примерно половина умели читать и писать, у мужа в 85м большинство учились читать в школе. И раннего развития тогда не предполагалось особенно :) А сейчас до меня долетают брызги о раннем развитии из России - это ужас какой-то, чему предлагается учить детей. Буквы и цифры еще не умеющим ходить, по-моему, идея, близкая к бредовой. Я каждый раз, как это увижу, радуюсь, что у нас такого нету даже близко.
yankel
Feb. 17th, 2015 04:50 pm (UTC)
Угу.
И самое главное: я не помню, что бы кто то из моего окружения сильно страдал от неумения читать в 4 года и брать интегралы в 5 лет.
Все мои друзья читали запоем в подростковом возрасте
nata_for
Feb. 17th, 2015 04:52 pm (UTC)
Вот вот. А детства, потраченного на обучение с пеленок, уже не вернуть. Когда еще можно будет бегать по лужам, наблюдать за муравейником, и вообще просто играть...
mme_n_b
Feb. 17th, 2015 05:03 pm (UTC)
Ну вот я сейчас бегаю по лужам (на прошлой неделе), наблюдаю за муравейниками и играю. А Повесть о Настоящем Человеке, прочитанная мною в пять лет и впечатлившая меня до глубины души, сейчас меня уже не радует.
nata_for
Feb. 17th, 2015 05:06 pm (UTC)
Я тоже с детьми много всего делаю :) Но это уже не то, радуюсь с ними и за них, а не сама. А вот книги наборот, начала воспринимать уже в более старшем возрасте. Думаю, лучше всего иметь выбор, когда можно так, а можно - иначе, когда читающему реебнку можно читать, а не желающего не нужно насиловать.
mme_n_b
Feb. 17th, 2015 05:29 pm (UTC)
Совершенно с Вами согласна. Ребенка нужно научить читать, а потом он сам выбирает читать ли, муравейник ли рассматривать, машину ли разбирать...
nata_for
Feb. 17th, 2015 05:31 pm (UTC)
И я все же дополню - если он не хочет читать - насиловать не надо! По крайней мере до школы незачем.
(no subject) - mme_n_b - Feb. 17th, 2015 08:56 pm (UTC) - Expand
all_that
Feb. 17th, 2015 06:07 pm (UTC)
Ну почему сразу "потраченное детство":) Я в четыре года носилась во дворе и читала запоем, лет в пять-шесть начала шить и вышивать — все как-то умещалось в сутки:) Наверное, нехорошо заставлять тех, кто не хочет, а если учить и учиться — это удовольствие и для родителей, и для ребенка? Другой пример: вижу вокруг педагогическую моцартоманию и мне это не нравится по многим причинам. Но есть ведь люди, искренне любящие классическую музыку, они могут с детьми ее слушать и комментировать, потом вместе ходить на концерты или даже что-нибудь вместе играть. Это совершенно разные подходы:)
nata_for
Feb. 18th, 2015 10:24 am (UTC)
А я вот не успевала... И рядом вижу семью, в которой дети полностью загружены развивалками. Им как не позвонишь: "Погода хорошая, пойдемте вместе в парк!", так им некогда - то рисование, то гимнастика, то языки, то еще что-то. Я недостаточно часто их вижу, чтобы сказать, как дети это воспринимают, но лично мне такой вариант кажется перебором, в моем идеальном варианте все должно быть в меру, и погулять в парке тоже надо бы успевать... Я полностью согласна с тем, что учеба должна быть в радость всем, и не дожна идти через силу, "потому что надо". И возвращаясь к теме поста, я очень рада, что финская школа никого никуда не отбирает, а принимает всех - и читающих, и наблюдающих за муравьями, и бегающих, и граюзих на скрипке... И дискомфорта при том никто не испытывает, и это - счастье.
3eta
Feb. 17th, 2015 05:53 pm (UTC)
Я страдала, что никто из моих одногруппников в саду читать не умел, и потому в группе книжек было 1-2 штуки, для декорации!
yankel
Feb. 18th, 2015 05:15 pm (UTC)
А вот таких мы дергали за косички!
3eta
Feb. 18th, 2015 07:27 pm (UTC)
:)))

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow