?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В книге "Финские уроки" меня более всего поразило то, что в финском образовании нет "потоков", что всех учат по одной программе, и что это считается одной из причин успеха. Я не могла это никак "проработать", а теперь я начала читать (и не только начала, но уже существенно углубилась) книгу "Плоский мир и образование", и по этому поводу у меня происходит еще один взрыв мозга на ту же тему.

Вот честно, я всегда считала tracking - наличие разных потоков для детей с разными уровнями знания и способностями - очень правильным и важным достижением американского образования. А тут мне уже во второй книжке с цифрами в руках объясняют, что все не так.... Я еще раз напишу про эту книгу, когда закончу ее читать (тот редкий случай, когда я купила для синхоронного чтения и аудиокнигу, и кинделовую), а пока вот завязла на этой переоценке ценностей.

Одна из вещей, которые меня просто поразили - рассказ о том, что система "потоков" была введена в начале 20 века в связи с большим притоком иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Они считались неспособными к обучению, в отличие от англо-саксов и "тевтонов", и ученые мужи и политики на полном серьезе писали, что и не надо пытаться их учить, а надо им дать какие-то полезные для дела навыки в зубы и вперед.

Неделю назад, когда Влад заезжал повидаться с Б., я к нему пристала с тем же самым вопросом: что он про это думает?

- Они все правильно говорят. Из того факта, что лично мне потоковая система помогла, не следует, что она хорошая и правильная. Мне лично - да, но вообще, в целом - она не работает так, как была задумана. Понимаешь, люди, которые попадают в более низкие потоки - они же знают, что они - "не лучшие", и это не может не накладывать отпечаток на их мотивацию. Вот помнишь, как меня выгнали из продвинутого класса по математике, потому что я домашние задания не делал? Я сразу почувствовал, как в другом потоке отношение другое. Причем не только у учеников - учителя тоже подсознательно меняют свои ожидания.
- Да, но если люди "не тянут"...
- Смотри, когда начинается деление на потоки - в седьмом классе, так? Если ученики к седьмому классу пришли на таких разных уровнях, то значит, что-то было неправильно сделано в предыдущие семь лет...
- Но теперь ведь надо их как-то "подтягивать"?
- Надо, но этого не происходит. В потоковой системе с сильными потоками работают лучшие учителя. Уж если на то пошло, для того, чтобы система работала, с более слабыми потоками должны работать более сильные учителя...
- Знаешь, Влад, я помню, как ты в школе возмущался, когда кто-то такие идеи высказывал...
- Ну да, потому что мне-то было хорошо так, как было. Ты пойми, я всецело за саму идею, идея выглядит очень красиво, но не работает!

Я очень хочу это все обсудить, когда дочитаю/дослушаю, так что призываю присоединяться!

Comments

kovaleva
Feb. 17th, 2015 02:45 pm (UTC)
я думаю, что у любой системы будет примерно одно и то же количество успехов и провалов. потому что решающим фактором является не то, как людей обучили, а в какой момент и по каким критериям их потом оценили. очень смешно, когда сорокалетние люди начинают серьезно говорить о том, чему их научили в школе, а ссылаются при этом на знания, которые были получены ими в лучшем случае в институте, а то и позже.

про финские успехи в образовании я слышала, но пока не решила для себя, как к ним относиться. в какие успехи им удалось конвертировать своих образованных людей? что на выходе? неужели они это уже знают? что в царской россии были выдающиеся инженеры, стало ясно годам к 70-м, когда они все умерли. ну это так, к примеру.

hettie_lz
Feb. 18th, 2015 02:11 am (UTC)
о да, очень даже знают! В первой книжке (Я могу найти ссылку, я про нее писала пост), именно что экономические показатели развития страны очень явно и прямо привязаны к годам реформы - она началась в начале 70-х годов. И финская экономика - самая быстро развивающаяся европейская экономика, до сих пор. Именно на волне реформы образования экономика превратилась из аграрной в высокотехнологичную.
kovaleva
Feb. 18th, 2015 06:38 am (UTC)
ну тогда можно считать, что они реализовали r-стратегию, в то время, как в россии сейчас реализуется K-стратегия - т.е. только определенными родителями, с определенными детьми и в определенных условиях. а америка с поточной системой пытается изобразить что-то среднее.

но я реально не представляю, как все эти страны можно сравнивать между собой. это же как сравнивать красное с толстым. как бы быстро ни развивалась финляндия, сша все равно впереди за счет массы других факторов.
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 02:09 pm (UTC)
Страны в целом, конечно, никто не сравнивает. То есть, возможно, я не поняла вопроса - возражения.
kovaleva
Feb. 18th, 2015 02:15 pm (UTC)
у меня не то чтобы возражение, я просто всегда подозреваю, что какие-то явные успехи (в данном случае, экономические) всегда удобно списать на красивые понятные причины. вот образование - какая тема! а реальный прогресс мог быть достигнут за счет комбинации факторов, из которых упоминают еле-еле 1/10.

мне всегда интересно посмотреть "что в коробочке?". и я не верю в простые ответы.
hettie_lz
Feb. 19th, 2015 04:54 am (UTC)
Это абсолютно справедливо. Более того, в книге "Финские уроки" написано (и я согласна), что успех был бы невозможнен без огромного количества сопутствующих факторов, без социально-защищенного общества (знаменитый финский "бесплатный горячий обед каждому школьнику каждый день"; бесплатная медицина прямо в школе). Но их реформа школы - это не простой ответ, а очень сложный. И неочевидный.
kovaleva
Feb. 18th, 2015 02:17 pm (UTC)
даже не так. у меня тут два вопроса:
- действительно ли именно образование сыграло ключевую роль в прорыве?
- и действительно ли они получили столько преимуществ, о которых говорят?
hettie_lz
Feb. 19th, 2015 04:56 am (UTC)
на 100% мы на это ответить не сможем, потому что, как водится, "исторический эксперимент не повторить", но выглядит правдоподобно :).

На мои ощущения - для меня Финляндия все же уже 15 лет "второй дом" - там ОЧЕНЬ хороший, спокойный фон. Завидую. Отчасти :)
kovaleva
Feb. 19th, 2015 08:05 am (UTC)
я разлюбила финляндию после попадания к ним в больницу. компетенция врача-диагноста была ниже всякого плинтуса, и если бы я там правда жила, они бы меня угробили. человек реально не понимал, что он видит на узи. хотя улыбалась доктор мило и даже говорила по-английски.

потому и интересуюсь - как так? правда ли все хорошо?

хотя климат! и домики! превыше всяких похвал
hettie_lz
Feb. 19th, 2015 01:42 pm (UTC)
Ну вот, а у меня в точности наоборот - я ОЧЕНЬ высокого мнения об их медицине, и на основании нашего опыта, и на основании опыта Наташи, ну и другие мелочи, которые до меня долетали. В конце-концов, доктор, который мне сделал лишнюю дырку и потом почти сутки отказывался это признавать, тоже чуть не отправил меня на тот свет, но это не повод разочаровываться в американской медицине:)

То, что "все хорошо" - правда. Очень многое мне лично там нравится больше, чем в Америке, и я хочу это хорошее "перетянуть к нам". Но менталитет там очень чужой, то есть, я для жизни в Финляндии непригодна :))
kovaleva
Feb. 19th, 2015 01:45 pm (UTC)
да, это всегда. невозможно все хорошее собрать в одном месте.

даже идеального супермаркета не существует

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow