?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В книге "Финские уроки" меня более всего поразило то, что в финском образовании нет "потоков", что всех учат по одной программе, и что это считается одной из причин успеха. Я не могла это никак "проработать", а теперь я начала читать (и не только начала, но уже существенно углубилась) книгу "Плоский мир и образование", и по этому поводу у меня происходит еще один взрыв мозга на ту же тему.

Вот честно, я всегда считала tracking - наличие разных потоков для детей с разными уровнями знания и способностями - очень правильным и важным достижением американского образования. А тут мне уже во второй книжке с цифрами в руках объясняют, что все не так.... Я еще раз напишу про эту книгу, когда закончу ее читать (тот редкий случай, когда я купила для синхоронного чтения и аудиокнигу, и кинделовую), а пока вот завязла на этой переоценке ценностей.

Одна из вещей, которые меня просто поразили - рассказ о том, что система "потоков" была введена в начале 20 века в связи с большим притоком иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Они считались неспособными к обучению, в отличие от англо-саксов и "тевтонов", и ученые мужи и политики на полном серьезе писали, что и не надо пытаться их учить, а надо им дать какие-то полезные для дела навыки в зубы и вперед.

Неделю назад, когда Влад заезжал повидаться с Б., я к нему пристала с тем же самым вопросом: что он про это думает?

- Они все правильно говорят. Из того факта, что лично мне потоковая система помогла, не следует, что она хорошая и правильная. Мне лично - да, но вообще, в целом - она не работает так, как была задумана. Понимаешь, люди, которые попадают в более низкие потоки - они же знают, что они - "не лучшие", и это не может не накладывать отпечаток на их мотивацию. Вот помнишь, как меня выгнали из продвинутого класса по математике, потому что я домашние задания не делал? Я сразу почувствовал, как в другом потоке отношение другое. Причем не только у учеников - учителя тоже подсознательно меняют свои ожидания.
- Да, но если люди "не тянут"...
- Смотри, когда начинается деление на потоки - в седьмом классе, так? Если ученики к седьмому классу пришли на таких разных уровнях, то значит, что-то было неправильно сделано в предыдущие семь лет...
- Но теперь ведь надо их как-то "подтягивать"?
- Надо, но этого не происходит. В потоковой системе с сильными потоками работают лучшие учителя. Уж если на то пошло, для того, чтобы система работала, с более слабыми потоками должны работать более сильные учителя...
- Знаешь, Влад, я помню, как ты в школе возмущался, когда кто-то такие идеи высказывал...
- Ну да, потому что мне-то было хорошо так, как было. Ты пойми, я всецело за саму идею, идея выглядит очень красиво, но не работает!

Я очень хочу это все обсудить, когда дочитаю/дослушаю, так что призываю присоединяться!

Comments

forest1333
Feb. 17th, 2015 02:29 pm (UTC)
А меня вот устраивает потоковая система. Я учился в обычной российской школе в самом обычном классе. У нас были разные ребята - и сильные, и слабые, в одном классе. Мне это не очень нравилось, потому что это сильно рассеивает внимание учителя. Он вынужден тратить большое количество времени на дисциплину, а если не на дисциплину, то на то, чтобы лучше объяснить материал слабым. В итоге назад тянется весь класс и снижается общий уровень. Из слабых ребят невозможно сделать сильных, Хетти. Они слабые потому что слабые, а не потому что у них нет мотивации. Посади их в сильный класс с сильными учителями - они точно так же не будут учиться, в лучшем случае у них просто разовьётся комплекс неполноценности на фоне сильных ребят, а в худшем, они будут мешать учиться сильным.
hettie_lz
Feb. 17th, 2015 03:07 pm (UTC)
Хорошо, книгу будете читать? Тут же важно не внешние факты, а то, почему именно автор приходит к таким выводам, на основании чего. Я могу Вам киндельную послать.
forest1333
Feb. 17th, 2015 03:17 pm (UTC)
Если есть на русском, скиньте электронный вариант в PDF. Читалок у меня нет.
hettie_lz
Feb. 17th, 2015 03:22 pm (UTC)
нет, на английском.
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 04:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - ryrma - Feb. 18th, 2015 05:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 05:10 am (UTC) - Expand
yankel
Feb. 17th, 2015 04:29 pm (UTC)
Я-я буду!
Ссылочку киньте, плиз,а?
hettie_lz
Feb. 17th, 2015 04:34 pm (UTC)
в посте :)))
(no subject) - yankel - Feb. 17th, 2015 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 17th, 2015 05:01 pm (UTC) - Expand
mme_n_b
Feb. 17th, 2015 05:01 pm (UTC)
Логично. Меня тоже устраивает. И вообще сильных устраивает, если им важнее лично выиграть а не поднять общий уровень. А как средство поднять общий уровень не работает.
forest1333
Feb. 17th, 2015 05:10 pm (UTC)
Я не понимаю, по какой причине высокий "общий уровень" должен достигаться ценой образования сильных? Почему я, сильный студент, должен ограничивать своё образование в угоду тому, кто не хочет учиться? Именно не хочет, а не "у него нет мотивации/способностей". Вот я сижу за партой, мне делать нечего, я со своим заданием справился, а учитель тратит колоссальное количество времени на, простите за грубость, идиота, которому условная математика вообще даром не нужна. Почему это должно быть правильно?
mme_n_b
Feb. 17th, 2015 05:32 pm (UTC)
Это не вопрос правильности или неправильности, а общественных приоритетов. Чего хочет большинство тех, кто платит за образование? В штатах оно, очевидно, хочет, чтобы сильные ученики были сильнее, пусть и за счет того, что слабые будут слабее. В Финляндии они хотят более высокого среднего уровня. Проблема в том, что в Штатах появилось много желающих поднять средний уровень, но при этом они не готовы поступиться усилением сильных, а убить обоих этих зайцев очень сложно.
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mme_n_b - Feb. 17th, 2015 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mme_n_b - Feb. 17th, 2015 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 04:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - mme_n_b - Feb. 18th, 2015 04:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 17th, 2015 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 19th, 2015 04:59 am (UTC) - Expand
3eta
Feb. 17th, 2015 05:50 pm (UTC)
У меня была в классе слабая девочка-троечница, которой обеспеченные родители наняли репетитора по математике и вытянули на твердую четверку. Заодно и уверенности в себе у нее прибавилось, когда она поняла, что уже не в числе последних в классе. Проблема только в том, что у обычного учителя не всегда есть возможность столько же времени вложить в отдельного ученика, сколько может дать репетитор. Но, может, для слабых детей школе просто делать дополнительные занятия, где с ними разбирают какая именна тема им сложно далась и где именно они отстали?
forest1333
Feb. 17th, 2015 06:12 pm (UTC)
Ключевое слово "дополнительно". Мне кажется важным исходить из тезиса, что все дети должны тратить на своё образование равное количество времени независимо от своих способностей. При этом если дети учатся совместно, особое внимание надо уделить эффективному расходованию учебного времени. Индивидуальное обучение, конечно, всегда даёт наилучшие плоды по нескольким причинам: ребёнок не чувствует себя последним, всё внимание сконцентрировано на нём, можно задать любой самый глупый вопрос. Обучение будет полностью эффективным. Иными словами, индивидуально ребёнка можно научить чему угодно независимо от способностей. Когда мы говорим о совместном обучении 10-20 человек с разными способностями одной дисциплине, это всегда оборачивается неэффективным расходованием учебного времени, потому что в таком классе учебный процесс будет тормозиться и части класса будет уделено недостаточно внимания. Именно поэтому возникает нужда разделять ребят по направлениям и уровням. Чтобы у людей внутри класса был единый ритм образовательного процесса, чтобы у всех членов группы были равные потребности во внимании педагога и уровне нагрузки. Тогда учебное время будет расходоваться наиболее эффективно.

В конечном итоге это ведь задача на оптимизацию, такие по менеджменту в институтах задают.
(no subject) - 3eta - Feb. 17th, 2015 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Feb. 17th, 2015 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Feb. 17th, 2015 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 17th, 2015 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 05:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 18th, 2015 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Feb. 17th, 2015 10:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Feb. 17th, 2015 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Feb. 18th, 2015 12:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - ryrma - Feb. 18th, 2015 04:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 05:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 05:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 18th, 2015 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 18th, 2015 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 04:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 04:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 04:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 17th, 2015 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Feb. 17th, 2015 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Feb. 17th, 2015 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Feb. 17th, 2015 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Feb. 17th, 2015 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Feb. 17th, 2015 10:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgau - Feb. 17th, 2015 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kpakoqu - Apr. 15th, 2015 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgau - Feb. 17th, 2015 11:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Feb. 18th, 2015 12:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 02:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 04:54 am (UTC) - Expand
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 04:43 am (UTC)
У моих в школе именно на это учителям обычно хватало времени. То есть, "хватало" - это, конечно, как посмотреть:), но они всегда звали и призывали всех приходить до и после уроков, чтобы разбирать непонятные вопросы. Конечно, тут речь идет именно о тех, кто тривиально "отстал", а не у школьников с серьезными обучательными проблемами. А для этих последних, да, нужны специальные приемы обучения, это обычно более важно, чем дополнительное время.
olgau
Feb. 17th, 2015 07:59 pm (UTC)
Но с другой стороны "слабые" тянулись по любому. Где-то списывали, где-то сильные им объясняли, что-то слышали и запоминали... И при необходимости они могли эти знания потом "обновить".
А что теряли "сильные"? Если нет системы "перескакивания" через классы, то особо ничего ты и не теряешь, если лишний раз послушаешь объяснения.
forest1333
Feb. 17th, 2015 08:46 pm (UTC)
Списывать - не значит тянуться. Это значит получить хорошую оценку, не соответствующую реальным знаниям. Сильные недополучают. Они способны сделать больше, а вместо этого сидят плюют в потолок.
(no subject) - olgau - Feb. 17th, 2015 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 17th, 2015 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Feb. 18th, 2015 12:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 02:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - ryrma - Feb. 18th, 2015 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - all_that - Feb. 18th, 2015 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forest1333 - Feb. 18th, 2015 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 05:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 17th, 2015 10:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgau - Feb. 17th, 2015 10:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 05:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - bird_rare - Feb. 18th, 2015 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 03:25 pm (UTC) - Expand
ryrma
Feb. 18th, 2015 05:00 am (UTC)
А что теряли "сильные"? Если нет системы "перескакивания" через классы, то особо ничего ты и не теряешь, если лишний раз послушаешь объяснения.

Ну прежде всего - они теряют возможность учиться (а они ведь вроде именно для этого в школе время тратят? Ненапряжение мозгов в течение многих лет - мозги атрофирует.

Второе - они теряют возможность научиться "work hard", стараться, наработать умение сосредоточиться, рассчитать время, заставить себя сесть заниматься вовремя...

Третье - они получают неправильное представление о том, что такое учеба (т.е. epistemic beliefs). У них создается подсознательное представление, что учеба - это когда посидел, вытерпел нудятину, сделал левой задней ногой другую нудятину, и свободен... От такого представления - мотивация заниматься самостоятельной, интересной, "настоящей", учебой, тоже пропадает.

Ну и получаем на выходе человека со средним (или даже ниже среднего) объемом знаний, который не может организовать себя, да еще и и потерял всякую мотивацию. Вместо продвинутого организованного мотивированного специалиста, которым он мог бы быть.

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow