?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В книге "Финские уроки" меня более всего поразило то, что в финском образовании нет "потоков", что всех учат по одной программе, и что это считается одной из причин успеха. Я не могла это никак "проработать", а теперь я начала читать (и не только начала, но уже существенно углубилась) книгу "Плоский мир и образование", и по этому поводу у меня происходит еще один взрыв мозга на ту же тему.

Вот честно, я всегда считала tracking - наличие разных потоков для детей с разными уровнями знания и способностями - очень правильным и важным достижением американского образования. А тут мне уже во второй книжке с цифрами в руках объясняют, что все не так.... Я еще раз напишу про эту книгу, когда закончу ее читать (тот редкий случай, когда я купила для синхоронного чтения и аудиокнигу, и кинделовую), а пока вот завязла на этой переоценке ценностей.

Одна из вещей, которые меня просто поразили - рассказ о том, что система "потоков" была введена в начале 20 века в связи с большим притоком иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Они считались неспособными к обучению, в отличие от англо-саксов и "тевтонов", и ученые мужи и политики на полном серьезе писали, что и не надо пытаться их учить, а надо им дать какие-то полезные для дела навыки в зубы и вперед.

Неделю назад, когда Влад заезжал повидаться с Б., я к нему пристала с тем же самым вопросом: что он про это думает?

- Они все правильно говорят. Из того факта, что лично мне потоковая система помогла, не следует, что она хорошая и правильная. Мне лично - да, но вообще, в целом - она не работает так, как была задумана. Понимаешь, люди, которые попадают в более низкие потоки - они же знают, что они - "не лучшие", и это не может не накладывать отпечаток на их мотивацию. Вот помнишь, как меня выгнали из продвинутого класса по математике, потому что я домашние задания не делал? Я сразу почувствовал, как в другом потоке отношение другое. Причем не только у учеников - учителя тоже подсознательно меняют свои ожидания.
- Да, но если люди "не тянут"...
- Смотри, когда начинается деление на потоки - в седьмом классе, так? Если ученики к седьмому классу пришли на таких разных уровнях, то значит, что-то было неправильно сделано в предыдущие семь лет...
- Но теперь ведь надо их как-то "подтягивать"?
- Надо, но этого не происходит. В потоковой системе с сильными потоками работают лучшие учителя. Уж если на то пошло, для того, чтобы система работала, с более слабыми потоками должны работать более сильные учителя...
- Знаешь, Влад, я помню, как ты в школе возмущался, когда кто-то такие идеи высказывал...
- Ну да, потому что мне-то было хорошо так, как было. Ты пойми, я всецело за саму идею, идея выглядит очень красиво, но не работает!

Я очень хочу это все обсудить, когда дочитаю/дослушаю, так что призываю присоединяться!

Comments

( 201 comments — Leave a comment )
Page 2 of 2
<<[1] [2] >>
bird_rare
Feb. 17th, 2015 07:37 pm (UTC)
Хетти, когда Вы (или авторы книги) говорите "не работает", то что именно имеется ввиду?
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 01:52 am (UTC)
"не работает" говорил Влад. Он говорил, что идея, что каждый будет "подтягиваться до своей планки", проваливается, что реально для каждого уровня нужную планку не держат, что вольно или невольно, но требования к качеству обучения и к качеству знаний снижается.
ryrma
Feb. 17th, 2015 07:55 pm (UTC)
Хетти, извините, но не могу не. Здесь в этой дискуссии серьезно смешиваются совсем разные вещи.

Классический tracking - это "потоковое обучение", как в России или Германии. Тебя отсортировали, приклеили лейбочку - и чух-чухай по этим рельсам до упора. В Штатах это - давным-давно ругательное слово.

А differentiation на основе ability grouping (т.е. то, что вы обсуждали с Владом) - это whole different animal совершенно другая штука. Индивидуальный подход, challenge, обучение на оптимальном для ребенка уровне.

Имплементации, конечно, бывают разные... но это уже отдельный разговор.

А что все завязано на нехватку квалифицированных учителей - так это само собой. Большинство проблем с американским образованием на это завязано.




Edited at 2015-02-17 08:01 pm (UTC)
ryrma
Feb. 17th, 2015 08:01 pm (UTC)
Ах да. И ability grouping, конечно же, прекрасно работает. :-))
bird_rare
Feb. 17th, 2015 09:28 pm (UTC)
Первая же ссылка в гугле выдает "Ability grouping, also known as tracking":))
(no subject) - ryrma - Feb. 18th, 2015 04:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 05:17 am (UTC) - Expand
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 01:50 am (UTC)
У нас в school district это называли tracks, хотя да, оно было очень гибкое, можно было перепрыгивать и прочее. В самой книге - я прочитала пока порядка половины, но там уже было много десятков конкретных примеров - так вот там tracking называют то же самое. В дискуссии я пока поучаствовать не успела, для разнообразия провела 11 часов на работе :).

так что вот только что начала читать - с конца :)))
bird_rare
Feb. 17th, 2015 08:17 pm (UTC)
Почитала комменты и еще мысль такая возникла. Может проблема не в том, что способным дают уходить вперед, а в том, что для "неспособных" планку опускают все ниже и ниже?
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 01:47 am (UTC)
По-моему, это примерно то, что говорил Влад. И он считает, что с этим невозможно бороться. Я пока, повторю, не составила мнения, я только начала про это думать, и пока что единственное, про что я "додумала" определенно - это то, что когда про Финляндию (а в книге "Плоский мир", кроме Финляндии, говорится еще и о Сингапуре и Южной Корее) говорят, что успех реформы определился коренными изменениями в качестве подготовки учителей, имеется в виду, в частности, что хорошо подготовленный учитель может успешно работать с разными учениками в рамках одной программы.
annutta_12
Feb. 19th, 2015 07:46 pm (UTC)
Согласна на все сто процентов (я уже 25 лет педагог).
banga_73
Feb. 18th, 2015 04:13 am (UTC)
В какой-то степени я согласна с forest1333, но понимаю, что это от того, что я не представляю в рамках нашей системы вот такого, что учитель может равно давать много на уроке и сильному, и слабому...

Но при этом я понимаю, что до определенного уровня это вполне может работать.

Мне интересны несколько моментов:
- критерии для учителей (если высокая з/п, то должны быть и критерии оценки);
- есть ли требования, которые ученик должен достичь к концу 1,4,10 классов;
- есть ли оценки уровня знаний: в течение года, в конце года, в конце школы;
- что происходит с высшим образованием? в него тоже берут всех? В какой момент происходит, что все ж этим может заниматься этот, а этот не может, а если его не взяли в аналог МТИ, то может быть ему снизили мотивацию и сделали "унылым г...".
hettie_lz
Feb. 18th, 2015 05:05 am (UTC)
Это про которую систему вопросы - про американскую или про финскую?
(no subject) - banga_73 - Feb. 18th, 2015 05:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Feb. 18th, 2015 01:51 pm (UTC) - Expand
lhelen
Feb. 18th, 2015 04:01 pm (UTC)
Все правильно. Хэтти, что тебя поразило в отсутствии деления на потоки? Российская модель образования как раз была взята в свое время с финской. С телефона крайне неудобно писать, постараюсь сегодня вечером из дома описать сочетание безптоковой и потоковой в одной московской гимназии. Там мне понравилось как это позиционируется и как реализовывается
hettie_lz
Feb. 19th, 2015 05:00 am (UTC)
Заик, ты что-то путаешь про "взята с финской". В то время, когда меняли финскую, у нас абсолютно ничего не меняли. А наша система, как я училась - она совсем не новенькая...
annutta_12
Feb. 19th, 2015 07:44 pm (UTC)
Вы имеете в виду "streaming"? Как показывает пример Англии, система потоков работает позитивно, если есть другие важные составляющие всей системы. Лучшие учителя работают и с нижними по уровню группами (как моя дочка в настоящее время и в прошлом году в inner-city school), и если есть ожидания, что эти ребята из нижних потоков должны хорошо сдать экзамен. В Англии учитель несёт за это ответственность, что, конечно, перегиб в другою сторону, но всё же заставляет учителей выкладываться. В общем, дочка была довольна своим результатом в прошлом году - смогла довести до уровня сдачи экзаменов слабых ребят из бедныз иммигрантских семей.
hettie_lz
Feb. 20th, 2015 10:50 pm (UTC)
Я думаю, что да, сама по себе каждая деталь не определяет успеха всей конструкции.
Page 2 of 2
<<[1] [2] >>
( 201 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow