?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я уже написала несколько постов о книге Ивана Солоневича "Россия в концлагере", и обещала, что напишу еще, и что обсудим, когда побольше народу ее прочитает. А потом я оказалась занята гостями, праздниками и работой, и теперь через четыре дня уезжаю, а все эти четыре дня буду занята работой выше крыши.

Но оставаться без обсуждения этой книги я все же не хочу, поэтому как минимум хочу предложить вашему вниманию отзыв, который написала gremrien. Отзыв вот тут.

Мне очень многие моменты из этого отзыва "резонируют", очень многие факты из книги оказались новыми, неожиданными, убивающими, во многое просто не хотелось верить. Из особенно поразивших меня фактов отмечу вот какие.

Первый - это "ликвидация беспризорности". То есть, по хорошему, мне бы следовало в моем возрасте понимать, что так, как нам рассказывали, просто не могло быть, потому что не могло. Потому что я уже знаю достаточно фактов о бездомность - беспризорности- педагогической запущенности, чтобы понимать, что вот так волшебным образом все не могло "ликвидироваться". Так что оправдания никакого нет - просто не задумывалась, жила с готовыми штампами. То, что Солоневич пишет о сосланных беспризорниках - по-моему, самые страшные страницы книги... Жутко, больно и стыдно задним числом, что позволяла себе этого не знать...

Второй - это совершенно не такая социальная структура ссыльных, как мне представлялось. Я (опять же, как удобно) "молчаливо предполагала", что подавляющее большинство "врагов народа" были разной интеллигенцией, что репрессии, как нам говорили, "вырезали самых умных". Скорее всего, это последнее - верно, но основными жертвами репрессий были не "спецы", а крестьяне и рабочие. И еще - "инородцы". Про это тоже очень много страшного...

И третий - это то, насколько бесполезна была вся работа... Сейчас попробую пояснить, что я имею в виду. Нередко можно слышать: да, были неоправданные жертвы, но индустриализация была, страна из аграрной превратилась в ... и т.п. Так вот, я считала, что всеобщая халтура началась гораздо позже, а из таких книг, как "Человек меняет кожу" казалось, что в те времена люди, одержимые идеей, работали и реально что-то делали - строили. Я понимаю, что тут надо приводить цитаты, и прошу прощения, что не привожу - я начала писать этот пост гораздо позже, чем планировала, и хочу закончить сегодня, а если без цитат, то Солоневич рассказывает, как натурально разваливалось все, что было построено - прямо на глазах...

Еще из комментариев gremrien я поняла, что мне необходимо прочитать как минимум еще две книги Солоневича, так что ставлю в очередь.

Если за прошедшее время еще кто-то прочитал и хочет - может высказаться, то давайте обсудим.


Tags:

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
gremrien
Jan. 5th, 2015 06:02 am (UTC)
Вы бы предупреждали, что там много букв на англицком, а то народ пугаться будет )).

Подождите, а вы что - воспоминания Лихачева не читали разве? Там он как раз о "ликвидации беспризорности" путем гноения сотен тысяч детей в лагерях тоже очень страшно и пронзительно рассказывает. Лихачев, собственно, этими детьми в Соловках много занимался лично. Поэтому эти страницы у Солоневича для меня как минимум сюрпризом не стали, хотя соглашусь, что они - одни из наиболее жутких и болезненных в его книге.
gremrien
Jan. 5th, 2015 06:06 am (UTC)
А насчет "экономического чуда" советской власти на костях рабской силы также в дополнение к Солоневичу очень хорошо резонируют воспоминания Голицына, он как раз в качестве "вольного" работал при всех этих лагерниках и ссыльных и видел эту чудовищную бессмысленную машину с другой стороны - и, собственно, те же каналы строил в те же годы. Кстати, в качестве алаверды я вам очень-очень рекомендую прочитать Голицына, я о нем недавно писала. Не то чтобы мне сильно хотелось что-то конкретно обсудить оттуда, просто это очень хорошая и полезная книга, и я оттуда реально очень много нового узнала.
hettie_lz
Jan. 5th, 2015 01:50 pm (UTC)
Да, у меня по Вашему отзыву отмечено "прочитать", так что когда-нибудь дойду до него...
hettie_lz
Jan. 5th, 2015 01:51 pm (UTC)
Знаете, мне надо перечитать Лихачева в таком разе. Потому что вот совсем другие ощущения. И не было ощущения масштаба.
(no subject) - gremrien - Jan. 5th, 2015 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gremrien - Jan. 5th, 2015 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gremrien - Jan. 5th, 2015 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sani7 - Jan. 5th, 2015 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gremrien - Jan. 5th, 2015 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jan. 6th, 2015 03:07 am (UTC) - Expand
banga_73
Jan. 5th, 2015 06:07 am (UTC)
В тот момент не скачала, сейчас закачала, прочитаю - возможно, что-то скажу.
hettie_lz
Jan. 5th, 2015 01:48 pm (UTC)
хорошо.
antruma
Jan. 5th, 2015 08:00 am (UTC)
У меня маленький комментарий, я книжку пока не читала.

По первым двум пунктам: очень много информации я узнала на Соловках. Там колоссальный музей, хоть и очень скромный по размерам. Тебе туда надо.
hettie_lz
Jan. 5th, 2015 01:48 pm (UTC)
Я помню :)
antruma
Jan. 5th, 2015 02:55 pm (UTC)
Еще хотела чуток добавить: мысль не моя, вычитала на ФБ.

Современная наука изучила довольно подробно психологию фашизма (коммунизма). Много известно о роли пропаганды и харизматичных лидеров, вовлечении обывателей и гос.служащих и т.д. (Увы, очень горячая для России тема).

Но совершенно непонятно, почему одни люди радостно вовлекаются в эту историю, а другие сохраняют трезвую голову? Как не заразиться этой чумой?

Это наверно не очень в тему, просто реплика в сторону.
(no subject) - tari_bird - Jan. 5th, 2015 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antruma - Jan. 5th, 2015 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tari_bird - Jan. 5th, 2015 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jan. 6th, 2015 03:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jan. 6th, 2015 03:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jan. 6th, 2015 03:17 am (UTC) - Expand
sani7
Jan. 5th, 2015 04:03 pm (UTC)
К стыду своему, прочла 2/3 и дальше никак. Но сейчас у меня посвободнее и я обязательно дочитаю.
Меня поразило его описание всех работ как "кабака" - его термин. То есть профанация и бессмысленность. Поразило, как рано он это понял и как рано это все приобрело такие масштабы.
hettie_lz
Jan. 6th, 2015 03:22 am (UTC)
да, это для меня тоже было неожиданно.
rkatsyv
Jan. 5th, 2015 08:39 pm (UTC)
Я пока не прочел "Россия в концлагере", не представлял себе масштабов и степени этого кошмара...
Я читал эту книгу в возрасте лет 20 и она очень сильно повлияла на мое мировоззрение
hettie_lz
Jan. 6th, 2015 03:34 am (UTC)
Ну вот я в 20 лет читала совсем другое ... Знаете, я не могу сказать, чтобы меня тут удивили масштабы - настоящие "масштабы" начались позже, но именно потому, что я много и из первый уст знала про то, что было "позже" - именно поэтому эта книга так сильно поразила другим взглядом....
(no subject) - duh_extaza - Jan. 6th, 2015 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Jan. 6th, 2015 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Jan. 6th, 2015 04:50 pm (UTC) - Expand
sisterdim
Jan. 6th, 2015 06:24 pm (UTC)
Читала у Солженицина про приезд Горького на Соловки,читала давно,и сейчас понятно,что необходимо читать дальше,спасибо за авторов.
hettie_lz
Jan. 7th, 2015 03:31 am (UTC)
Ага. Я вот точно поняла, что надо перечитывать. Сейчас совсем другое восприятие.
( 30 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow