?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Финские уроки

Эту книжку мне подсунул в качестве рекомендации сайт audible, и я ее взяла. И буквально через полчаса после того, как начала ее слушать, захотела про нее написать :). Но честно дотерпела до конца; вчера закончила слушать, и теперь могу писать с чистой совестью.

Эта книга реально открыла мне двери в новый мир, как это ни тривиально звучит. Написанная человеком, находящимся "внутри" финской образовательной реформы, она отвечает на все "часто задаваемые вопросы": можно ли переносить опыт маленькой и однородной Финляндии на большие страны с очень большим социо-экономическим разбросом? Может ли быть эффективной образовательная система не основанная на внешних тестах, система, где оценка работы учителя не базируется на академических результатах учащихся? Насколько сильно финская образовательная система связана с финским социалистическим укладом (welfare state)?

Я не знала, насколько низким был уровень образования в Финляндии до начала 70-х годов, когда началась реформа школы. Не знала, что Финляндия "плелась в хвосте" остального мира. В книге приводится апокрифический диалог двух министров образования. Шведский министр говорит: цель Швеции - через десять лет обогнать все ведущие европейские страны по уровню образования. Финский министр говорит: ну, наши цели более скромные - через десять лет обогнать Швецию!

Одна из главных новых идей этой книги, которую мне еще предстоит осмысливать и осмысливать - это то, что в Финляндии не делят образование на "уровни" (кроме special ed). То есть, в конце-концов, добиваются того, чтобы, хотя и разными путями, но все школьники освоили одну и ту же программу и имели равные возможности для поступления в вузы. В книге рассказывается, как многие учителя в начале реформы были против того, что им теперь придется "учить всех", считали, что из-за того, что в классе будут дети с разными способностями, они не смогут учить на должном уровне. И как потом это не подтвердилось. Понятно, что в книге не рассказаны всякие детали, что именно и как делается, и что если серьезно с этим разбираться, надо еще много читать и узнавать, но вот такая вот концепция.

Я очень советую эту книгу тем, кто серьезно интересуется образовательным вопросами - проблемами, тем, изучал американскую образовательную систему и ее сравнение со школьным образованием в странах Азии.

И еще - теперь буду с особым интересом смотреть на то, как и чему учат детей моих друзей в Финляндии :).

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
zilant17
Jan. 4th, 2015 12:15 am (UTC)
"Понятно, что в книге не рассказаны всякие детали, что именно и как делается" - именно это и интересно:) Результативность образования - вот что интересно. Примерно как у Escalante в Stand and Deliver. Читала я совсем немного, к сожалению.. Может вдохновлюсь на почитать эту книгу...
hettie_lz
Jan. 4th, 2015 03:00 am (UTC)
Результаты как раз видны всему миру. Почему, собственно, такие книги и появляются - потому что Финляндия уже много лет первая по результатам PISA. Я, до некоторой степени изучая, что у них происходит, всегда говорила, что если бы сравнивали не все Соединенные Штаты, а каждый штат отдельно, то Массачусет бы составил Финляндии конкуренцию (потом я узнала, что-таки так сравнивали, и что таки-да).

banga_73
Jan. 4th, 2015 05:56 am (UTC)
Мне рассказывали, что в Норвегии примерно такая же система... Не представляю себе ее в действии. Точнее представляю, но только при наличии грамотных заинтересованных учителей, а их в России, к сожалению, не очень много, на них держатся "хорошие" школы.
hettie_lz
Jan. 5th, 2015 02:33 am (UTC)
Про Норвегию могу только "со слов", в этой книге говорится, что в Норвегии другая. Возможно, есть какие-то общие черты, но их немало и в американской школе (черт, общих с финскими школами). А про учителей - я ниже написала комментарий - в книге подчеркивается, что новой подход к подготовке учителей обеспечил успех финской образовательной реформы.
simfeya
Jan. 4th, 2015 06:30 am (UTC)
вот интересны как раз детали: как отслеживается качество обучения, при отсутствии внешних тестов? Каким образом отслеживается качество работы учителя? Что помогает организовать обучение в одном классе учеников разного уровня? Как решаются вопросы адаптации слабых учеников или детей с особенностями физического или психического здоровья? Как стимулируют учёбу детей? Что делают с одарёнными детьми, превосходящими сверстников по уровню знаний?
nata_for
Jan. 4th, 2015 08:22 am (UTC)
Я как мама финского первоклассника попробую ответить на часть вопросов. Сначала по поводу оргазницации учеников разного уровня. У нас в школе вобще смешно, и в одном классе занимаются и первоклассники, и второклассники, и учитель организует всех. Часть класса может заниматься самостоятельно или уйти в соседний класс, половина которого, в свою очередь, придет к нам. Кроме того, учебники изначально рассчитаны на разный уровень детей. Так, в букваре есть буквы, которые учат совсем не умеющие читать, слова, которые читают те, кто буквы уже знает, и короткие тексты, которые читают те, кто читать умеет. И есть отдельная секция для тех, кто все уже сделал, а у учителя есть пачка дополнительных заданий - для одаренных детей. К тому же они могут заниматься с классом на год старше.

Про адаптацию - изначально школа рассчитана на то, что дети ничего не знают, и учатся с нуля. К школе готовиться не надо! Но есть адаптационные классы для иностранцев, которые учат и программу, и язык.

Если ребенок не может учиться по программе по причине каких-либо особенностей, то спектр вариантов очень широкий. Он может ходить на часть предметов, а остальное учить по индивидуальной программе со специалистом, может иметь помощника, с которым ходит в школу, может посещать особый класс. С точки зрения физических проблем школа - безбарьерная, я в своей школе - лет, значит, почти 20 назад - помню несколько уеников на колясках.

Вот тут я писала про школу и ее организацию, если интересно, там и обсуждения есть :)
http://nata-for.livejournal.com/463415.html
http://nata-for.livejournal.com/467077.html
simfeya
Jan. 4th, 2015 08:35 am (UTC)
Спасибо, большое! Очень интересно! Пошла читать! :))
nata_for
Jan. 4th, 2015 08:47 am (UTC)
Не за что, если что-то неясно, спрашивайте! Я хоть и вижу систему практически только через ребенка, постараюсь ответить.
hettie_lz
Jan. 5th, 2015 02:34 am (UTC)
Наташа, теперь Вам не отвертеться - придется Вам также глубоко влезать в финскую систему, как я влезла в американскую, и становиться экспертом :)
radesiya
Jan. 4th, 2015 09:54 am (UTC)

Очень интересно.

nata_for
Jan. 4th, 2015 01:15 pm (UTC)
Я очень рада! Спасибо!
all_that
Jan. 4th, 2015 08:00 am (UTC)
Те же вопросы, что и выше: как?! Особенно интересно про одну и ту же программу для разных детей.

У нас школу реформируют по принципу "внедрить или запретить", но учителей при этом никак не готовят к переменам — ни курсов, ни дополнительных специалистов, вообще никакой поддержки. Например, в класс моей племянницы (8 лет) пришла учиться слепая девочка. Ни учитель, ни девочка, ни дети в классе не получили никакой поддержки. Как-то выкручиваются, но всем тяжело (в первую очередь, конечно, учительнице и самой девочке, которой нужно перестраиваться). Я не понимаю, почему детям с проблемным слухом полагается специалист-переводчик в классе, а слепую девочку забросили десантом без всякого сопровождения к неподготовленной учительнице (у нас пока special ed — отдельная специальность, в общий курс подготовки учителей она не входит).

С уровнями то же самое: отменили деление на разные типы классов, но учителям не рассказали, как можно изменить методику преподавания. Все учителя в результате уверены, что реформа направлена на то, "чтобы не было умных", и относятся к смешанным классам предубежденно-негативно. Ну и действительно со старыми методиками и образом мысли в новой системе работать очень неудобно.
nata_for
Jan. 4th, 2015 08:24 am (UTC)
Я выше как раз ответила, как это работает, с точки зрения мамы финского первоклассника :) В целом получается, что и вся программа, включая учебники, рассчитана на то, что дети разные, и учитель знает, что с этим делать. И методики есть и работают, и поддержка есть.
all_that
Jan. 4th, 2015 09:12 am (UTC)
Прочитала все по тэгу "школа". Спасибо за подробные рассказы, очень интересно!

Получается, что все продумано, все участники "on the same page". Интересно, как проходит подготовка учителей и как она менялась с годами. В преподавании особенно заметна разница между разными поколениями и/или идеологиями.
nata_for
Jan. 4th, 2015 09:20 am (UTC)
Не за что, я очень рада, что было интересно! Да, получается, что все продумано - финское общество этим отличается, не только в школе так. Дети особенного неравенства не ощущают, хотя конечно отмечают, что тот-то неправильно что-то посчитал или медленно бегает...

А вот как учителей готовят, не знаю, извините :(
hettie_lz
Jan. 4th, 2015 11:30 am (UTC)
В книге говорится, что изменения в подготовке учителей - это самая главная часть реформы, что финская школа - это финские учителя. То, что сейчас это сама дефицитная, престижная специальность, с самым строгим отбором, и при этом, поскольку высшее образование - бесплатное, реально отбирают по способностям, а не по материальным возможностям. Одно из требований реформы - абсолютно все учителя должны иметь master's degree.

И очень важная составляющая - возможность принимать самостоятельные решение, многие молодые учителя отвечают на опросах, что выбрали бы другую профессию, если бы им приходилось отчитываться перед кем-то "вне школы".
gabryel
Jan. 4th, 2015 03:57 pm (UTC)
Очень интересно! Я в прошлом году присматривала книжку про финское образование, но боялась, что не осилю...
hettie_lz
Jan. 5th, 2015 02:35 am (UTC)
Очень-очень-очень эту книгу советую!
ryrma
Jan. 5th, 2015 04:37 am (UTC)
Ну, на результаты PISA я бы так уж не стала ориентироваться - она - "про грамотность", а не "про школьное обучение", это ее авторы неоднократно прямым текстом заявляли. Но у Финляндии и по TIMSS результаты заметно выше срежнего, а это - уже серьезнее.

Если кто читает по-английски, вот эта книга в Google books: http://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=oB5hAgAAQBAJ
-- короткая статья того же автора: http://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ931215.pdf
-- и более подробная, но совсем уж научная, статья про финские законы-порядки (policy) про образование: http://www.nedu.fi/UpFiles/201311/2013110466716017.pdf
-- знаменитая "The Flat World and Education" Darling-Hammond (на четверть - о Финляндии же, но и в Азии - та же картина: у учителей - очень качественное образование, хорошая зарплата и высокий социальный статус) http://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=lP32XQw0lKYC
hettie_lz
Jan. 5th, 2015 02:21 pm (UTC)
Да, эта последняя у меня уже куплена - скачена - в очереди:)
annutta_12
Jan. 5th, 2015 10:27 am (UTC)
Очень интересно! Я, кажется, пропустила название книги - буду благодарна, если Вы пришлёте!
hettie_lz
Jan. 5th, 2015 02:20 pm (UTC)
Так ссылка в первом предложении :))). Даже в первом слове. И в комментариях на другие издания ссылка есть.
annutta_12
Jan. 5th, 2015 02:22 pm (UTC)
Прошу прощения, забыла кликнуть!
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow