?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Профессионализм

В одной из веток обсуждения моих рабочих проблем в последние две недели возник вопрос о том, как понимать слово "профессионал". И я готова была бы согласиться с автором комментария, что на пост- советском пространстве это слово понимают не так, как я, если бы не тот факт, что мое понимание сформировалось достаточно давно, и на отечественной территории.

У вас бывало так, что вы разговариваете с человеком, и видите и слышите, что он - Профессионал в своем деле, даже если это дело не имеет никакого отношения к вашей собственной специальности? По тому, с каким увлечением человек о деле рассказывает. По тому, с каким удовольствием он пускается в тонкости объяснения, и не "снисходит" до вас, а рассказывает так, что и вам понятно? Или не рассказывает, а просто делает дело - так, что вы им любуетесь?

Что такое - профессионал? Только ли "владение ремеслом"? Только ли "умение делать свою работу"? На работе я достаточно часто слышу: Хетти, ты себя повела как профессионал! Или: он среагировал, как профессионал. Или - нет, это было совершенно непрофессионально! И мы ведь знаем, что под этим подразумевается. Что-то вроде "профессионального этического кода", который существует во многих профессиональных организациях, в том числе и IT-ных.

Я думаю, что среди моих читателей найдутся люди, которые скажут, что я "усложняю", что профессионализм - это знать свое дело, а все остальное - у меня в голове. Но я все же думаю, что не только у меня в голове, но и у других.

А как у вас?

Tags:

Comments

( 67 comments — Leave a comment )
yan
Dec. 5th, 2014 02:34 pm (UTC)
Но ты же говоришь по-английски. Пример: книги из серии "XXX for professionals" означает по-английски, примерно, XXX для торгующих чулками. Для людей, занятых чем-то другим, а не XXX.

На днях ехал и читал Босвелла в метро: обсуждается, почему Др.Джонсон не работает по профессии. Ну, очень хорошо: профессий-то сколько тогда было, пять или семь? забыл число. Все остальное было занятия, а не профессии.
yan
Dec. 5th, 2014 02:36 pm (UTC)
Да, три: divinity, medicine, and law. Вру! Во времена др. Джонсона уже было больше, в Америке что-то восемь, в Англии, впрочем, должно было быть поменьше.

Edited at 2014-12-05 02:37 pm (UTC)
(no subject) - hettie_lz - Dec. 5th, 2014 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Dec. 5th, 2014 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yan - Dec. 7th, 2014 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 8th, 2014 04:04 am (UTC) - Expand
gerraa
Dec. 5th, 2014 02:44 pm (UTC)
Профессионалов отличает высокий уровень ориентации в теме. Свободное поведение на данном поле. Глубина познания вопроса.

Это как если ты приходишь в хорошо знакомый тебе район, где ты жил тыщу лет, все знаешь, каждую лесенку, каждый ларечек, каждую скамейку и каждый колючий куст - и вот ты идешь по нему в любом состоянии, в любое время суток, и всегда дойдешь куда надо.

Профессионал ведет себя на своем поле деятельности не просто уверено. Видно, что он ходит по территории с закрытыми глазами. Потому что он уже прошел через все сложности этой территории, переварил все проблемы, знает все входы-выходы.

Можно ли натаскать на нужную дорожку в районе? Можно. Но шаг вправо, шаг влево - и нет тебя как профессионала. Настоящий профи может не быть фанатом своей работы, он может ненавидеть ее (и быть при этом просто хорошим работником), но у него нет в ней темных мест. Хоть влево, хоть вправо, хоть нестандарт - он спокойно решит любой вопрос в своей области.

Уверенно ведущие себя люди могут наловчиться выдавать себя за профессионала.
Они тоже могут увлеченно рассказывать "на тему" - это не признак профессионализма, а, скорее, черта характера :)
Они тоже могут "объяснять на пальцах" - и это не признак профи, а умение выражать свои мысли языком "санпросвета", не у многих даже очень крутых профи оно встречается.
И насчет любоваться... ну да, даже убийством и очисткой канализации можно любоваться, правда, тут уже не все зрители на это способны :)
Но если ты сам достаточно шаришь в проблеме - вывести поддельного профи на чистую воду несложно. Всегда есть ооочень узкие маленькие и даже очень простые вопросы, над которыми непрофессионал будет биться часами - а потом будет рвать на себе волосы, узнав ответ. Профи же решит задачку сразу, потому что он - профи.

В целом же, имея определенный жизненный опыт, начинаешь уже в общении понимать, где человек только демонстрирует себя как профи, а где он такой и есть. Даже если ты сам в теме шаришь очень слабо.
hettie_lz
Dec. 5th, 2014 07:26 pm (UTC)
Интересно - мне вот кажется, что человек не может быть профессионалом и ненавидеть свою работу. Я просто пытаюсь представить, как можно до тонкостей изучить что-то, при этом "ненавидя". А Вам такое в реальной жизни встречалось?
(no subject) - gerraa - Dec. 5th, 2014 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 6th, 2014 04:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - gerraa - Dec. 6th, 2014 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 6th, 2014 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gerraa - Dec. 6th, 2014 05:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 6th, 2014 07:15 pm (UTC) - Expand
polenova
Dec. 5th, 2014 04:35 pm (UTC)
Я с тобой не согласна. Видела в жизни увлеченных дилетантов в огромных количествах, рассказывает, глаза горят, заслушаешься, но несет при это этом если не полную чушь, то информацию достаточно поверхностную. Среди интеллигенции такое часто встречалось в СССР, правда в основном не про свою работу рассказывали, а про историю, литературу или как все болезни лечит ( ну я уж не говорю, какие все были профессиональные политологи). Рассказывать или делать работу красиво - это совершенно отдельное умение. У меня был муж, очень артистичный человек по натуре, он все вообще делал невероятно красиво. Когда он чертил за меня чертежи, мне казалось, что ничего нет в жизни такого интересного изящного как черчение ( сама я прямой линии провести не могу). Но точно так же он делал совершенно любую работу - реставрировал старую мебель, писал статьи, занимался репетиторством, пел и играл на гитаре... Как легко догадаться в жизни он не делал ничего, и по складу души был абсолютным стопроцентным бездельником. Любая работа была актом творчества, который кончался и он ложился на диван. Полной противоположностью был мой папа. Он не очень-то любил и умел говорить, к тому же заикался, особенно когда волновался, а сама его работа выглядела очень скучно - он сидел за своим письменным столом и что-то писал - компьютеров тогда не было еще. Я много лет не интересовалась чем занимается папа и была уверена, что это совершенно неинтересно. Выяснилось случайно, я пролила чай на его письменный стол и залила старую фотографию. Папа, всегда сдержанный, очень ругался. Оказалось, что на этой фотографии он снят с Норберём Винером. И вообще оказалось, что он занимался невероятно интересными вещами. А уже когда я в институт поступила и у менй а все спрашивали не родственник ли мне такой-то, я поняла, что папу оценивала очень неправильно.
По мне профессионализм - это умение делать свою работу, глубокие знания, стремление к раширению этих знаний, четкая организованность и умение рассчитывать время и расставлять приоритеты. ( а не я бросил идею, а ты тут доведи до ума и все почисти, я гений, мне некогда). С ощушающими себя гениями работать не люблю. Профессионал - это человек, которому можно отдать кусок работы и забыть об этом, все будет сделано. И совершенно неважно, программист это или уборщица. Чистый туалет мне нужен, а не уборщица, которая увлеченно рассказывает как она этого добилась.
А все остальное относится к области приятногo и интересного общхения. Хорошо когда это качества совмещаются, но совершенно не обязательно.
hettie_lz
Dec. 5th, 2014 07:44 pm (UTC)
Я думаю, что про рассказы ты меня не совсем так поняла. Как водится, когда я пишу, я представляю определенную картину, а когда меня читают, то у людей может возникнуть совсем другая картина :). Я как раз представляла те рассказы, которые мне приходилось слышать - часто весьма немногословные, но такие, за которыми чувствовалась полная погруженность в свое дело. Кстати, про уборщицу - вспомни "Летучую мышь" :))). Я вот об этом. "Те, кто считает себя гением" - чаще всего НЕ профессионалы. Для меня не считать себя гением входит в само понятие профессионализма.
(no subject) - polenova - Dec. 5th, 2014 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 5th, 2014 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gabryel - Dec. 5th, 2014 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 6th, 2014 04:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Dec. 5th, 2014 11:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 6th, 2014 04:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Dec. 6th, 2014 05:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 6th, 2014 05:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Dec. 6th, 2014 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 6th, 2014 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 6th, 2014 04:37 am (UTC) - Expand
gabryel
Dec. 5th, 2014 05:00 pm (UTC)
Я согласна, что профессионал -это не только собственно знания и навыки, но и определенный этический кодекс. Более того, мне доводилось видеть, что если человек от него по каким-то причинам отказывается, он и в сфере собственно работы начинает "проседать"
hettie_lz
Dec. 5th, 2014 07:46 pm (UTC)
Спасибо! Да, вот я примерно такого "отзыва" ждала (в смысле, искала такого созвучия :))
la_kis
Dec. 5th, 2014 08:42 pm (UTC)
для меня профессионал - кто способен о своем предмете коротко и ясно
hettie_lz
Dec. 6th, 2014 04:28 am (UTC)
И все?
(no subject) - la_kis - Dec. 6th, 2014 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 8th, 2014 01:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - gerraa - Dec. 6th, 2014 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 6th, 2014 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Dec. 6th, 2014 08:31 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
hettie_lz
Dec. 6th, 2014 04:29 am (UTC)
Да, я согласна, что это - один из признаков. Причем именно готовность.
(no subject) - ta_g - Dec. 8th, 2014 01:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 8th, 2014 04:05 am (UTC) - Expand
duh_extaza
Dec. 6th, 2014 07:06 am (UTC)
Положа руку на сердце, да, думаю, этика тоже входит каким-то боком в понятие профессионализма. НО. Не нужно "огрублять" этот этический кодекс. Точно так же, как качественно выполнить работу можно не одним единственным путем, так и этика - вещь не загрубевшая в одной единственно правильной форме. Этически правильно можно разрешить проблему разными способами. Я сходу не могу как раз придумать ситуацию, для которой существовал бы единственно правильный этический выход без вариантов. Это крайне редко случается.

Да, считаю, бросаться предметами - непрофессионально, но если в целом у человека проблемы в семье либо серьезнейшие на работе перегрузки, можно как-то понять и не вешать на него ярлык непрофессионала до конца жизни:). Другое дело, если он такой невыдержанный по характеру и постоянно срывается на вещах или на людях - это непрофессионально, да. С таким человеком работать в команде будет тяжело, а есть задачи, которые выполняются эффективно только в команде (хотя допускаю, что в различных профессиях может быть по-разному, совместная работа неважна и тогда пусть швыряется на здоровье:))

Про случай, когда возник вопрос профессионализма - я не хочу с Вами ссориться - но было довольно весело, когда Вы ошиблись в профессионализме людей, которые работают рядом с Вами годы, но беретесь сходу по неясным мне этическим признакам, плохо разобравшись в моем видении ситуации, оценивать профессионализм "по интернету":). Я, кстати, со своей стороны, оценила это как "бросание вещами" в ситуации рабочей перегрузки, вот честно вам скажу, именно такой возник образ ситуации:).
hettie_lz
Dec. 7th, 2014 05:26 am (UTC)
Ну да, это и было запланировано, как весело - я же Вас "отзеркалила" :)))
(no subject) - duh_extaza - Dec. 7th, 2014 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 7th, 2014 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Dec. 7th, 2014 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 8th, 2014 02:27 am (UTC) - Expand
ankaa26
Dec. 6th, 2014 09:09 am (UTC)
"У вас бывало так, что вы разговариваете с человеком, и видите и слышите, что он - Профессионал в своем деле, даже если это дело не имеет никакого отношения к вашей собственной специальности? По тому, с каким увлечением человек о деле рассказывает. По тому, с каким удовольствием он пускается в тонкости объяснения, и не "снисходит" до вас, а рассказывает так, что и вам понятно? Или не рассказывает, а просто делает дело - так, что вы им любуетесь?" - да, девушка с которой сейчас такая. и моя настя - тоже.
и судя по описанию - я тоже:) это приятно
hettie_lz
Dec. 6th, 2014 03:14 pm (UTC)
Про Вас я знаю :)))
enjoy_reading
Dec. 6th, 2014 09:35 am (UTC)
Вообще, я с Вами согласна. В смысле, я тоже думаю, что профессионал - это гораздо выше и больше, чем ремесленник. Это Мастер, а не мастеровой.
Но я не готова согласиться с тем, что это как-то связано с "подвешенностью языка". Я знаю массу Профессионалов, которые не очень хорошо и охотно говорят о своей профессиональной деятельности, да и вообще не очень хорошо говорят. К сожалению, я знаю также массу "ферматиков". Они очень красиво говорят о своей околопрофессиональной деятельности, но если разбираться детально, то оказывается, что это "новое, более короткое доказательство теоремы Ферма" :( При этом среди них есть хорошие знатоки своего дела. Назвать их профессионалами у меня рука не поднимается.
hettie_lz
Dec. 6th, 2014 03:13 pm (UTC)
Это прибор по названием "мисандерстендер" :)). Я не говорила про "подвешенность языка", я говорила про увлеченность, с которой люди говорят о своем деле. Про гордую и уверенную увлеченность. Слов при этом может быть очень мало. Я ведь написала - может, даже и не говорит, а делает.

Edited at 2014-12-06 03:14 pm (UTC)
(no subject) - ta_g - Dec. 6th, 2014 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 8th, 2014 01:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Dec. 8th, 2014 01:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 8th, 2014 04:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Dec. 6th, 2014 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 6th, 2014 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjoy_reading - Dec. 7th, 2014 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Dec. 7th, 2014 04:06 pm (UTC) - Expand
ta_g
Dec. 7th, 2014 05:20 am (UTC)
По-моему, не надо все это поэтизировать. Профессионал хорошо делает свое дело, более-менее сохраняет самообладание, не дурит голову заказчику, честно признает и исправляет свои ошибки, наверно надо включить здоровый, но не всепоглощающий интерес к повышению квалификации. Все остальное - энтузиаст. Включать энтузиазм и увлеченность в определение профессионала, по-моему, нечестно. Может быть, может не быть, неплохо, если есть, но это другое. Увлеченный рассказ о деле, по-моему, совсем из другой оперы. Хотя дело хорошее.
hettie_lz
Dec. 8th, 2014 01:38 am (UTC)
Это было про Профессионала с большой буквы :)
ta_g
Dec. 8th, 2014 01:50 am (UTC)
Ну тогда это поэтизация.
Я вот замечала, что видно артиста, музыканта, певца очень высокого уровня, даже если жанр совсем не близкий, не интересный или даже просто не нравящийся. Ну и в других областях деятельности наверняка тоже видно.
Мне кажется, еще важна обоснованная уверенность в себе.
hettie_lz
Dec. 8th, 2014 04:05 am (UTC)
да, конечно!
ta_g
Dec. 8th, 2014 03:52 am (UTC)
Я еще раз подумала, мне кажется важным, что профессионал не творческой профессии делает свое дело спокойно. Ну то есть не артистической, мне конечно напомнят, что все профессии могут быть творческими.
hettie_lz
Dec. 8th, 2014 04:06 am (UTC)
Это правильно, и я думаю, что "вообще" правильно :)
ta_g
Dec. 8th, 2014 07:12 pm (UTC)
Многие не просто профессиональные, а великие музыканты или артисты рассказывают, как безумно нервничают перед выступлением, мне кажется, им можно. А вот мое программирование в первый год - дрожащими от ужаса и тоски руками и мозгами - точно было не профессионально.
hettie_lz
Dec. 9th, 2014 05:18 am (UTC)
Выступать - это как доклад на конференции делать, а работать - это как репетировать :))
ta_g
Dec. 9th, 2014 05:26 am (UTC)
Мне кажется, это не вполне правильная аналогия. Артисты репетируют именно для того, чтобы выступать, без выступления ничего нет, это смысл и кульминация работы. А соотношение между работой и выступлением на конференции вряд ли такое же.
hettie_lz
Dec. 9th, 2014 11:42 pm (UTC)
да, пожалуй :)
( 67 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow