Что в этой книге интересного и необычного? Это единственная «полномасштабная» книга о ГУЛАГе, написанная «прямо тогда». Иван Солоневич вместе со своим сыном и братом бежал из карельского концлагеря летом 1934 года и успешно перешел финскую границу. И книгу написал в последующие два года.
Сейчас я думаю, что я напишу несколько постов про эту книгу, и в этом, самом первом посте я хочу процитировать вот этот отрывок из введения:
Свидетелям, вышедшим из России, читающая публика вправе несколько не доверять, и подозревать их – и не без некоторого психологического обоснования – в чрезмерном сгущении красок. Свидетели, наезжающие в Россию извне, при самом честном своем желании технически не в состоянии видеть ничего существенного, не говоря уже о том, что подавляющее большинство из них ищет в советских наблюдениях не проверки, а только подтверждения своих прежних взглядов. А ищущий – конечно, находит…
Помимо этого, значительная часть иностранных наблюдателей пытается - и небезуспешно – найти положительные стороны сурового коммунистического опыта, оплаченного и , оплачиваемого не за их счет. Цена отдельных достижений власти – а эти достижения, конечно, есть – их не интересует: они не платят эту цену. Для них этот опыт более или менее бесплатен. Вивисекция производится не над их живым телом – почему же не воспользоваться результатами ее?
Полученный таким образом «фактический материал» подвергается затем дальнейшей обработке в зависимости от насущных и уже сформировавшихся потребностей отдельных политических группировок. В качестве окончательного продукта всего этого «производственного процесса» получаются картины – или обрывки картин, - имеющие очень мало общего с «исходным продуктом» - с советской реальностью: «должное» получает подавляющий перевес над «сущим».
Мне кажется очень важной эта цитата, потому что она в каком-то плане «вечная». Эта очевидность – что каждый видит то, что хочет видеть - мы часто про нее забываем, и удивляемся, как люди «не видят очевидных вещей». Честно сказать, и сам Солоневич, при том, что он вполне это понимал, часто сбивается на «как можно не видеть, не понимать».
Я читала много документов той эпохи. В те самые годы, когда Солоневич пытался бежать из Советской России, за что и был посажен в лагерь, в те самые годы происходили мои наиболее известные семейные истории. И мои бабушки и дедушки воспринимали их совсем по-другому. А ведь они – тоже свидетели. Они были «прямо там». Они могли поклясться, что все происходило так, как казалось им, а не иначе.
Я несколько раз уже писала о том, как я сама в детстве и даже в ранней молодости очень многого не знала, какими странными для меня самой были мои тогдашние представления, чему я отказывалась верить. Я знаю, что вот прямо сейчас, очень многие люди, живущие в той же стране, что и я, не знают и не представляют очень многое из того, что в этой стране происходит, и не обязательно в другом штате. При том, что никто не скрывает информацию сознательно. Поэтому меня не удивляет, что разные люди, живущие в Украине, рассказывают абсолютно взаимоисключающие вещи. И я никак не готова никого обвинять в незнании, нечестности, непорядочности. Как не могу обвинять себя – 17-летнюю. Как не могу обвинять своего деда. И другого деда тоже… И чем больше знаю, тем меньше склонна расставлять оценки…
В последующих постах об этой книге я расскажу, что именно в ней для меня было неожиданно, что заставило задуматься. Про что так и осталось недоумение. Мне очень интересно мнение тех, кто знает про эти части истории больше меня. Кто читал какие-то первоисточники. Поделитесь.