?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

За последние дни в результате всяких разных обсуждений и разговоров, у меня накопилось с полдюжины разных «глобальных высказываний» разной степени глобальности. Попробую их записать, чтобы не только про шоколад и мороженое :).

Первая тема – детская, в связи с тем, что в последнее время ко мне пришло много новых друзей с маленькими детьми, и в связи с тем, что появилось много младенчиков, которые мне в какой-то степени «виртуальные внуки». И, соответственно, в разных разговорах часто возникают ранне-детские и просто детские темы.

… Дело не только в том, что я много чего уже не помню. И не только в том, что когда у меня были дети, жизнь была настолько другая, что для некоторых нет особой разницы между «моим» временем и средними веками:).

Мне кажется, никто лучше Толстого про это не сказал – каждые две недели новые правила, как будто только вчера стали рождаться дети. Ребенок обладает огромным запасом живучести, и способен выдержать любое воспитание. Сколько всяких глупых и ненужных требований было в «наше» время, а еще более – во времена, когда наши родители растили нас – это уму непостижимо. И, наверно, единственное, чем все эти требования были плохи – их выполнение отнимало кучу времени, которое иначе могло бы быть полностью отдано тому, чтобы радоваться ребенку, общаться с ним, показывать свою любовь.

В то время, когда у меня родились мои младшие, очень много времени уходило не на дурацкие требования, а на борьбу за выживание – на добывать еду, на стирать подгузники без стиральной машины, на готовить, за неимением полуфабрикатов для взрослых и детской еды в баночках. Очень многое было просто «потому, что иначе – никак». Но единственное, что это доказывает – это то, что младенец и это может вынести :). Это не доказывает, что так – лучше, или так и надо. Если это что-то и доказывает, то только то, что ничего страшного не будет, если выдерживать более длинные перерывы между кормлениями. Что ничего критического не произойдет, если младенца не успокоить, и он будет некоторое время плакать. И «некоторое» может быть довольно большим.

И, для кого – к сожалению, для кого – к радости, ничего из того, что с младенцем во младенчестве проделывали, не остается навсегда в подсознании. И не помнят они ничего про то, как папа ночью вставал – менял подгузники. И уж вовсе неправильно ожидать, что через шестнадцать лет после этого дочь будет доверять папе свои девичьи тайны исключительно потому, что из этой смены подгузников выросла большая духовная близость. Я понимаю, что в таком изложении это звучит смешно, но вы не поверите, насколько часто такая идея возникает. То, что после этого уже дело сделано, и контакт обеспечен на всю оставшуюся жизнь :)

Возможно, не до такой степени радикально, но более-менее то же самое справедливо и в отношении воспитания более старших детей. Не устаю повторять – никакие теории не будут работать, если нет полной уверенности в том, что делать вот так – правильно. Никакое «отданное» ребенку время не будет впрок, если оно отдано не с душой. Никакая жертва не будет оправдана, если в голове родителей она – именно жертва.

Никакие занятия – развивалки – музыки – шахматы не являются необходимым условием того, чтобы выросла счастливая и успешная личность. Необходимы - любовь и интерес к тому, чем эта новая личность живет. И еще – никогда нельзя быть уверенным, что то, что мы пытались в ребенка вложить, как-то в конце концов на него повлияло. Потому что чистого эксперимента на одном и том же ребенке два раза не проведешь :). Так что мне тоже доверять нельзя :):).

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
gerraa
Nov. 2nd, 2014 05:45 am (UTC)
Угу. Смотрю на свою 15-летку, которая сейчас активно демонстрирует все "прелести" подростковой психики и поведения, и с грустью думаю, что, да, никакие развивалки, кружки и т.д. по тексту. И что никаких гарантий, что в итоге получится хоть сколько-нибудь успешная, блин, личность - я уж молчу про просто развитая. А вроде я старалась... Хорошая девчонка, даже классная - пока личиком доктора Джекила смотрит. Но там и свой мистер Хайд имеется. К сожалению.

Edited at 2014-11-02 05:45 am (UTC)
hettie_lz
Nov. 2nd, 2014 08:18 am (UTC)
ну вот и на самом деле все равно ничего не из чего не следует. Т.е., она может "демонстрировать", но это совсем не значит, что ничего не получилось (более точно сказать не могу, т.к. Вы не жаловались на конкретности)
annushka_krasa
Nov. 2nd, 2014 06:01 am (UTC)
Вот под последним абзацем прям много раз подпишусь :)
Но и со всем в целом тоже согласна)
hettie_lz
Nov. 2nd, 2014 08:19 am (UTC)
:)))
sisterdim
Nov. 2nd, 2014 07:53 am (UTC)
Жертвенность вообще всегда вылезает каким-то уродливым боком,маленький ребенок очень это чувствует,когда "без души",а упрёки по отношению к выросшим детям,типа"да я для тебя пожертвовал(а) всем" вообще не работают и приводят к дальнейшему ухудшению,а в некоторых случаях и к полному разрыву всяких контактов.
hettie_lz
Nov. 2nd, 2014 08:20 am (UTC)
А ведь сколько родителей так делает!
bublik_ru
Nov. 2nd, 2014 08:08 am (UTC)
Угу...
hettie_lz
Nov. 2nd, 2014 08:19 am (UTC)
Я это написала вчера в самолете, т.е., до того, как Ваш пост прочитала - и без него накопилось достаточно материала....
livejournal
Nov. 2nd, 2014 09:47 am (UTC)
Подростковое
User yuliyaaa81 referenced to your post from Подростковое saying: [...] Прочитала [...]
norah_charles
Nov. 2nd, 2014 12:14 pm (UTC)
Проговорить интересно, это же на одном крыле в реальном времени делается.

Жертвование - точно не путь.

Идем от себя, другого родителя, и детей, как-то сочетая. Тогда выходит, что адекватно устроенные развивалки = отдых меня (сижу на мат. кружке, вычитываю статью, дети заняты - треплют нервы преподавателю). В целом, поиск занятий, которые бы давали кому-то быть "в зоне", кому-то отдыхать. Сварить семье бадью супа, и умотать пешком по парку 10 миль - мой подход. Со мной никто не хочет, а мне надо.

Первые 5 лет мне сложнее всего было служить контейнером для детских эмоций. Не могу - захлестывало, тут вместе тонуть, или дистанцироваться злобно. В 6 лет прочно вышли на базу споров, эмоции регулируют проще, а по одному их и к папе можно сплавить. Уф. В кои веки снова обратила внимание на то, что делаю профессионально-стратегически (а не с точки зрения, хватит ли зарплаты на зимнюю одежку). Оказалось, там тоже тонна не додумана.

А, ну и с папой мы, 6 лет спустя, снова знакомы исключительно шапочно. Бо разделение труда. В 12 лет детей начнут брать на летние лагеря с ночевками, и, если мы найдем что подходящее, то, возможно, познакомимся снова.
hettie_lz
Nov. 2nd, 2014 06:31 pm (UTC)
ругать уже можно :)?
duh_extaza
Nov. 2nd, 2014 04:53 pm (UTC)
нужно добавить только по последнему абзацу, что любовь предполагает поддержку безо всяких ожиданий. уважение потребностей и желаний детей (если только это не нечто криминальное). предоставление такой свободы, которой человек может распоряжаться - по мере взросления.
И обучение самостоятельности в разных ситуациях и умению распоряжаться собственной свободой - главная задача любого воспитания, на мой взгляд. А в остальном - можно просто любить и показывать личным примером:)) (исходя из описанного выше понимания любви, тк. у каждого оно свое, и иной любовью можно и "убить", и форма выражения любви также имеет значение. Иной человек так выразит свою любовь, например, в постоянном контроле, подбадривании и подзуживании, что нафик оно надо такое.
hettie_lz
Nov. 2nd, 2014 08:09 pm (UTC)
Да, согласна с уточнениями!
adeley
Nov. 2nd, 2014 06:58 pm (UTC)
Обожаю ваши философско-воспитательные посты!:)) Пожалуй, полностью согласна с вашими высказываниями! Раньше я считала, что многое от генетики зависит, т.е. стоит умного успешного папу найти своим детям, как такие же детки обеспечены. Увы. Все еще считаю, что от генов многое зависит, но как там генетический паззл сложился одному Богу известно.

Когад же говорят о любви, то у меня диссонанс, а что это такое? Чувства, которые я считаю "любовью" очень разные по отношению к каждому из людей, которых я люблю. Какое именно из них правильная "любовь" к ребенку?
hettie_lz
Nov. 2nd, 2014 08:19 pm (UTC)
Я твердо верю, что есть врожденное, генетическое или нет - вопрос отдельный... а приведите примеры про "правильную любовь" - Вы ведь наверняка что-то конкретное думаете!
(no subject) - adeley - Nov. 4th, 2014 03:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 4th, 2014 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - adeley - Nov. 4th, 2014 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 5th, 2014 05:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - adeley - Nov. 6th, 2014 03:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 6th, 2014 04:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - adeley - Nov. 6th, 2014 05:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 6th, 2014 02:58 pm (UTC) - Expand
enjoy_reading
Nov. 2nd, 2014 07:26 pm (UTC)
Спасибо!
Как всегда, очень актуально :)
hettie_lz
Nov. 2nd, 2014 08:20 pm (UTC)
Я рада, если это как-то "отозвалось"!
galina_vr
Nov. 2nd, 2014 07:40 pm (UTC)
Сегодня довелось оказаться вместе со знакомыми и их детьми (девочки 7 и 10 лет) в детском театре. Другие дети тоже примерно того же возраста, девочки преобладали. Никакого предвкушения спектакля у детей не замечалось, но все радовались своим безумно вычурным нарядным платьицам.
hettie_lz
Nov. 2nd, 2014 08:21 pm (UTC)
а как спектакль смотрели :)?
(no subject) - galina_vr - Nov. 3rd, 2014 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 4th, 2014 01:46 am (UTC) - Expand
chiterabob
Nov. 4th, 2014 05:35 am (UTC)
ну ты знаешь, как я "люблю идею жертвенности.
очень стараюсь ловить себя - вдруг у самой прорвется.

конечно, дети не запомнят и не оценят. наверное.
главное, это должно быть нужно самим родителям. если бежишь домой, потому что тебе в самом деле интересно, как прошел у ребенка день. или обсуждаешь фильм-книгу-мультик потому что в самом деле интересуешься мнением.
короче, все должно быть по-настоящему, а не потому что в книге "как воспитать успешного человека" рекомендуют задавать вопросы по прошедшему дню.)))
hettie_lz
Nov. 4th, 2014 01:16 pm (UTC)
ДА!!!! Именно!
mrs_mushroom
Nov. 4th, 2014 05:44 pm (UTC)
Вот парадокс: сколько я знаю людей, которые утверждают что дети это счастье и радость, но в то же время затраченные на это счастье и радость ресурсы считают жертвой. Ну а о том сколько родителей любят в ребенке не ребенка, а свое в него вложение, я вообще молчу. То есть вырос таким как мы хотели - хорошо, есть за что дитя любить и себя уважать, вырос не таким, значит это паршивая овца в стаде, а мы никчемные воспитатели.
Но что я считаю худшим по крайней мере для людей моего поколения и социального слоя, это что всю жизнь с нас родители требовали, и никогда не бывали довольны. Учишься на четыре и пять - а почему не только на пять? Выиграл школьную олимпиаду - теперь выиграй городскую! Занимаешься спортом? Так не сметь просто для удовольствия, изволь приносить медали. И на выполнение все время растущих требований и удовлетворение неудовлетворимой родительской гордости уходило все время которое можно было потратить на установление нормальных отношений с ребенком. Ну, когда его рассматривают просто как человека, а не продукт своего труда. Не поверите, мне и сейчас родительница предъявляет претензии, что дескать я мало в жизни достигла ;) Понятно, что я ее держу на расстоянии ;)
А вот мой близкий друг вырос в некой развивающейся стране, и у его мамы было шестнадцать (16) детей. Понятно что никаких систем воспитания на нем не испытывали, могли и накричать, могли и нашлепать - словом, дитя прерии на вольном выпасе ;) В конечном итоге у него куда лучше отношения с родителями чем у меня. Возможно главным образом потому что для его родителей, людей без всякого образования, которые грамоте учились будучи взрослым любое достижение сына или дочки было - ДОСТИЖЕНИЕ. Среди их детей есть и врачи, и рабочие, и домохозяйки, и они гордятся каждым, вместо того чтобы зудеть им в уши о том что надо бы поднажать и достичь еще чего-нибудь.
hettie_lz
Nov. 5th, 2014 05:05 am (UTC)
Полностью согласна!
( 33 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow