Первая тема – детская, в связи с тем, что в последнее время ко мне пришло много новых друзей с маленькими детьми, и в связи с тем, что появилось много младенчиков, которые мне в какой-то степени «виртуальные внуки». И, соответственно, в разных разговорах часто возникают ранне-детские и просто детские темы.
… Дело не только в том, что я много чего уже не помню. И не только в том, что когда у меня были дети, жизнь была настолько другая, что для некоторых нет особой разницы между «моим» временем и средними веками:).
Мне кажется, никто лучше Толстого про это не сказал – каждые две недели новые правила, как будто только вчера стали рождаться дети. Ребенок обладает огромным запасом живучести, и способен выдержать любое воспитание. Сколько всяких глупых и ненужных требований было в «наше» время, а еще более – во времена, когда наши родители растили нас – это уму непостижимо. И, наверно, единственное, чем все эти требования были плохи – их выполнение отнимало кучу времени, которое иначе могло бы быть полностью отдано тому, чтобы радоваться ребенку, общаться с ним, показывать свою любовь.
В то время, когда у меня родились мои младшие, очень много времени уходило не на дурацкие требования, а на борьбу за выживание – на добывать еду, на стирать подгузники без стиральной машины, на готовить, за неимением полуфабрикатов для взрослых и детской еды в баночках. Очень многое было просто «потому, что иначе – никак». Но единственное, что это доказывает – это то, что младенец и это может вынести :). Это не доказывает, что так – лучше, или так и надо. Если это что-то и доказывает, то только то, что ничего страшного не будет, если выдерживать более длинные перерывы между кормлениями. Что ничего критического не произойдет, если младенца не успокоить, и он будет некоторое время плакать. И «некоторое» может быть довольно большим.
И, для кого – к сожалению, для кого – к радости, ничего из того, что с младенцем во младенчестве проделывали, не остается навсегда в подсознании. И не помнят они ничего про то, как папа ночью вставал – менял подгузники. И уж вовсе неправильно ожидать, что через шестнадцать лет после этого дочь будет доверять папе свои девичьи тайны исключительно потому, что из этой смены подгузников выросла большая духовная близость. Я понимаю, что в таком изложении это звучит смешно, но вы не поверите, насколько часто такая идея возникает. То, что после этого уже дело сделано, и контакт обеспечен на всю оставшуюся жизнь :)
Возможно, не до такой степени радикально, но более-менее то же самое справедливо и в отношении воспитания более старших детей. Не устаю повторять – никакие теории не будут работать, если нет полной уверенности в том, что делать вот так – правильно. Никакое «отданное» ребенку время не будет впрок, если оно отдано не с душой. Никакая жертва не будет оправдана, если в голове родителей она – именно жертва.
Никакие занятия – развивалки – музыки – шахматы не являются необходимым условием того, чтобы выросла счастливая и успешная личность. Необходимы - любовь и интерес к тому, чем эта новая личность живет. И еще – никогда нельзя быть уверенным, что то, что мы пытались в ребенка вложить, как-то в конце концов на него повлияло. Потому что чистого эксперимента на одном и том же ребенке два раза не проведешь :). Так что мне тоже доверять нельзя :):).