?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почему?....

Друзья, я хочу у вас вот что спросить. Иногда (это не свежие новости, это очень продолжительные наблюдения), так вот, иногда я читаю и слышу от людей, родившихся в России, но давно живущих за рубежом, что они чувствуют себя "не дома", в той стране, где живут, и что когда они приезжают в Россию, только там это ощущение дома, ощущение "своего" появляется.

Я очень хорошо понимаю, что дом - это дом. То есть, что то, какое место человек ощущает своим домом, совершенно не обязательно зависит от покоя, благополучия, стабильности и прочее. Иначе я бы давно жила в Финляндии. И что дом - это не обязательно, где совсем все нравится. Я критикую массу вещей в Америке, которые мне не нравятся, и надеюсь, что делаю что-то содержательное для того, чтобы эти вещи изменялись. Я понимаю, что чувства - это не то, что меняется под воздействием политической ситуации, потому что были годы, когда я сама бы охотно носила футболку "Простите за нашего Президента".

Но я вот честно пытаюсь представить, как можно жить постоянно там, где не ощущаешь себя "дома". Не временно. Не на учебе. Не на работе по контракту, пусть даже на несколько лет. Не потому, что вот прямо сейчас не уехать. Не потому, что нужно ухаживать за больным родственником, ждать, пока у мужа закончится контракт или у ребенка - период обучения.

Когда я приехала в Америку, несмотря на то, что многое тут было гораздо проще, мне было очень тяжело в целом, потому что это был не дом. И я не собиралась там оставаться дольше двух -трех лет. Осталась я тогда, когда абсолютно точно поняла, что "проросла", полюбила, что это именно мой дом теперь. Ну и, собственно, мое нынешнее "интересное семейное положение" - результат того, что чувство "бытия в своей тарелке" важно.

Поэтому вот это абсолютно честный вопрос без подтекста. Друзья, которые себя так ощущают - вы можете мне рассказать, как оно у вас? Остальные слушатели - читатели, пожалуйста, не обижайте никого, хорошо?

Tags:

Comments

( 82 comments — Leave a comment )
marinta
Aug. 24th, 2014 07:10 am (UTC)
Наверно, это где-то внутри сидит. Оседлость и кочевка.
Я, видать, из кочевых. Мне везде одинаково "дома". Остро ощущение единственности жизни, а окружение - не в нем суть.
hettie_lz
Aug. 24th, 2014 01:54 pm (UTC)
Я про другое немножко. Может, кто еще ответит
chiterabob
Aug. 24th, 2014 08:10 am (UTC)
а что делать тем, кто у себя на родине ощущает себя не дома?
как в чужом костюме - и под мышками давит, и в паху режет, и штанины длинные.
так бы разделась до трусов и убежала.
hettie_lz
Aug. 24th, 2014 01:55 pm (UTC)
Я понимаю, что для тех, кто "наоборот", вопрос в другом. Но когда просто не получается, и путь неочевиден, это ж не то, чтобы выбор...
yan
Aug. 24th, 2014 08:48 am (UTC)
(a side note) наверно, тут еще не удается дать точного определения этой самой тарелки, в каких угодно терминах, и требуется, чтобы говорящие понимали друг друга без определения. Скажем, я заметил, что для ощущения дома как своей тарелки в Америке мне потребовалось 2 года и 2 месяца; я начал расспрашивать коллег и увидел, что у многих число примерно то же, причем рандомизируя по условиям. Особенно забавно было, когда "2 года" сказал немец-программист, переехавший с семьей в Калифорнию из Гамбурга.

Заметим забавное: подавляющее большинство моих опрошенных, понявших вопрос и ответивших примерно тем же числом, постепенно вернулись из Америки обратно, в том числе и немец в свой Гамбург, как я недавно узнал.
hettie_lz
Aug. 24th, 2014 01:56 pm (UTC)
Оно может быть разным для разных людей, и я кучу людей знаю, кто в разных местах "в своей тарелке". Тут вполне достаточно явно высказанного ощущения, потому как оно суть субъективно. И да, я о гораздо более продолжительных сроках...
efz
Aug. 24th, 2014 10:05 am (UTC)
мне везде дома, когда в семье все хорошо.
hettie_lz
Aug. 24th, 2014 01:57 pm (UTC)
:))
vnu4ka
Aug. 24th, 2014 01:31 pm (UTC)
я бы готова ответить, как это, только не очень понимаю вопрос :)
"как оно у вас" - что конкретно "как"? почему не уезжаю туда, где "дома"? какие ощущения возникают в связи с тем, что чувствую "не дома"? :)
если можете конкретизировать - спасибо! :)
hettie_lz
Aug. 24th, 2014 01:53 pm (UTC)
Ага, с удовольствием конкретизирую. Что заставляет жить там, где постоянное ощущение - "чужое, не дома". Что оказывается сильнее этого? хотя именно про Вас я этого не думала. Несмотря на то, что Вы мне рассказывали.
(no subject) - vnu4ka - Aug. 24th, 2014 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 24th, 2014 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Aug. 25th, 2014 05:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 25th, 2014 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Aug. 25th, 2014 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 25th, 2014 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Aug. 27th, 2014 09:16 pm (UTC) - Expand
ankaa26
Aug. 24th, 2014 03:58 pm (UTC)
мне сложно сказать про другую страну, но когда я училась в германии, я была дома. вот просто дома. у меня была уютная квартира, милейший город, меня покорил уклад жизни и порядки в стране. и я просто этот короткий срок была дома.
а вот когда я год жила в томске, несмотря на друзей и все такое - дома я себя не ощущала вообще. вот не мой город, не мое все. в красноярске я дома, но тут мои люди. впрочем, если бы я уехала сейчас навсегда, я бы очень быстро прижилась в другой стране и там бы тоже стал мой дом. как то так)
hettie_lz
Aug. 24th, 2014 07:24 pm (UTC)
Про короткие сроки все же сложно сказать... в смысле, "короткое время" проще быть дома, где угодно. А когда Вы вернулись из Германии, какие были ощущения? что "домой" или нет?
(no subject) - ankaa26 - Aug. 24th, 2014 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 25th, 2014 04:21 pm (UTC) - Expand
motorka_lara
Aug. 24th, 2014 04:26 pm (UTC)
Я думаю, что такое чувство возникает в случае, если как-то не совпали мечты и реальность. К примеру, человек получил меньше чем ожидал; или не думал, что будет тосковать по прошлой жизни и людям из той жизни; или всё идеализировал чересчур, а жизнь подбросила такие задачи, к которым человек оказался не готов.
Буквально недавно я прочла у немецкого писателя Шлинка:

"Все истории отношений между Западом и Востоком были историями любовными, с присущими им надеждами и разочарованиями. Их питало любопытство к чужому, к тому, что у другого было, а у тебя нет, или наоборот....Много ли было таких историй? Достаточно, чтобы с падением Берлинской стены для немцев наступила прямо-таки весна восточно-западного любопытства. Только то, что раньше было чужим и далеким, разом стало близким, обыденным и докучным. Как черный волос любовницы, оставшийся в умывальнике, или её громадный пес, который был забавен на совместных прогулках, но в общей квартире начинает действовать на нервы".


hettie_lz
Aug. 24th, 2014 07:16 pm (UTC)
Это никак не объясняет, почему, если не сложилось, люди продолжают жить "не дома".
(no subject) - motorka_lara - Aug. 25th, 2014 03:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 25th, 2014 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Aug. 25th, 2014 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 25th, 2014 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motorka_lara - Aug. 26th, 2014 05:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Aug. 27th, 2014 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motorka_lara - Aug. 28th, 2014 05:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Aug. 28th, 2014 06:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - motorka_lara - Aug. 28th, 2014 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Aug. 28th, 2014 09:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - motorka_lara - Aug. 28th, 2014 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Aug. 28th, 2014 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - motorka_lara - Aug. 28th, 2014 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Aug. 28th, 2014 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motorka_lara - Aug. 29th, 2014 04:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - motorka_lara - Aug. 26th, 2014 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 26th, 2014 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Aug. 25th, 2014 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motorka_lara - Aug. 26th, 2014 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Aug. 26th, 2014 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motorka_lara - Aug. 26th, 2014 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 26th, 2014 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motorka_lara - Aug. 27th, 2014 06:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 27th, 2014 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 26th, 2014 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Aug. 26th, 2014 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thawing_wind - Aug. 27th, 2014 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 27th, 2014 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Aug. 27th, 2014 05:08 pm (UTC) - Expand
yuliyaaa81
Aug. 24th, 2014 05:20 pm (UTC)
Вот я вообще не могу понять подобной постановки вопроса :((( Я помню мне говорили про ностальгию, про "Родину"... Я помню тоску в Германии первые несколько лет, особенно после возврашения из России и на Рождество... Все чужое, незнакомое, одиночество... Даже не знаю, когда это прошло. Может с покупкой собственной квартиры, может с окончанием уни, может с ребенком и его радостью возвращения "домой"... Но у меня сейчас в новом доме примерно такое же ощущение: он большой и незнакомый, хочется в нашу маленькую, уютную квратиру. Но я знаю: обустроемся и будет оно счастье привычки :) Наверное страны тут ни при чем :) И в России мне сейчас неуютно :( Не знаю, с какого момента...
hettie_lz
Aug. 24th, 2014 07:17 pm (UTC)
Ну да, Вы так и не высказывались. Мне захотелось спросить людей, которые так говорят, попробовать понять - если не дом, то зачем тогда?!
(no subject) - yuliyaaa81 - Aug. 25th, 2014 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 25th, 2014 05:05 pm (UTC) - Expand
zuka1
Aug. 24th, 2014 06:34 pm (UTC)
Аналогично. Особенно поразительно это слышать от людей, проживших "не дома" лет по 20, без детей, без дома и вообще без каких либо видимых привязок к этому самому "не дому".
hettie_lz
Aug. 24th, 2014 07:18 pm (UTC)
Да. Я все понимаю с детьми, с родителями, с мужьями - женами... а вот так - не понимаю.
(no subject) - thawing_wind - Aug. 27th, 2014 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 27th, 2014 10:19 am (UTC) - Expand
polenova
Aug. 24th, 2014 08:45 pm (UTC)
Я про это целый роман написала. Давно уже, а больше не пишу романов.
Просто чувство такое - все время хочу домой
Литературные герои - не копии авторов, но чувство мне очень знакомо. Прошло совсем недавно, а я в Америке уже 25 лет живу, половину жизни. Да и прошло нехорошо. Просто все кого я любила - умерли, и мне страшно ехать в пустую Москву. .Я терпеть не могу кладбища, даже на мамину могилу не хожу. А теперь у меня там целый город - кладбище. Вот на этой улице, вот за этим поворотом, вот то самое окно. Не хочу. Я пыталась зацепится, пустить корни. Купила дом. Потом продала, купила другой, тоже продала. Живу на съемной квартире, и оказалось, что эта временная пересадка, похоже, последняя. Но случись что - соберу вещички. "Нет у вас родины, нет вам изгнания". Как-то так.
Но у меня есть друг детства - по убеждениям, по мыслям - полная противоположность мне. А выросли мы вместе - вот буквально сидели на одном горшке и накс купали в одной ванночке. Когда я у нему приезжаю - я дома.
http://blogs.privet.ru/user/annet_558/70079354

Edited at 2014-08-24 08:48 pm (UTC)
hettie_lz
Aug. 25th, 2014 04:24 pm (UTC)
Лиль, ты негуманна :)). Я твой роман почитаю, но не прям сейчас. Я ж просто вопрос задала. Даже не про чувства, а вот "что мешает". Можно, я тебя одним предложением спрошу? Я правильно тебя понимаю, что "дома нет нигде" сейчас? Если так, то это другое. Это не то, что ты "в России дома", а то, что ты "в Америке не дома", ну или недавно была не дома. Если это так, то вопрос был не к тебе :)))
(no subject) - polenova - Aug. 25th, 2014 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 26th, 2014 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Aug. 26th, 2014 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 27th, 2014 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Aug. 27th, 2014 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 27th, 2014 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Aug. 27th, 2014 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 27th, 2014 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Aug. 27th, 2014 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 28th, 2014 05:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Aug. 28th, 2014 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 28th, 2014 06:45 pm (UTC) - Expand
ta_g
Aug. 25th, 2014 01:08 am (UTC)
У меня это усталость, слабость, вроде бы тут все уже организовано, и уже не так остро "не дома". Летом в каникулы даже хорошо. Но в Москве все равно куда более дома. Я думала, когда я не буду связана необходимостью зарабатывать на жизнь, может быть вернусь. Хотя большой квартиры у кольцевого метро уже нет. Но последние месяцы это представляется маловероятным. В принципе хотелось бы жить в Европе, в Барселоне или в Лондоне, но нет энергии на такие изменения. Или хоть в Нью-Йорке. У significant other тоже нет такой энергии, если бы он все это за меня сделал, я была бы счастлива, мне совсем не хочется всего добиваться самой.
Первые годы были всякие обстоятельства с документами, с визами, с ошибками в грин карте, с неправильной фамилией в российском паспорте, поэтому я застряла. Потом вроде все наладилось, но очень нескоро. И я наконец перестала остро чувствовать отчуждение и раздражение. Оценила многочисленные достоинства и красоты Чикаго, возможность ездить почти повсюду без визы. Было несколько лет, когда была очень довольна жизнью. В 2002 году на вопрос соседей по гостинице в Италии, откуда я, ответила, что из Москвы, а последние годы всё-таки говорю, что из Чикаго. И еще разобралась с паспортом, стала регулярно ездить домой, и наслаждаюсь в Москве устройством старого не американского города. Теперь опять с этим непонятно, и это очень грустно.
К Америке я отношусь как к большой чуждой немного враждебной среде с большими странностями, с которой надо как-то справляться. Хотя Чикаго - обалденный город. Любви все-таки нет, вот только к Нью-Йорку. Хотя фильм "the Immigrant", о котором мы тут говорили, несколько отравил мне Нью-Йорк. На Эллис Айланд, я, кстати, никогда не ездила, мне страшно и противно, хотя в Нью-Йорк езжу часто. Мне очень не нравится здешний work-life balance, страна, где средняя длина отпуска 11дней, представляется мне безнадежной. Часто ловлю себя на идиотских мыслях типа " вот, они требуют, чтобы я вовремя приходила на работу, а метро у них работает отвратительно, это нечестно". Хотя головой понимаю, что это разные "они".
Политика мне важна, когда выбрали Буша, я легла спать в слезах, с мыслью, что это был мой последний шанс полюбить эту страну. А в 2004 было еще более дико, что это опять произошло, но весь Чикаго разделяю мои чувства и было легче. Какое-то время любила Америку после выборов в 2008.
В моем случае я не двигаюсь из -за усталости, инертности, родственников, работы, которая дает мне 4 месяца каникул, это для меня самое главное - что я подолгу не в неволе, работа для меня неволя, даже нынешняя, которая мне нравится. Ну и еще, когда я приезжаю, все мне рады, но что будет, если я останутся насовсем? Интенсивность спадет.
Еще, может быть, привыкла жить как бы через прозрачную пленку и уже страшновато вживую, без пленки. Это, наверно, самое плохое.
hettie_lz
Aug. 25th, 2014 04:27 pm (UTC)
Таня, спасибо, я поняла настрой. Поняла, про "нет энергии менять". Ну и я думаю, что да, Вы правы, это связано и с тем, что "нет остроты".
(no subject) - ta_g - Aug. 25th, 2014 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 26th, 2014 07:12 pm (UTC) - Expand
tari_bird
Aug. 25th, 2014 05:30 am (UTC)
Поскольку я дома, мне нечего сказать по существу, но было очень интересно почитать комменты. Много глубоких и тонких наблюдений :)
hettie_lz
Aug. 25th, 2014 04:32 pm (UTC)
Я, в общем, так и надеялась. "У меня хорошая френд-лента" (с)
annutta_12
Aug. 25th, 2014 06:52 am (UTC)
Наверное, этот пост имеет отношение к тому, что я написала недавно про возвращение из России. Наверное, за это время выросла другая половина моей личности, которая абсолютно вписывается в здешнюю жизнь, больше того, поскольку я преподаю английский, для меня этот язык ( в британском варианте) очень близкий и реалии английской жизни, где, кстати, родился мой сын, в меня проросли. Но это все же вторая натура, а не первая. Я другого плана человек, чем Вы, и для меня было важно в самом начале помочь встать на ноги замечательному ученому и конструктору - моему мужу, который благодаря нашим совместным усилиям смог самореализоваться и создать то, что не создал бы никто другой- прибор нового типа. Поэтому я сознательно хотела помочь ему и сознательно шла его путем, стараясь извлечь для себя максимальные возможности. Я бы выбрала другой путь, если бы не это.

Edited at 2014-08-25 06:55 am (UTC)
hettie_lz
Aug. 25th, 2014 04:35 pm (UTC)
Ваш пост я помню, но он был не единственным. Как видно из ответов :). То есть, я даже подумала спросить Вас, но решила, что лучше спрошу всех.

И да, "для мужа" и другие близкие варианты я понимаю. Но да, Вы правы, тут еще надо, что то, чем Вы жертвовали, не ломало бы Вас до такой степени, чтобы приходилось совсем стать другим человеком.
( 82 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow