?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В чем смысл жизни?

Заголовок поста, конечно, такой глобально - философский, но вопрос я хочу обсудить гораздо более простой. Копирую высказывание из комментария к закрытому посту, и хорошо, что он закрытый, потому что я хочу обсудить этот вопрос абсолютно без привязки к той теме, в которой он возник.

Счастье старого человека конечно не в детях - они слишком самостоятельны и норовисты, а во внуках. Это для внука бабушка самая красивая, умная и нужная.
<...>
У моих отношений с мамой, естественно, полно сложностей, но я увидела, как она вопреки биологии встала на ноги и начала ходить и бегать, когда у нее появился для этого смысл - внучка.


С чем я полностью согласна в этом утверждении, это с тем, что каждому человеку необходим смысл жизни. Необходим другой человек, или живое существо, или дело, ради которого стоит жить. Именно потому, что человеку необходимо быть нужным, случаются такие несчастья, что человек, всю жизнь работавший, даже если он мечтает об уходе на пенсию, после выхода на нее уходит из жизни - я рассказывала такую историю времен моей работы в Пепси. И да, по принципу "двойной морали" я, "как мать", не ожидаю, что мне кто-то такой смысл обязан дань, но "как дочь" я считаю, что должна своей маме в этом помочь.

Вторая часть высказывания: обязательно ли смысл жизни у человека - во внуках? Да, очень часто бывает именно так. Но я бы даже не сказала, что "чаще всего", потому что бывает по-разному. Часто бывает, что так. И часто бывает, что это - ко всеобщей радости. Но, мне кажется, очень неправильно из этого делать выводы, что так должно быть всегда, и что другого смысла жизни быть не может. Потому что из такой установки почти автоматом следует "когда же вы нам родите внуков?" и нередко взаимные претензии, что "не пускают" к внукам, и много чего другого.

А что делать человеку, у которого по каким-то причинам нет детей? Или нет внуков? Так и жить с сознанием, что смысла жизни нет и не предвидится?

Нужно, важно, и даже необходимо быть кому-то нужным. С этим я не спорю. И более того, активно стараюсь, чтобы у меня в жизни было именно так. Мы не можем изменить других, но можем изменить себя. И я очень-очень надеюсь, что моя жизнь еще очень долго будет продолжаться оставаться такой же наполненной, как сейчас. И очень надеюсь, что я не буду никому навязывать свою помощь, а буду помогать тем людям и делам, кому это действительно нужно.

Как-то так:)

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
gerraa
Aug. 21st, 2014 05:02 am (UTC)
Хетти, Вы ведь экстраверт, да? :) Я - совсем наоборот. У меня, к примеру, нет горячего желания быть непременно кому-нибудь необходимой. Я, честно говоря, давно и ужасно устала быть необходимой своим работодателям. И совершенно не горю желанием заниматься детьми дочери, когда они появятся. Помочь в патовой ситуации конечно же я не откажусь, но при нормальном развитии событий... Может быть это из-за хронического конфликта между работой и не-работой, но пока у меня одно огромное желание: зашкериться куда подальше и чтобы при этом не быть кому-либо нужной. Хотя бы на протяжении нескольких месяцев, или лет, или оставшейся жизни. По ряду причин это еще долго не будет возможным.
Может быть поэтому я с таким скептицизмом отношусь к поиску смысла жизни вообще и нахождении его в нужности кому-то в частности? :)
Да-да, я в курсе про "всегдавозможность что-то поменять если очень захотеть", но люди разные и я не из этой рисковой категории :)
Я, кстати, по этому поводу не переживаю. Мне нравится мое состояние не-поиска и не-имения смысла жизни. Это я к тому, что ну не всем этот смысл прямо-таки уж нужен :)

Edited at 2014-08-21 05:45 am (UTC)
nata_for
Aug. 21st, 2014 06:46 am (UTC)
Простите, что влезаю, но мне кажется, что быть кому-то нужным - очень важно для пожилого человека. Я видела, как махрового интроверта, который всегда был счастлив жить свиом умом, сломала именно "никому не нужность". Причем дело тут как раз было не в давно выросших внуках - он просто остался один после смерти жены, и жить один не смог.

Про себе могу сказать, что моя мечта, классическая для мамы небольших детей :) , такая же, как у вас - забиться в уголок, и чтобы никто не трогал. Только больше недели в уголке я не выдерживаю - теряется смысл, ничего не хочется и не нужно.
(no subject) - gerraa - Aug. 21st, 2014 06:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - nata_for - Aug. 21st, 2014 07:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - gerraa - Aug. 21st, 2014 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 21st, 2014 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gerraa - Aug. 21st, 2014 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 21st, 2014 12:21 pm (UTC) - Expand
yan
Aug. 21st, 2014 05:13 am (UTC)
a side note
жить с сознанием, что смысла жизни нет и не предвидится
Что-то мне сдается, что в этих рассуждениях, конкретно о внуках и даже, кстати, о работе -- слишком много рассудка. Не все, что наполняет жизнь, требует осознания, а кое-что рассудку совершенно ортогонально. Например, насколько я понимаю, у нормальной матери новорожденного случается такой выплеск гормонов, что никакой рассудок не требуется, и поиск смысла и проч. Это только пример.

Про тебя же я лично нисколько не сомневаюсь, что тебе занятий хватит на сто лет в любом контексте.
hettie_lz
Aug. 21st, 2014 12:06 pm (UTC)
Re: a side note
Безусловно, не все требует. И более того, оно "требует сознания", скорее, когда отсутствует, а не когда присутствует. Например, бывает что нету всплеска гормонов. Бывает, и не так редко, как кажется. И если человек уверен, что всплеск должен быть, а его нет - ты не хуже меня знаешь, что бывает. Ты ту же прессу читал.
antruma
Aug. 21st, 2014 06:25 am (UTC)
И кстати, можно добавить в скобках: как же трудно бывает тем, кто становится чьим-то смыслом жизни! Тем самым внукам/детям, которые единственный свет в окошке. Это ж просто ужас что такое.
vnu4ka
Aug. 21st, 2014 10:14 am (UTC)
вот да, как раз подумала - ведь сознание, что ты для кого-то все - оно непосильный груз просто!
на тему, что когда любишь и помогаешь уж очень активно - как бы не задушить :)
(no subject) - hettie_lz - Aug. 21st, 2014 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 21st, 2014 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tilia_tomentosa - Aug. 23rd, 2014 12:58 am (UTC) - Expand
rasrattus
Aug. 21st, 2014 06:42 am (UTC)
Внуки мне не светят - разве что чудо произойдет, но не скажу, что очень хочется. От ровесниц уже не единожды слышала про "вот у тебя внуков нет, и делать тебе нечего, несчастная ты". Из-за ошибок в воспитании и собственном поведении я теперь человек, без которого еще два человека и два скота не могут обойтись. Это утомляет, потому что и сам становишься абсолютно зависимым, способов поменять положение пока не вижу, но ищу. Со смыслом жизни вообще не дружу - сколько раз искала, столько же раз и не находила. Быть нужной где-то кому-то? Может, и есть в этом смысл, но не моей жизни. Хотя у каждого своя кузинатра. Я бы тоже свалила на недельку куда-нибудь от созависимых. Больше не выдержу - чувство долга сожрет
hettie_lz
Aug. 21st, 2014 12:17 pm (UTC)
Ну да, это уже не "быть нужной", а "быть прикованной" получается....
(no subject) - rasrattus - Aug. 21st, 2014 12:48 pm (UTC) - Expand
nata_for
Aug. 21st, 2014 06:47 am (UTC)
Да, внукам или нет, не так важно, но быть кому-то нужным - надо. Это я по своим пожилым родственникам четко вижу...
hettie_lz
Aug. 21st, 2014 12:16 pm (UTC)
да!
enjoy_reading
Aug. 21st, 2014 08:10 am (UTC)
Очень с Вами согласна!
Но хочу отметить, что именно старым людям очень часто не хватает именно физического общения. Быть нужным надо всем. Но в старости это как-то видоищменяется. Не случайно раньше был институт компаньенок :) Кто там был кому нужен? И я очень благодаона моим родителям, что в свое время они взяли сиделку для бабушки. Внуки были уде тоже велики. Правнуки малы. Своих дел много. Я точно знаю, что моей бабушке это подарило 1,5 года полноценной жизни. Она справлялась сама, но все забывала вплоть до неузнавания нас с сестрой. (Жила она с родителями, т.е.это было физически необязательно.) Но с появлением товарища по времяпрепровождению к ней вернулись и память, и силы!
hettie_lz
Aug. 21st, 2014 12:16 pm (UTC)
Да, я согласна про компаньонок. Кто кому был нужен и кто зачем это делал - вопрос интересный. Я думаю, нередко бывало так, что компаньонкам компания была приятна, и они общались с удовольствием. А бывало, я думаю, и так, что "за содержание", и была бы их воля, они бы с этими вздорными старухами не общались. Так что наша задача - не стать этими самыми вздорными старухами :)). Чтобы с нами общаться хотелось.
(no subject) - enjoy_reading - Aug. 21st, 2014 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 21st, 2014 11:26 pm (UTC) - Expand
marnews
Aug. 21st, 2014 01:10 pm (UTC)
ох, все это сложные вопросы. и нет на них простых ответов.
не иметь чем заняться в старости по своим силам, и я имею в виду старость после 70-80(уж как повезет), плохая вещь. Должны ли это быть внуки обязательно, не знаю. Мне совершенно невыносима мысль, что будет ради меня создаваться видимость моей нужности внукам. Я делала это с моей мамой. Когда она приходила кормить дочку ланчем. дочке этого уже не надо было, но я ее умоляла терпеть, потому что бабушке это важно. Я такого себе не хочу.
Я за эти годы видела много очень пожилых волонтеров в больнице, вот я лучше себе такое занятие найду. Моя тетя меня учила, а у нее не было детей, как организовать старость. Она прямо так и говорила: организовать. Она до 90 лет работала в какой-то пошивочной артеле по несколько часов в день, пела в хоре для пожилых, они ездили с концертами, занималась своим здоровьем(плавала, ходила, держала себя в форме). Вот это все надо делать по-моему.
Кстати, заботиться о себе -это большое подспорье нашим взрослым детям. Т.е. иметь по возможности здоровую и самостоятельную старость.
А вот про сейчас, когда мне 55. Баланса очень хочется, а его нет. Работа забирает слишком много времени и энергии. И не вижу выбора, потому что не работать не могу и не хочу, а меньше -не получается. И есть у меня внуки, и сейчас я бы была нужна как раз, а не помогаю.
И ничего не успеваю и выматываюсь.
hettie_lz
Aug. 21st, 2014 01:23 pm (UTC)
Да, вот про "организовать старость" - это очень правильно, я именно это и имела в виду.

А почему сейчас баланса не получается? Как Вам кажется, что Вы бы сейчас могли и хотели дать внукам, а не даете?
(no subject) - marnews - Aug. 22nd, 2014 01:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 23rd, 2014 12:14 am (UTC) - Expand
yuliyaaa81
Aug. 21st, 2014 07:58 pm (UTC)
вспомнила свою старую учительницу, она 10 лет страдала от "отсутствия смысла жизни", в смысле внуков, а потом я ее семь лет не видела и за это время у нее появилось пять внуков... но она опять страдала, с смыслом правда...

Мне кажется смысл он или есть: в тебе самом, в собственных целях, желаниях и потребностях будь то дети, внуки, работа, спорт, путешествия, хобби, внутреннее развитие ... или нет. А "смысл жизни во внуках" это неудовлетворенные потребности, которые удовлетворяются за счет других. И да, важно быть важным и любимым, можно сказать нужным, пожилой ты или ребенок или где-то между... Но это одна из основных потребностей человека, на мой взгляд, а смысл жизни это такое философское понятия, при чем тут внуки :)
hettie_lz
Aug. 21st, 2014 11:44 pm (UTC)
Вот с каждым словом согласна! Про учительницу - шедеврально, хотя грустно.
(no subject) - galina_vr - Aug. 23rd, 2014 04:10 am (UTC) - Expand
galina_vr
Aug. 22nd, 2014 05:49 am (UTC)
Смысл жизни, сформулированной как "нужность другим" был для меня близким лет с 30 до 50. И он совпадал с текущей нужностью маленьким еще детям, семье, старшему поколению и окружающим людям, попавшим в какую-либо беду.

А примерно с 50-ти у меня поменялся образ жизни: вместо того, чтобы жить, я стала писать о жизни. Писать статьи, книги. И вот в этом состоянии хроникера жизни я перекочевываю в страну старости.
Дети у меня взрослые, внук живет вдали, и муж, слава богу, сам еще крепок, продолжает работать и попутно заниматься огородом на дачном участке, куда я давно перестала ездить (потому что в том месте нет питьевой воды и водоема, нормального леса, а грядки мне не интересны).

И получается так, что на данный момент я не могу сформулировать для себя смысла жизни. Что касается моего писательства, то приняла для себя одну данность: "сказать-написать то, что кроме меня никто не скажет. То есть, рассказать о жизни то, что пропущено именно через мое видение". Но несмотря на полное непонимание "смысла жизни" жить мне нравится.
hettie_lz
Aug. 23rd, 2014 12:12 am (UTC)
Я думаю, что в этом и есть смысл:)). Когда жить нравится, от этого "нравится" получается увеличение мирового позитива. Ну а когда Вы пишите, это, тем более, позитив для других. Нужность - не обязательно родным и бизким. Нужность - вообще миру в целом.
(no subject) - tilia_tomentosa - Aug. 23rd, 2014 01:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Aug. 23rd, 2014 02:00 am (UTC) - Expand
annutta_12
Aug. 22nd, 2014 07:46 pm (UTC)
Совершенно с Вами согласна!
hettie_lz
Aug. 23rd, 2014 12:15 am (UTC)
:))
( 39 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow