И это тоже достаточно неочевидный вопрос. Во-первых, я никак не могу согласиться с тем, что занимаюсь хоть какой-то благотворительностью "в больших масштабах". Я считаю, что в достаточно скромных, как с точки зрения денежной, так и с точки зрения вложения своего времени. И совершенно точно - очень сильно распыляюсь, хотя в последнее время пытаюсь с этим что-то сделать.
Я абсолютно честно могу сказать, что мне никогда не была свойственна "абстрактная жалость", и что я никогда не думала, что мой моральный долг состоит в том, чтобы кому-то что-то такое дать. Я никогда не испытывала никакого морального дискомфорта от того, что сначала обеспечивала себя и свою семью, и не по минимуму. И сейчас, когда я что-то в каком-то виде даю, и в смысле денег, и в любом материальном смысле, и в смысле потраченного времени - я совершенно точно ничего от себя не отрываю. Это то, что я могу дать "без ущерба". И да, конечно, все, что я даю - я даю с удовольствием, по принципу "альтруизм - крайняя форма эгоизма".
С другой стороны, у меня есть и всегда были какие-то мои внутренние представления о справедливости и желание поступать в соответствии с этими принципами. "Справедливость" тут весьма условная, я не считаю, что все должны думать, что справедливо именно так, а не иначе, это - "моя" справедливость :)).
Но вот, например, я всегда считала несправедливым, что я, хотя у меня и есть ребенок-инвалида, не несу в связи с этим никаких дополнительных расходов, потому что он на пятидневке в школе - интернате, где его кормят и выдают что-то из одежды, и как минимум раз в год посылают бесплатно в санаторий, так вот, что при этом я, имея возможность работать и нормально зарабатывать, получаю точно такую же пенсию на ребенка - инвалида, как и мамы действительно "сложных" детей, которым требуется масса дополнительных расходов, и дополнительная выплата на "лицо, осуществляющее уход", никак это не может компенсировать. Вот такие вещи я всегда пыталась "компенсировать на месте", например, предлагала получить что-то, что мне причиталось, другим мамам.
И хотя я сама вполне себе "вертелась", и работала на двух -трех работах, у меня никогда не возникало идеи, что "все так должны" и "чем они хуже/лучше". Я видела, как разные мои подруги по-разному приспосабливались к окружающей новой реальности, видела, что дело не в том, что они "не хотят вертеться", а часто и стараются, как могут, но - не получается. И именно потому, что я видела живые примеры таких вот неленивых, у меня не было ни минуты сомнений в том, что "по моей справедливости" они должны получать больше выплат. И что "могут" - не все, и наказывать за это не надо. И это все точно было еще до Америки.
Параллельно, опять же, я, как получатель помощи, вполне могла оценить, как важно, когда помощь оказывают "по смыслу", а не "по бумажкам". Мне всегда казалось и сейчас кажется высшей справедливостью, что зимой 91-92 года датский Красный крест кормил всех младенцев до года в нашем районе, независимо от того, сколько было детей в семье, какой был подушевой доход...
Так что это все было еще до Америки, хотя, безусловно, в Америке пришло гораздо более глубокое понимание всего этого, и возникла огромная потребность давать. Собственно, немедленно после того, как я перестала получать "пособие" в YMCA, чуть ли не на следующий день после того, как я пришла и сказала: спасибо, теперь я могу платить за членство сама - полностью, я внесла в копилку YMCA свои первые 30 долларов - потому что на всю жизнь запомнила, что я чувствовала, когда YMCA дала мне скидку в 50% на летний лагерь - на всех детей, на все лето. Эти 30 долларов я как раз и попросила направить в фонд обеспечения летних лагерей :).
Про прочую мою деятельность я в разных местах писала, а про что не писала - стало быть, не хочу прилюдно рассказывать. Но одно соображение у меня есть абсолютно четко-определенное, и именно в связи с этим соображением я надеюсь - мне хочется верить, что по крайней мере в Питере я бы делала то же, что делаю сейчас, независимо от географии и экономики.
Соображение вот какое. Я абсолютно твердо убеждена в том, что:
- никто не "должен" заниматься благотворительностью только потому что у него/нее есть время - деньги. И вообще никто не "должен". Человек может этим заниматься, если хочет.
- никакие causes - то есть, места и способы приложения волонтерской активности и благотворительности не бывают "более" или "менее" нужными - благородными - достойными и т.п. Каждый человек может и должен выбирать в этом плане то, к чему у него душа лежит, не обязан объяснять окружающим, почему именно к этому
- не бывает "слишком маленького пожертвования", "слишком короткой смены" волонтерской работы: любой рубль, любые полчаса работы, помноженные на количество волонтеров, приносят пользу.
- на что "есть время", на что "есть деньги" - вопрос приоритетов, а не количество времени и денег, и, опять же, никто не может решать за другого, как правильно.
.... так что, думаю, что нашлось бы, и не в зарплате дело :).