Я попросила прислать или показать мне ссылочку, и, вдохновленная позитивным опытом "Красного изобилия", тут же заказала аудиокнигу. История создания книги такова. Автор расспрашивал своего деда, пережившего блокаду Ленинграда, о том, что он пережил. Дед, в конце-концов, начал рассказывать историю, но многого не помнил точно. Когда внук его совсем доставал уточняющими вопросами, он отвечал: ты же писатель? Вот и придумай! И он придумывал....
Первые впечатления от книги были резко негативные. Сразу стало понятно, что это ... не "Красное изобилие". Сразу посыпалась куча разных "так не могло быть"..... Несколько раз хотелось бросить слушать и не тратить время... и все же что-то останавливало, и я продолжала. В результате я об этом не пожалела, и сейчас попробую рассказать, почему.
Для автора Блокада - так же исторически далека, как Гражданская война, а может и еще больше. Совсем история. И когда дед говорил ему: придумай!, он, конечно, придумывал, но придумывая, очень часто не понимал, не чувствовал контекста. Между двумя определенными событиями есть множество способов провести одну линию, если она - не прямая:). Додумывать можно то, что может быть, и то, чего не может быть . Не его вина. Он старался.
И еще я подумала о том, о чем недавно писала при других обстоятельствах. Когда участника войны, блокадника, просили рассказать про то, что с ним происходило, никто ведь не рассказывал про ежедневные ужасы. Никто не рассказывал про ежедневную борьбу с голодом, про страхи и кошмары. Рассказывали о том, что выделялось, что запомнилось. То, что казалось заслуживающим внимания. Плюс - естественное свойство человека - забывать страшное, "отодвигаться" от него. Чаще всего люди приукрашивают бессознательно...
И я подумала про то, что когда сейчас писатели пишут какие-то исторические повести и романы, где действие происходит в еще более далеком прошлом - ведь просто страшно представить, насколько это, скорее всего, далеко от истины! Даже если автор честно и добросовестно изучает соответствующий исторический период. Скорее всего, все обоснования действий героев, все внутренние монологи- абсолютно недостоверны. "Как не может быть".
... и при всем при этом.... несколько эпизодов книги были потрясающе точны и проникновенны. Не только во внешнем описании событий, которе вот абсолютно "верю!", а, главное, в передаче вот этих самых внутренних душевных движений, чувств героев повествования...
... и я в который раз уже подумала, что Вторая мировая на наших глазах из Воспоминаний становится Историей. И о том, что это - неизбежно. И о том, что просто было возмутиться и мысленно захлопнуть книгу. И что нужно, чтобы знали и помнили.