?

Previous Entry | Next Entry

За последние месяц - два я несколько раз участвовала в обсуждениях на тему о том, зачем надо (или зачем хочется) путешествовать, смотреть новые места, есть ли действительно список "must see", и какой в нем смысл, и так далее.

Банальность - сказать, что у всех разные цели путешествий, разные приоритеты. Но я вот думаю... в "прежние времена", в 18-19 веках, путешествия по "must see" списку были неотъемлемой частью образования любого "приличного молодого человека из хорошей семьи". Почему тогда считали, что это - необходимая часть воспитания и образования? Мне кажется, дело не только в том, что тогда не было фотографии и кино, и что путешествия имели такой вот строго образовательный смысл в плане ознакомления с архитектурными и художественными стилями.  Мне кажется, что и тогда люди, возможно, не вполне осознанно, а может и осознанно, считали главным в путешествиях то, что я сама считаю главным - смотреть на то, как может быть по-другому. Это примерно то, про что я много лет назад писала в очень важном для меня посте вот тут.

Мне кажется, что когда я подростком путешествовала "галопом" по разным частям Советского Союза, я очень мало могла понять и прочувствовать "разность".  Я помню, как я тогда замечала и удивлялась, но совсем не делала выводы, или делала поспешные выводы на основе случайных наблюдений.  Поэтому несмотря на то, что ездила я до переезда в Америку очень много,  до Америки я не "впитывала" эту "разность", не продумывала ее.

Мне кажется, что теперь я езжу по-другому. Даже когда езжу ненадолго. Ну или, по крайней мере, я надеюсь. Сейчас, хотя многие места мне интересны чисто "по-туристски", я все же сто раз подумаю, ехать ли куда-то в новое место, где не будет своего Вергилия :). Особенно, когда это касается самых - самых must see, например, очень боюсь не справиться со Святой Землей, туда точно не поеду "сама".

И еще. Сейчас, если я была где-то и мне это место не понравилось, для меня это значит, что я не успела или не постаралась его узнать.

И еще. Я писала, как на прошлой неделе профессор Нойхольд сказал, что я "с таким же энтузиазмом" люблю Чикаго, как и двадцать лет назад - Петербург. И, с одной стороны, он прав, но с другой - я же не зря ему ответила, что я люблю вообще - "места" и людей. Потому что если двадцать лет назад я была "горда", что живу в Петербурге, то сейчас я понимаю, что тем, где живешь, гордиться странно, можно радоваться этому факту и быть благодарной судьбе за то, что это выдали.  И что той особой любовь, какой я люблю Питер, я не буду любить никакое другое место на земле, но для Чикаго у меня - тоже особая любовь, и для Палатина... и даже для Хельсинки :). И вообще, сейчас мне это напоминает то, как я на полном серьезе боялась, что когда  будет больше одного ребенка, это как-то нарушит исключительность и особенность моей любви :)

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
yan
Apr. 8th, 2014 03:27 pm (UTC)
Надо сказать, что в 18 и 19 веке обычные люди мало путешествовали, разве по работе. The monied tourist was the exception. Travel has been the pastime of the rich in the eighteenth century. Джон Киган в книжке про войну (лови) пишет, что гулять начали только после появления железных дорог, да и то Tourism was, for the majority, channelled and unadventurous.
hettie_lz
Apr. 8th, 2014 04:37 pm (UTC)
Да, конечно! Но и "приличное образование" получало очень мало народу. Я о тех немногих и говорила.
(no subject) - yan - Apr. 8th, 2014 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 8th, 2014 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natasha_kob - Apr. 9th, 2014 01:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2014 02:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2014 02:48 am (UTC) - Expand
elka78
Apr. 8th, 2014 03:41 pm (UTC)
наш тренер по карате говорил "что мне смотреть на старые кирпичи - вот посмотреть как живут люди!"
hettie_lz
Apr. 8th, 2014 04:37 pm (UTC)
ну вот до такой степени, может, и экстрим, но...
duh_extaza
Apr. 8th, 2014 04:23 pm (UTC)
Путешествия расширяют сознание, активизируют. Причем неважно, с какой целью ты ездишь: по работе, учебе, ради каких-то конкретных архитектурных памятников или общего впечатления от городов и стран. Никакие фильмы или фотки этого не могут передать. Бывают случаи счастливых совпадений - когда ты уже побывал в каком-то месте, а потом тебе кино или фотографии показались удивительно похожими на твое восприятие. Точно передающими. Но для того, чтобы появилось это ощущение, нужно съездить. Заочно трудно влюбиться, можно только заинтересоваться.

И да, я в этом вопросе радикал: для меня склонность к путешествиям - это такое же важное качество человека, как начитанность или насмотренность. Т.е. человек, который не путешествует - это то же, что и не читает книги. Хотя у меня есть замечательные знакомые, которые много читают, но почти никуда не выезжали, ничего не видели. Стараюсь растормошить их. Не всегда получается:)
hettie_lz
Apr. 8th, 2014 04:38 pm (UTC)
ну вот, опять же, может, не так остро, но...
imb_irj
Apr. 8th, 2014 04:23 pm (UTC)
Вы так точно заметили!!
Это - шанс.
hettie_lz
Apr. 8th, 2014 04:37 pm (UTC)
Спасибо!
gabryel
Apr. 8th, 2014 06:40 pm (UTC)
Еще есть большая разница, как ездить - вместе с группой на автобусе или самому, и жить в апартаментах, ходить в магазины и т.д. Абсолютно разная степень вовлеченности и впечатлений. У меня такой страной-открытием была Норвегия, потому что мы по ней на велосипедах ездили.
hettie_lz
Apr. 8th, 2014 11:21 pm (UTC)
Да, конечно!
la_kis
Apr. 8th, 2014 07:52 pm (UTC)
Ничего нет лучше путешествий :))
только не в толпе, упаси боже.
hettie_lz
Apr. 8th, 2014 11:20 pm (UTC)
Толпа тоже бывает разная, на самом деле. То есть, конечно, я понимаю, о чем Вы, но когда Аннушка ездила со своим хором, или когда, опустим, тематические круизы организуются для слушателей радиостанции классической музыки WFMT, или для членов Art Institute - это совсем другая толпа!
(no subject) - la_kis - Apr. 9th, 2014 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2014 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Apr. 9th, 2014 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2014 12:37 pm (UTC) - Expand
vnu4ka
Apr. 8th, 2014 09:01 pm (UTC)
про детей очень точно сказано, у меня были точь в точь такие же чувства. когда родилась Лея, я ее так любила, она была такой единственной и самой чудесной, что я все думала - я ж собираюсь детей иметь не меньше десятка, как же я их всех любить буду? :) помню, как мне про это хорошая знакомая ответила, сама мать пятнадцати детей, что у мамы с каждым ребенком сердце увеличивается и каждый ребенок находит там свою любовь :)

у меня целый ворох причин, почему мне важно путешествовать, но они не так важны, как тот момент, который неизменно присутствует в наших путешествиях: нам очень нравится, приезжая куда-то, видеть, как люди любят свой край и гордятся им. Пусть это будет крохотный Козьмодемьянск, или провинциальный Касимов или Тутаев - это очень трогательно: украшенные к празднику города, мемориальные стенды, цветы у могил солдат, краеведческие музеи (и терпеть не могу, когда говорят, что все краеведческие музеи одинаковы, мол, зачем их посещать! - нет, каждый музей уникален для своих жителей и они им гордятся. И в каждом музее непременно найдется что-то такое ценное, особенное именно для этого городка).
hettie_lz
Apr. 8th, 2014 11:18 pm (UTC)
очень-очень согласна! Вы другими словами выразили ту же мысль - каждое место есть, за что любить!
(no subject) - vnu4ka - Apr. 9th, 2014 03:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2014 03:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Apr. 9th, 2014 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2014 03:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Apr. 9th, 2014 04:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2014 04:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - vnu4ka - Apr. 9th, 2014 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2014 11:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natasha_kob - Apr. 9th, 2014 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2014 12:35 pm (UTC) - Expand
ta_g
Apr. 8th, 2014 09:01 pm (UTC)
Нет ничего лучше! Во всяком случае, для меня. Культура и история, и оторваться от работы, и посмотреть, как живут люди. Cовместить внутренний образ Перижа или Венеции (условно, можно подставить все, что раньше интересовало) не только с книжным, но и реальным. Попробовать на время другой образ жизни. Расширить горизонты. Активизировать мозги.
Я, как стала путешествовать, во многом примирилась с окружающей жизнью, даже больше ею заинтересовалась.
hettie_lz
Apr. 8th, 2014 11:17 pm (UTC)
вот да - расширить горизонты!
moj_oduvan4ik
Apr. 8th, 2014 10:12 pm (UTC)
Поностью согласна!
Бывают люди, которые путешествуют для того, чтобы рассказывать потом, что плохого они нашли там, где путешествовали :-)
hettie_lz
Apr. 8th, 2014 11:16 pm (UTC)
гыыыы:)) тоже правда!
natasha_kob
Apr. 9th, 2014 01:56 am (UTC)
Ну, конечно, путешествуем, чтобы увидеть новое! Как выше заметили, расширяем горизонты, я тоже люблю это выражение. У меня всегда внутри поднимается восторг - сел в самолёт на одном континенте, вышел из него - на другом, разве не прекрасно?
Я люблю и смотреть, как живут люди, и историю люблю.
hettie_lz
Apr. 9th, 2014 03:48 am (UTC)
ага :)
bluesoleil
Apr. 9th, 2014 05:45 am (UTC)
Жизнь.без путешествий не имеет смысла для меня...Я бы всю зарплату на них cпускала)) Или вот работу бы мне с командировками)
hettie_lz
Apr. 9th, 2014 12:36 pm (UTC)
И Вы не одиноки в этом :). Но я в процессе нескольких обсуждений увидела, насколько разные у людей бывают цели для путешествий, и представления, что важно - нужно.
(no subject) - bluesoleil - Apr. 9th, 2014 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Apr. 9th, 2014 11:38 pm (UTC) - Expand
gala_vrublevska
Apr. 9th, 2014 04:17 pm (UTC)
Прочитала вашу отсылку к старому посту и согласна, что новая почва требует дополнительной энергии-мобилизации. И дети вырастают на новой почве активные.

Но когда я видела путешествующих с родителями детей где-нибудь в туристском автобусе Петербург-Хельсинки, то думала об их развитии неоднозначно. Сейчас мало кто ездит по России и даже свой город не знают, так откуда у детей появится этот акцент взгляда, что в Финляндии, например, по-другому?
hettie_lz
Apr. 9th, 2014 11:46 pm (UTC)
Галина, я очень хорошо понимаю Ваши ощущения. Не хочу никого ругать, не хочу брюзжать, но, к сожалению, именно в Хельсинки мне очень часто бывает грустно смотреть на то, что дети почти мешают родителям, и мне становится непонятно, зачем их вообще вывозят - казалось бы, вся поездка должна быть в первую очередь для детей. На счастье, это не всеобщее явление! И то, что надо изучать и свой город, и свою страну - полностью согласна.
( 45 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2023
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Comments

  • hettie_lz
    9 Mar 2023, 04:30
    Галина, извините, я не злостно, просто совсем беспросветно дела засосали. Образование. — ну вот так и получали, стандартное американское, какое там полагалось в соответствующем штате. То есть вот…
  • hettie_lz
    6 Mar 2023, 08:51
    Какие интересные, глубокие записи о прошлом! И о детях тундры, и об антисемитизме при поступлении в университет евреев. И конечно же тетрадки Хетти-первоклассницы. В этой связи вопрос про детей…
  • 5 Mar 2023, 18:21
    А я ошиблась, не могла я там быть 25 лет назад, павильон закончили в 2001 году. Ну значит 20 лет. Хорошо помню, как возили туда гостей в 2004.
    А кафе и террасу в северной части музея, с окнами на…
  • hettie_lz
    5 Mar 2023, 13:51
    Да, это было прекрасно!
  • 5 Mar 2023, 07:03
    Очень рада, что вы наконец добрались до музея, он неописуемо прекрасен! Я впервые все это увидела лет 25 назад и обалдела! И временно примирилась с действительностью, которой была очень недовольна:)…
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow